Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Подарочный сертификат
Пушкинская карта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

01.01.2023 Докопаться до живого Полина Сурнина , журнал "Аэрофлот" 23.12.2022 Марина Брусникина - гость программы "Главная роль" на телеканале "Кульутра" Телеканал "Россия-Культура" 16.12.2022 Программа "Практика театра" с Мариной Брусникиной: гость - Нана Абдрашитова Радио "Культура" 30.09.2022 #ПроГлавное: Интервью с Иваном Косичкиным Телеканал "Мой Сургут" 23.09.2022 "The City. Говорим": Александр Калягин Москва 24 10.09.2022 Иван Косичкин: «Не было цели сжигать мосты» Анастасия Лошакова , Газета «Сургутская трибуна» 01.05.2022 Александр Калягин: "Запоминаются только те роли, которые тебя чему-то научили" Театральная афиша столицы 01.03.2022 Марина Чуракова: «Шансы на интересный результат всегда есть» Театральная афиша столицы 14.10.2021 Эфир программы "Театральная среда Вадима Верника": гость - режиссер Борис Морозов Радио "Культура" 24.06.2021 Эфир программы "Главная роль" на телеканале "Культура". Гость - режиссер, засл.арт.РФ Владимир Скворцов Телеканал "Культура" 11.05.2021 Эфир программы «Выходные данные» с участием режиссера, засл.арт.РФ Владимира Скворцова Программа "Выходные данные", радио "Москва FM" 11.04.2021 Новости культуры с Владиславом Флярковским: премьера спектакля «Любовный напиток» в «Et Cetera» Телеканал "Культура" 08.04.2021 Гости программы "Театральная среда Вадима Верника" на "Радио Культура" - режиссер Владимир Скворцов и актриса Татьяна Владимирова 24.02.2021 Анжела Белянская: "В театре нет возраста" Театральная афиша столицы 05.12.2020 спектакль «#ОСТОРОЖНОБАСНИ» - Влад Маленко и Театр Et Cetera Лариса Каневская , журнал "Мнение" 30.11.2020 Гость эфира – артист и поэт Влад Маленко Радио России 15.05.2020 Театр времен пандемии. Куда вернутся актеры и зрители? Елена Поляковская , Радио Свобода 30.01.2020 Наталия Житкова: "Мечтаю о новом и неизведанном" Татьяна Алексеева , Театральная афиша столицы 28.01.2020 Гость программы "Культурный обмен" - засл.арт.РФ Наталья Благих Телеканал "ОТР" 18.12.2019 Игорь Золотовицкий: «Я очень послушный артист» Денис Сутыка , газета "Культура" 18.11.2019 Борис Березовский в программе "Разбор полета" радио "Эхо Москвы" 09.10.2019 Роберт Стуруа: "Умереть я хочу в Аргентине" Марина Токарева , Новая газета 01.05.2019 Наталья Баландина: "Мой путь от Вильянