01.05.2022
Александр Калягин: "Запоминаются только те роли, которые тебя чему-то научили"
Театральная афиша столицы
01.03.2022
Марина Чуракова: «Шансы на интересный результат всегда есть»
Театральная афиша столицы
14.10.2021
Эфир программы "Театральная среда Вадима Верника": гость - режиссер Борис Морозов
Радио "Культура"
24.06.2021
Эфир программы "Главная роль" на телеканале "Культура". Гость - режиссер, засл.арт.РФ Владимир Скворцов
Телеканал "Культура"
11.05.2021
Эфир программы «Выходные данные» с участием режиссера, засл.арт.РФ Владимира Скворцова
Программа "Выходные данные", радио "Москва FM"
11.04.2021
Новости культуры с Владиславом Флярковским: премьера спектакля «Любовный напиток» в «Et Cetera»
Телеканал "Культура"
08.04.2021
Гости программы "Театральная среда Вадима Верника" на "Радио Культура" - режиссер Владимир Скворцов и актриса Татьяна Владимирова
24.02.2021
Анжела Белянская: "В театре нет возраста"
Театральная афиша столицы
05.12.2020
спектакль «#ОСТОРОЖНОБАСНИ» - Влад Маленко и Театр Et Cetera
Лариса Каневская ,
журнал "Мнение"
30.11.2020
Гость эфира – артист и поэт Влад Маленко
Радио России
15.05.2020
Театр времен пандемии. Куда вернутся актеры и зрители?
Елена Поляковская ,
Радио Свобода
30.01.2020
Наталия Житкова: "Мечтаю о новом и неизведанном"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
28.01.2020
Гость программы "Культурный обмен" - засл.арт.РФ Наталья Благих
Телеканал "ОТР"
18.12.2019
Игорь Золотовицкий: «Я очень послушный артист»
Денис Сутыка ,
газета "Культура"
18.11.2019
Борис Березовский в программе "Разбор полета"
радио "Эхо Москвы"
09.10.2019
Роберт Стуруа: "Умереть я хочу в Аргентине"
Марина Токарева ,
Новая газета
01.05.2019
Наталья Баландина: "Мой путь от Вильянди до Москвы".
Наталья Колобова ,
Журнал "Красивая жизнь", Эстония
01.05.2019
Наталья Благих: "Хочется всегда того, что труднее дается"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
19.03.2019
Пианист Борис Березовский: нужно что-то новое, нельзя останавливаться
РИА Новости
10.03.2019
Авторская ремарка Рустама Ибрагимбекова
Юрий Бутунин ,
Интернет-радиоканал “Русский мир”
03.02.2019
Рустам Ибрагимбеков: «Подавляющее число мужчин живут в бутылке, портя женщин»
Светлана Хохрякова ,
Московский комсомолец
02.11.2018
Леонид Ошарин: «Вся надежда только на реконструкцию»
Виктор Борзенко, Валерий Яков ,
Театрал
27.09.2018
Театральная среда братьев Верников. Гость: Антон Пахомов
Радио "Культура"
01.12.2017
Наталья Баландина: "Меня уговорили стать актрисой!"
Наталья Колобова ,
еженедельник "Инфопресс" Балтийского издательского дома "Инфоринг" (Inforing, Inforing As)
24.08.2017
Александр Калягин: «Мы уже все под лупой». Театр «Et Cetera» открыл свой 25-й сезон
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
14.07.2017
Александр Калягин объяснил "НГ", чем театр отличается от прачечной
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
11.07.2017
Продюсер – сомелье
Майя Ткаченко ,
Независимая газета
05.07.2017
Привет, московский Et Cetera
Светлана Трусова
31.05.2017
Из «Шинели» вышел ревизор
Денис Сутыка ,
газета "Культура"
11.02.2017
Валерия Устинова: Уроки русского
Анастасия Арефьева ,
ТЕАТРАЛ
27.01.2017
Марина Дубкова: «Мужчинам чаще сохраняют жизнь»
Time Out. Петербург
24.01.2017
Иван Косичкин: "Режиссура появилась в моей жизни не случайно".
Татьяна Филиппова ,
Театральная Афиша
16.12.2016
Анна Артамонова: Очень хочется жить счастливо и чтобы люди вокруг жили так же
Павел Подкладов ,
Подмосковье без политики
15.12.2016
Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин.
Телеканал "Культура"
31.10.2016
"Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре
Анна Зелькина ,
Настоящее время
12.10.2016
Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник"
Телеканал "Культура"
02.10.2016
"Важная персона": Александр Калягин
Москва 24
29.08.2016
В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах
Телеканал "Культура"
10.05.2016
"Театр не больница. Он не лечит"
Елена Владимирова ,
Журнал "Огонек"
11.03.2016
Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова"
Телеканал "Культура"
09.02.2016
Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой
телеканал ТВЦ
15.01.2016
Анна Артамонова и её Чехов
Анастасия Разгуляева ,
Театральный журнал «i», Нижний Новгород
28.12.2015
Кризис – естественное состояние театра
Роберт Стуруа ,
Газета "Et Cetera"
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
12.11.2015
Она написала пьесу про Чехова, срежиссировала ее и сыграла
Мария Федотова ,
Нижегородские новости
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
23.09.2015
Роберт Стуруа: В профессии актера есть особое мужество
Ирина Гладких ,
"Областная газета"
22.09.2015
Роберт Стуруа: «Актёры для меня – те же кисти»
Алёна Корк ,
"Конкурент"
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
01.09.2015
В театре Калягина начинается опасная охота
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
20.04.2015
Петер Штайн: "Русские от театра просто без ума"
Вольфганг Хёбель, Маттиас Шепп ,
Der Spiegel
01.02.2015
Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь
Алла Шевелева ,
"Театральная афиша"
19.01.2015
Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье
Ольга Романцова ,
"The New Times"
30.12.2014
Александр Калягин: Год культуры в России не должен ограничиться 2014 годом.
Ольга Свистунова ,
ТАСС
19.12.2014
Петер Штайн: "Может, мне лучше у вас не работать, чтобы в России было все в порядке?"
Марина Райкина ,
"Московский Комсомолец"
18.12.2014
Петер Штайн поставит в Москве "Бориса Годунова".
Марина Райкина ,
"Московский Комсомолец"
15.12.2014
Театр времен Саакашвили
Алена Карась ,
"Российская газета"
24.11.2014
Петер Штайн в программе "Худсовет".
Телеканал "Культура"
19.11.2014
Владимир Скворцов: "Хотел бы заниматься режиссурой, но успевать отдыхать от нее".
Марина Квасницкая ,
"Чеховед"
29.10.2014
Никогда не сдавайтесь!
Любовь Лебедина ,
"Трибуна"
08.10.2014
"Театральная среда братьев Верников". В гостях Глеб Черепанов и Григорий Старостин
Радио "Культура"
04.10.2014
Кирилл Лоскутов: Надеюсь "полететь" на десятом спектакле.
Анастасия Иванова ,
"Чеховед"
25.09.2014
"Не могу молчать, когда кругом беспредел"
Любовь Лебедина ,
"Трибуна"
13.07.2014
Владимир Скворцов: «Я наконец-то научился быть искренним в кино»
Галина Снопова ,
«Московская правда»
28.05.2014
"Интервью": Режиссер Владимир Скворцов - о спектакле "Старшая сестра"
Москва 24
22.05.2014
Наедине со всеми. Людмила Дмитриева
Первый канал
29.04.2014
Аристофана в стиле немецкого кабаре поставили в Et Cetera
Марина Квасницкая ,
«Театрал»
17.03.2014
Я играю человека с эдиповым комплексом
Натела Поцхверия ,
«Intrview»
11.03.2014
Рука об руку с продюсером
Давид Смелянский ,
«Станиславский»
05.03.2014
Известный актёр Владимир Скворцов рассказал, кем хотел быть в детстве
Ирина Колпакова ,
«Восточный округ»
01.12.2013
Режиссер Роберт Стуруа: Мы остались живы в сложные времена, потому что работали
Григорий Анисонян ,
«Ноев ковчег»
24.09.2013
Слово председателя
«Театрал»
23.09.2013
Максим Леонидов: «Я про бизнес не умею, мое дело — музыку писать»
Кирилл Логинов ,
«Тайга.инфо»
20.05.2013
«Безумства с нами творились постоянно»
Александр Баркар ,
«TimeOut»
19.05.2013
"Валенсианские безумцы" Лопе де Вега в театре Et Cetera
Москва 24, Афиша
10.05.2013
По следам Первого Московского фестиваля детских спектаклей “Лига Синей Птицы”
Первый Детский Досуговый портал
25.03.2013
«Быстро теряю серьезность и начинаю дурачиться»
Валерий Яков, Виктор Борзенко ,
«Новые известия»
19.03.2013
Александр Калягин: «Ненавижу, когда спектакль называют проектом»
Марина Тимашева ,
«Известия»
07.03.2013
Александр Калягин: «Театр – не сфера услуг!»
Юрий Татаренко ,
Academ.info
01.02.2013
Александр Калягин: Игра, которую затеяла со мной жизнь
Елена Алексеева ,
«Театральная афиша»
27.12.2012
Передача "Рожденные в СССР", в гостях Людмила Дмитриева
13.12.2012
Любовь на два дома
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
10.12.2012
Возвращенец
Андрей Ванденко ,
«Итоги»
24.11.2012
Давид Яковлевич Смелянский в гостях у Алексея Райкова на радио «Говорит Москва»
Алексей Райков ,
«Говорит Москва»
13.11.2012
Гия Канчели — о Роберте Стуруа, Михаиле Саакашвили, прошлом и будущем
Ольга Завьялова ,
«Известия»
12.11.2012
Лицедей
Андрей Ванденко ,
«Итоги»
02.11.2012
Калягин: «Латвия – это мой климат, моя аура!»
Андрей ШАВРЕЙ ,
Телеграф.lv
24.10.2012
Роберт Стуруа: «В России я, как на родине»
Наталия Викторова ,
Голос России
21.08.2012
Ничего себе местечко для сбора
Марина Райкина ,
МК
01.06.2012
Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе»
Марина Белова ,
журнал «Театрон»
31.05.2012
Между родиной и чужбиной
Шели Шрайман ,
«Окна»
25.05.2012
Гия Канчели: «Главное, не страна, а люди»
Виктор Лихт ,
«NAUTILUS»
23.05.2012
Александр Калягин: «Все на что-то жалуются»
Марина Мурзина ,
АИФ №21
20.05.2012
Роберт Стуруа: Искусство должно быть в конфликте с властью
Яков Зубарев ,
«Секрет»
04.05.2012
«Я все думал, когда нас Бог покарает за Сталина, и вот...»
Инна Шейхатович ,
Тарбут.ru
04.05.2012
Полицейский должен улыбаться
Александр Малюгин-Гаврилов ,
«Аргументы Недели»
14.02.2012
Роберт Стуруа: вот-вот должно произойти что-то настоящее
Наталия Курова ,
«РИА Новости»
14.12.2011
Владимир Скворцов: «Орфея заел быт!»
Марина Шимадина ,
Журнал «Ваш Досуг» №49 (14 - 25 декабря 2011)
20.10.2011
Роберт Стуруа: Судите художника по произведениям, а не по слова
Наталия КАМИНСКАЯ ,
Газета «Культура»
20.04.2011
Артист в законе
Елена Владимирова ,
"Вечерняя Москва"
31.03.2011
Александр Калягин. Мысли вдогонку театральному празднику
Наталья Каминская ,
"Культура"
21.03.2011
Артисты закулисья
Елена Барышева ,
Журнал "Огонёк"
01.02.2011
Александр КАЛЯГИН: «Актеры любят тишину…»
Петр Николаев ,
Вакансия.ru
27.01.2011
Александр Калягин: Суды выигрываешь, а ничего не меняется!
Подготовила Зинаида Арсеньева ,
«Вечерний Петербург»
25.01.2011
Калягин приехал проститься с БДТ
Марина СУРАНОВА ,
«Космсомольская правда» в Санкт-Петербурге
25.01.2011
Александр Калягин: «Перевернет ли «Буря» чью-то душу?»
Николай Вольский ,
BaltInfo
24.01.2011
«БУРЯ И НАТИСК»
Беседовала Лариса Царькова ,
«Ваш досуг» в Санкт-Петербурге
17.01.2011
«Я бы хотел оставить после себя театр»
Виктор Лошак ,
Журнал «Огонёк» № 2 (5161)
01.12.2010
Гример
Елена Лапина, Александр Цветаев ,
«Сцена» №4 (66) 2010
01.12.2010
Владимир СКВОРЦОВ: Человек, зацикленный на сказках
Мария Сперанская ,
Театральная касса
01.12.2010
Владимир Симонов: У каждого свой театральный бог
Татьяна Петренко ,
«Театральная афиша»
27.09.2010
«Сколько я живу, столько театр находится в кризисе»
Роман Должанский ,
Журнал «Власть»
22.06.2010
Александр Калягин: «Бюджетная реформа искоренит эксперименты в театре»
Ольга Романцова ,
Газета.ru
01.06.2010
«Дороги роли, которые тяжело даются»
Анастасия ТОМСКАЯ ,
Журнал «Театрал»
28.04.2010
Актер Александр Калягин
Ольга Егошина ,
«Новые известия»
26.03.2010
Из жизни в театр переходя
Алена Карась ,
"Российская газета"
04.02.2010
Мамадаков Амаду: Мне хочется объединить наши народы
Саяна Ондур ,
tuvpravda.ru
28.12.2009
Наша «Олеся» на сцене московской
"Вести Сегодня"
23.12.2009
«Хреновуха», замешанная на земных мечтах.
Газета "Семья"
01.11.2009
На что способен аферист?
Ксения Жеглая ,
"Что новенького?"
22.10.2009
Актуальное интервью
Тамара Троицкая ,
"Культура"
07.10.2009
Мюзикл по-русски
Ведущая Мария Строева ,
РБК ТВ
27.03.2009
Театр как чудо
Алена Карась ,
"Российская газета"
16.03.2009
Алексей Кортнев: «Люди все равно будут слушать приличную музыку»
Елена Мухаметшина ,
Русский Newsweek
27.11.2008
Калягин: театру денег всегда не хватает
Мария Голова, Анна Санникова ,
"Новые новости"
09.10.2008
Александр Калягин: "Мужчина не имеет права стонать и жаловаться"
Елена Ямпольская ,
"Известия"
18.09.2008
Театр начинается с продюсера. Давид Смелянский
Валерия Селиванова ,
Газета «Россия»
25.03.2008
Интервью с Алексеем Серовым в прямом эфире Радиостанции "СИТИ FM"
Радиостанция "СИТИ FM"
28.12.2007
Человек, который хочет быть похороненным на Марсе
Клодин Мюлар (Claudine Mulard) ,
"Le Monde"
13.12.2007
Сергей Дрейден: Изгнанник
Алла Шендерова ,
"Ваш досуг"
06.12.2007
АДОЛЬФ ШАПИРО: "На Западе я бы Брэдбери не ставил. Только у нас"
Наталия Каминская ,
"Культура"
22.10.2007
Рукописи горят
Ольга Галахова ,
журнал "Станиславский"
13.09.2007
Давид Смелянский: главное дело продюсера – любить артиста!
Елена Федоренко ,
"Культура"
13.09.2007
Александр Галин: «Я совсем не боюсь, что меня забудут»
Ирина Алпатова ,
"Культура"
02.03.2007
«Я надеюсь, что актерам работа пойдет на пользу»
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
01.03.2007
SounDrama с одним большим D
Ольга Нетупская ,
"Страстной бульвар
01.03.2007
Александр Калягин: «Подавлять и возбуждать — суть нашей профессии»
Катерина Антонова ,
"Театрал"
29.09.2006
Панков, Soundrama и врачебная тайна
Алла Шендерова ,
"Ваш досуг"
16.11.2005
Есть Сetera!
Ян Смирницкий ,
"Московский комсомолец"
14.11.2005
«Et Cetera» откроет новый сезон в новом здании
Радио "Маяк"
01.10.2005
Давид Смелянский: «Театр – это искусство переливания крови»
Марина Обревко ,
Аргументы и факты Калининград
29.09.2005
ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: "В нашей профессии имя дороже денег"
Елена Федоренко ,
"Культура"
07.04.2005
Владимир Скворцов: «Я доверяю самому себе»
Алиса Никольская ,
"Культура"
22.03.2005
Смерть Тарелкина
Елена Ковальская ,
"Афиша"
14.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА…
Ольга Коршакова ,
"Новая газета"
10.12.2001
«Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?»
Ольга Лаврова ,
"Ваш досуг"
22.11.2001
К Биг-Бену под биг-бэнд
Наталья Каминская, Анна Ветхова ,
"Культура"
10.08.2001
Театр, или Праздник
Кшиштоф Гурский ,
"Газета Выборча (Газета Морска)"
21.05.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?
Марина Багдасарян ,
"Время МН"
24.04.2000
Давид Смелянский: продюсер - это медицинское состояние
Екаерина Васенина ,
"Новая газета"
02.10.1999
По колено в океане
Елена Евгеньева
07.09.1999
Режиссер – тоже Дон Кихот
Елена Владимирова ,
"Московские новости"
01.02.1999
Зачем Пушкину красный фрак?
Светлана Новикова ,
"Театральный курьер"
Пресса
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Александр Калягин: "Запоминаются только те роли, которые тебя чему-то научили"
Театральная афиша столицы ,
01.05.2022
Александр Калягин – из тех уникальных актеров, что азартно доказывают способность к невозможному.
Режиссер Анатолий Эфрос написал о нем: «Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона… Для него нет заданий, которые он не мог бы выполнить. Любой гротеск - пожалуйста! Причем все это он выполняет как-то по-своему». А еще Александр Калягин – председатель СТД, народный артист России, худрук театра «Et Cetera» обладатель невероятного количества наград.
В мае у Александра Александровича юбилей, но он не собирается «бронзоветь», сохраняя энергию, интерес к жизни и страсть к театральной игре.
Грядет ваш юбилей, какие ощущения?
– Ощущения разные. В зависимости от погоды. Когда солнечно, то с удивлением думаю – неужели мне 80? Я полон энергии, строю планы, причем на перспективу. Столько еще надо сделать – и в театре, и в театральном Союзе. А когда идет дождь, кругом тоска и мне тоскливо, и тогда я говорю: ой, мне уже 80. Вот такая у меня метеозависимость.
Сколько ролей вы сыграли за свою жизнь?
– Вы хотите, чтобы я назвал точное число? Не смогу. За свою жизнь сыграл много ролей. А сколько? Не знаю. Загляните в «Википедию»,
там все написано, все роли указаны, и даже по годам.
Но каждую свою роль вы помните?
– Если честно, не все. Запоминаются только те роли, которые чему-то тебя научили. А учат хорошие пьесы, хорошие авторы, конечно, очень много дает режиссер, с которым работаешь, безусловно, артисты. Все это очень важно, все
это очень дорого.
Вы с детства мечтали стать артистом, хотя и не росли в актерской среде…
– Мои дети не стали артистами, хотя и выросли в актерской семье, чему я рад. Этот ген необязательно передается по наследству. Мои родители были педагогами, они преподавали в Педагогическом институте. Во время войны институт был эвакуирован в Кировскую область, там я родился в поселке Малмыж. Папа вскоре умер, меня воспитывала мама. Бедная моя мама! Как же ей доставалось от меня, я был неуправляемым. Ненавидел муштру, которая была
в школе, какие-то предметы любил, а какие-то ненавидел. Особую ненависть у меня вызывал немец-
кий, хотя мама знала шесть иностранных языков. Моя интеллигентная мама пыталась учить меня еще и музыке. И однажды я сел на скрипку и в знак протеста просто ее раздавил. С семи лет мечтал стать артистом. Я свою жизнь уже
маленьким выстраивал как театр.
Надо сказать, что был достаточно хитер: когда надо, становился на редкость тихим, когда мне было выгодно, капризничал. Моя мимикрия была весьма изобретательной.
И это уже тогда была актерская игра. Мама меня очень любила, и она пригласила плотника, который мне сделал маленький макет театра. Мама была педагогом, очень талантливым, и она понимала, как мне психологически трудно в школе.
Поэтому и возникло медучилище?
– Да, на семейном совете постановили, что мальчика надо убирать из школы, и второе – надо, чтобы он получил нормальную профессию. И я выучился, проработал фельдшером на скорой помощи. И должен сказать, что никогда не жалел об этом времени, оно не было потерянным, работа дала мне тот опыт, который я нигде бы не приобрел.
Я увидел жизнь с изнанки, сталкивался с самыми разными людьми, с самыми разными социальными слоями, встречался с алкоголиками и хулиганами. Я видел людей, которые страдают, я узнал, что такое боль, и не читая книжки, а сталкиваясь с живыми людьми.
Вы часто говорите, что в молодых артистах вам не хватает личностного начала. Может потому, что нет этого
опыта боли, сострадания, сопереживания?
– Я думаю, что артисту надо быть любопытным к жизни, суперлюбопытным. И вот это любопытство надо в себе воспитывать, развивать, чтобы это вошло в привычку, стало частью твоей жизни. Кино, книги, театр, живопись, и прежде всего музыка – это все, что будит творческую фантазию, а потому артист должен постоянно существовать в процессе такого познания. И если режиссер подсказывает, какую книгу надо прочитать, работая над этой ролью, то надо бежать и читать. Ничего не откладывать. А еще надо слушать замечания режиссера – чем их больше, тем лучше. Если вдруг нет замечаний, значит, ты перестал быть интересным. Лучше кричать друг на друга, не соглашаться, но не дай бог почувствовать равнодушие.
Из вашего курса родился театр «Et Cetera». Вы и сегодня занимаетесь воспитанием молодых артистов
своего театра?
– Не знаю, насколько деятельность художественного руководителя можно сравнить с педагогикой. Но то, что артист должен учиться всю жизнь, в этом я уверен. На самом деле встреча с талантливым режиссером, с интересным мате-
риалом, новым жанром – это все обретение профессиональных навыков. Поэтому я изначально для себя определил: у меня не будет амбиций режиссера-постановщика, я буду приглашать в театр разных мастеров, чтобы у артистов была возможность каждый раз обретать новый опыт, сталкиваясь с другой эстетикой. Мне кажется, это позволяет всякий раз что-то открывать новое в себе. А еще я старался в театр приглашать интересных людей разных профессий – киноведов и театроведов, политиков и философов, педагогов по разным театральным дисциплинам. Мы это называли ликбезом. Своего рода такое «общество знаний». В последние годы эта деятельность прервалась
в силу обстоятельств, но мы будем ее продолжать. Для артиста важно много знать. Но самое главное, артист должен быть наивным, артист должен быть открытым.
Стрелер говорил, что артист – это пустой сосуд. Согласны?
– Звучит красиво и вроде бы точно, но, на мой взгляд, не вполне. «Пустой сосуд» в течение жизни наполняется,
и каждая твоя роль не исчезает совершенно бесследно. Артист из одной работы переходит в другую, но что-то в нем сохраняется. Почему мы иногда готовы отказаться от роли? Объяснение простое: я уже нечто похожее делал, мне неинтересно. Ты же не лепишь свой образ из глины, который существует отдельно от тебя. Ты лепишь из себя – из своей души, сердца, не знаю, печени… И как это может испариться, не оставив в тебе ничего?
Роли формируют артиста. А человека? Вы сыграли вождя пролетариата, сыграли виртуозно, – изменила ли эта работа ваш характер? Может быть, что-то вам пригодилось из этого актерского опыта при руководстве театральным Союзом?
– Конечно. (Смеется.) Когда Ефремов мне предложил сыграть Ленина, все были ошарашены. Я не был социальным героем. Но Ефремов в меня поверил, что-то увидел. Мы прочли бесконечное число книг, я стал понимать трагедию этого человека, решившего изменить мир. Олег Николаевич мне говорил: здесь нужен вертикальный темперамент, не
поступательное, горизонтальное движение по содержанию роли, а выбросы, выбросы огромного напряжения, силы, воли, сосредоточия всех мыслей, нервов… Наверное, эта работа меня и человечески изменила.
У каждого артиста есть свои штампы, ведь так? И у вас они есть?
– Конечно, есть, но разница между хорошим артистом и не очень хорошим – в количестве штампов. У одного – пять, у другого – сто пять.
Вы любите все свои роли? Или есть какие-то особенно дорогие?
– Дети любят заниматься тем, что у них получается. Ну и артист, наверное, любит те свои роли, которые, как ему кажется, у него получились. Недавно в разговоре с коллегами я сказал, что роль Чичикова считаю своей самой
большой удачей. И я даже объяснил почему. В фильм «Мертвые души» меня позвал Михаил Швейцер, потрясающий режиссер, человек энциклопедической образованности. Когда он начинал рассказывать о Гоголе, его эпохе, о России,
рождалось чувство какого-то открывающегося космоса. Мне кажется, что многие произведения русских классиков он знал просто наизусть. Я его называл профессором жизни, который не подавлял своими знаниями, а напротив, окрылял. Чичиков – это очень русский и очень объемный персонаж. Он не просто пройдоха, не просто жулик. Он – приобретатель, именно так его назвал Гоголь. Чичиковщина – это явление русской жизни. И мне кажется, Швейцер сумел меня пробить к сути этого национального характера, открытого и описанного гениальным писателем.
Вы сыграли практически во всех пьесах Гоголя, это ваш автор?
– Я действительно много играл Гоголя, не играл только в «Ревизоре», но и это случилось. И неожиданно для всех сыграл не городничего, а Хлестакова.
И надо сказать, блестяще сыграли. Стуруа сразу предложил Хлестакова?
– Эта идея родилась в наших долгих разговорах про Гоголя. Мы посмотрели 15 постановок «Ревизора». И я все время думал над тем, что никто сегодня не поверит тому, что молодой ничтожный повеса, картежник, пропойца может обмануть взрослых матерых чиновников… Тогда о чем мы ставим? О коррупции, которая неискоренима, она как температура плавающая – то чуть выше, то чуть ниже. И нам стало ясно, что Хлестаков – это пожилой, опытный,
хитрый человек, который только и может обмануть весь город. Стуруа практически не изменил из гоголевского текста ни строчки и поставил в гиперболизированном ключе яркий, небытовой спектакль.
Спектакль «Ревизор. Версия» вы показали в Санкт-Петербурге, и в Берлине, и в Риме, где вы даже получили Премию Н.В. Гоголя в Италии.
– Да, мне вручили эту премию, она не только за эту роль в этом спектакле, но и за все другие, мной сыгранные. В Риме нас принимали особенно тепло. Мы все знали, что Гоголь жил в Италии, но, что до сих пор сохранился культ Гоголя в этой стране, нас всех поразило. Мы были музее-квартире Гоголя, зашли в кафе, куда захаживал Николай
Васильевич. И что еще потрясло – это множество рецензий, вышедших в итальянских газетах. И дело не в том, что они были хвалебными, что хвалили интерпретацию Стуруа, наши актерские работы, а мы были удивлены глубиной анализа, знанием творчества Гоголя, культурой и профессионализмом итальянских театральных критиков. Хотя, наверное, среди них были не просто критики, а ученые, исследователи творчества Гоголя.
В вашей жизни было много и чеховских ролей, и в театре, и в кино. И сегодня вы играете «Лица» по юмористическим
рассказам А.П. Чехова в дуэте с Владимиром Симоновым. Играете много лет. Вы могли предположить, что этот спектакль будет жить так долго и что его популярность будет только расти? Зрители приходят к вам по много раз. Как вы объясняете такой успех?
– Это правда, «Лица» идут много лет. И всякий раз аншлаги, и всякий раз аплодисменты. Я думаю, что успех спектакля прежде всего связан с тем, что мы играем Чехова. Я как-то уже говорил, что без Чехова-доктора не было бы Чехова-писателя. Чеховские диагнозы всегда безошибочны. Он смотрит на человека сквозь свое пенсне и видит его словно через рентген. Он знает все про человека и взирает на него без сантиментов. Чеховская ирония гениальна, его чудовищная, безжалостная правда повседневной жизни предстает в каждом его тексте, в его пьесах, в его рассказах. Чеховские рассказы – это удивительно точные зарисовки русской провинции.
Когда-то я преподавал за рубежом, и мне было трудно объяснять какие-то чеховские фразы, ну, например: «День так хорош. То ли чаю выпить, то ли повеситься». Русский человек сразу понимает, о чем идет речь, а мои французские студенты этого смысла не улавливали.
Вы никогда не хотели написать что-то вроде учебника по актерскому мастерству?
– Очень хотел и хочу. Трудно найти время, хотя понимаю, что надо. Я работал с великими режиссерами, по настоящему великими. И в театре, и в кино. Конечно, этим опытом надо поделиться с молодым поколением. Обидно, что все это становится историей, о которой мало кто помнит.
Вы играете свои спектакли, руководите театром, руководите театральным Союзом. Конечно, откуда взять время на книгу.
– Да, времени катастрофически не хватает. Но еще нас, конечно, всех выбила из нормальной жизни пандемия. Хотя теперь стало еще тяжелее. Думаю, что мы все живем в большой тревоге. Дай Бог, чтобы поскорее завершилась военная операция на Украине и все наши благие цели были достигнуты. Сейчас это главное.
Татьяна Алексеева
Режиссер Анатолий Эфрос написал о нем: «Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона… Для него нет заданий, которые он не мог бы выполнить. Любой гротеск - пожалуйста! Причем все это он выполняет как-то по-своему». А еще Александр Калягин – председатель СТД, народный артист России, худрук театра «Et Cetera» обладатель невероятного количества наград.
В мае у Александра Александровича юбилей, но он не собирается «бронзоветь», сохраняя энергию, интерес к жизни и страсть к театральной игре.
Грядет ваш юбилей, какие ощущения?
– Ощущения разные. В зависимости от погоды. Когда солнечно, то с удивлением думаю – неужели мне 80? Я полон энергии, строю планы, причем на перспективу. Столько еще надо сделать – и в театре, и в театральном Союзе. А когда идет дождь, кругом тоска и мне тоскливо, и тогда я говорю: ой, мне уже 80. Вот такая у меня метеозависимость.
Сколько ролей вы сыграли за свою жизнь?
– Вы хотите, чтобы я назвал точное число? Не смогу. За свою жизнь сыграл много ролей. А сколько? Не знаю. Загляните в «Википедию»,
там все написано, все роли указаны, и даже по годам.
Но каждую свою роль вы помните?
– Если честно, не все. Запоминаются только те роли, которые чему-то тебя научили. А учат хорошие пьесы, хорошие авторы, конечно, очень много дает режиссер, с которым работаешь, безусловно, артисты. Все это очень важно, все
это очень дорого.
Вы с детства мечтали стать артистом, хотя и не росли в актерской среде…
– Мои дети не стали артистами, хотя и выросли в актерской семье, чему я рад. Этот ген необязательно передается по наследству. Мои родители были педагогами, они преподавали в Педагогическом институте. Во время войны институт был эвакуирован в Кировскую область, там я родился в поселке Малмыж. Папа вскоре умер, меня воспитывала мама. Бедная моя мама! Как же ей доставалось от меня, я был неуправляемым. Ненавидел муштру, которая была
в школе, какие-то предметы любил, а какие-то ненавидел. Особую ненависть у меня вызывал немец-
кий, хотя мама знала шесть иностранных языков. Моя интеллигентная мама пыталась учить меня еще и музыке. И однажды я сел на скрипку и в знак протеста просто ее раздавил. С семи лет мечтал стать артистом. Я свою жизнь уже
маленьким выстраивал как театр.
Надо сказать, что был достаточно хитер: когда надо, становился на редкость тихим, когда мне было выгодно, капризничал. Моя мимикрия была весьма изобретательной.
И это уже тогда была актерская игра. Мама меня очень любила, и она пригласила плотника, который мне сделал маленький макет театра. Мама была педагогом, очень талантливым, и она понимала, как мне психологически трудно в школе.
Поэтому и возникло медучилище?
– Да, на семейном совете постановили, что мальчика надо убирать из школы, и второе – надо, чтобы он получил нормальную профессию. И я выучился, проработал фельдшером на скорой помощи. И должен сказать, что никогда не жалел об этом времени, оно не было потерянным, работа дала мне тот опыт, который я нигде бы не приобрел.
Я увидел жизнь с изнанки, сталкивался с самыми разными людьми, с самыми разными социальными слоями, встречался с алкоголиками и хулиганами. Я видел людей, которые страдают, я узнал, что такое боль, и не читая книжки, а сталкиваясь с живыми людьми.
Вы часто говорите, что в молодых артистах вам не хватает личностного начала. Может потому, что нет этого
опыта боли, сострадания, сопереживания?
– Я думаю, что артисту надо быть любопытным к жизни, суперлюбопытным. И вот это любопытство надо в себе воспитывать, развивать, чтобы это вошло в привычку, стало частью твоей жизни. Кино, книги, театр, живопись, и прежде всего музыка – это все, что будит творческую фантазию, а потому артист должен постоянно существовать в процессе такого познания. И если режиссер подсказывает, какую книгу надо прочитать, работая над этой ролью, то надо бежать и читать. Ничего не откладывать. А еще надо слушать замечания режиссера – чем их больше, тем лучше. Если вдруг нет замечаний, значит, ты перестал быть интересным. Лучше кричать друг на друга, не соглашаться, но не дай бог почувствовать равнодушие.
Из вашего курса родился театр «Et Cetera». Вы и сегодня занимаетесь воспитанием молодых артистов
своего театра?
– Не знаю, насколько деятельность художественного руководителя можно сравнить с педагогикой. Но то, что артист должен учиться всю жизнь, в этом я уверен. На самом деле встреча с талантливым режиссером, с интересным мате-
риалом, новым жанром – это все обретение профессиональных навыков. Поэтому я изначально для себя определил: у меня не будет амбиций режиссера-постановщика, я буду приглашать в театр разных мастеров, чтобы у артистов была возможность каждый раз обретать новый опыт, сталкиваясь с другой эстетикой. Мне кажется, это позволяет всякий раз что-то открывать новое в себе. А еще я старался в театр приглашать интересных людей разных профессий – киноведов и театроведов, политиков и философов, педагогов по разным театральным дисциплинам. Мы это называли ликбезом. Своего рода такое «общество знаний». В последние годы эта деятельность прервалась
в силу обстоятельств, но мы будем ее продолжать. Для артиста важно много знать. Но самое главное, артист должен быть наивным, артист должен быть открытым.
Стрелер говорил, что артист – это пустой сосуд. Согласны?
– Звучит красиво и вроде бы точно, но, на мой взгляд, не вполне. «Пустой сосуд» в течение жизни наполняется,
и каждая твоя роль не исчезает совершенно бесследно. Артист из одной работы переходит в другую, но что-то в нем сохраняется. Почему мы иногда готовы отказаться от роли? Объяснение простое: я уже нечто похожее делал, мне неинтересно. Ты же не лепишь свой образ из глины, который существует отдельно от тебя. Ты лепишь из себя – из своей души, сердца, не знаю, печени… И как это может испариться, не оставив в тебе ничего?
Роли формируют артиста. А человека? Вы сыграли вождя пролетариата, сыграли виртуозно, – изменила ли эта работа ваш характер? Может быть, что-то вам пригодилось из этого актерского опыта при руководстве театральным Союзом?
– Конечно. (Смеется.) Когда Ефремов мне предложил сыграть Ленина, все были ошарашены. Я не был социальным героем. Но Ефремов в меня поверил, что-то увидел. Мы прочли бесконечное число книг, я стал понимать трагедию этого человека, решившего изменить мир. Олег Николаевич мне говорил: здесь нужен вертикальный темперамент, не
поступательное, горизонтальное движение по содержанию роли, а выбросы, выбросы огромного напряжения, силы, воли, сосредоточия всех мыслей, нервов… Наверное, эта работа меня и человечески изменила.
У каждого артиста есть свои штампы, ведь так? И у вас они есть?
– Конечно, есть, но разница между хорошим артистом и не очень хорошим – в количестве штампов. У одного – пять, у другого – сто пять.
Вы любите все свои роли? Или есть какие-то особенно дорогие?
– Дети любят заниматься тем, что у них получается. Ну и артист, наверное, любит те свои роли, которые, как ему кажется, у него получились. Недавно в разговоре с коллегами я сказал, что роль Чичикова считаю своей самой
большой удачей. И я даже объяснил почему. В фильм «Мертвые души» меня позвал Михаил Швейцер, потрясающий режиссер, человек энциклопедической образованности. Когда он начинал рассказывать о Гоголе, его эпохе, о России,
рождалось чувство какого-то открывающегося космоса. Мне кажется, что многие произведения русских классиков он знал просто наизусть. Я его называл профессором жизни, который не подавлял своими знаниями, а напротив, окрылял. Чичиков – это очень русский и очень объемный персонаж. Он не просто пройдоха, не просто жулик. Он – приобретатель, именно так его назвал Гоголь. Чичиковщина – это явление русской жизни. И мне кажется, Швейцер сумел меня пробить к сути этого национального характера, открытого и описанного гениальным писателем.
Вы сыграли практически во всех пьесах Гоголя, это ваш автор?
– Я действительно много играл Гоголя, не играл только в «Ревизоре», но и это случилось. И неожиданно для всех сыграл не городничего, а Хлестакова.
И надо сказать, блестяще сыграли. Стуруа сразу предложил Хлестакова?
– Эта идея родилась в наших долгих разговорах про Гоголя. Мы посмотрели 15 постановок «Ревизора». И я все время думал над тем, что никто сегодня не поверит тому, что молодой ничтожный повеса, картежник, пропойца может обмануть взрослых матерых чиновников… Тогда о чем мы ставим? О коррупции, которая неискоренима, она как температура плавающая – то чуть выше, то чуть ниже. И нам стало ясно, что Хлестаков – это пожилой, опытный,
хитрый человек, который только и может обмануть весь город. Стуруа практически не изменил из гоголевского текста ни строчки и поставил в гиперболизированном ключе яркий, небытовой спектакль.
Спектакль «Ревизор. Версия» вы показали в Санкт-Петербурге, и в Берлине, и в Риме, где вы даже получили Премию Н.В. Гоголя в Италии.
– Да, мне вручили эту премию, она не только за эту роль в этом спектакле, но и за все другие, мной сыгранные. В Риме нас принимали особенно тепло. Мы все знали, что Гоголь жил в Италии, но, что до сих пор сохранился культ Гоголя в этой стране, нас всех поразило. Мы были музее-квартире Гоголя, зашли в кафе, куда захаживал Николай
Васильевич. И что еще потрясло – это множество рецензий, вышедших в итальянских газетах. И дело не в том, что они были хвалебными, что хвалили интерпретацию Стуруа, наши актерские работы, а мы были удивлены глубиной анализа, знанием творчества Гоголя, культурой и профессионализмом итальянских театральных критиков. Хотя, наверное, среди них были не просто критики, а ученые, исследователи творчества Гоголя.
В вашей жизни было много и чеховских ролей, и в театре, и в кино. И сегодня вы играете «Лица» по юмористическим
рассказам А.П. Чехова в дуэте с Владимиром Симоновым. Играете много лет. Вы могли предположить, что этот спектакль будет жить так долго и что его популярность будет только расти? Зрители приходят к вам по много раз. Как вы объясняете такой успех?
– Это правда, «Лица» идут много лет. И всякий раз аншлаги, и всякий раз аплодисменты. Я думаю, что успех спектакля прежде всего связан с тем, что мы играем Чехова. Я как-то уже говорил, что без Чехова-доктора не было бы Чехова-писателя. Чеховские диагнозы всегда безошибочны. Он смотрит на человека сквозь свое пенсне и видит его словно через рентген. Он знает все про человека и взирает на него без сантиментов. Чеховская ирония гениальна, его чудовищная, безжалостная правда повседневной жизни предстает в каждом его тексте, в его пьесах, в его рассказах. Чеховские рассказы – это удивительно точные зарисовки русской провинции.
Когда-то я преподавал за рубежом, и мне было трудно объяснять какие-то чеховские фразы, ну, например: «День так хорош. То ли чаю выпить, то ли повеситься». Русский человек сразу понимает, о чем идет речь, а мои французские студенты этого смысла не улавливали.
Вы никогда не хотели написать что-то вроде учебника по актерскому мастерству?
– Очень хотел и хочу. Трудно найти время, хотя понимаю, что надо. Я работал с великими режиссерами, по настоящему великими. И в театре, и в кино. Конечно, этим опытом надо поделиться с молодым поколением. Обидно, что все это становится историей, о которой мало кто помнит.
Вы играете свои спектакли, руководите театром, руководите театральным Союзом. Конечно, откуда взять время на книгу.
– Да, времени катастрофически не хватает. Но еще нас, конечно, всех выбила из нормальной жизни пандемия. Хотя теперь стало еще тяжелее. Думаю, что мы все живем в большой тревоге. Дай Бог, чтобы поскорее завершилась военная операция на Украине и все наши благие цели были достигнуты. Сейчас это главное.
Татьяна Алексеева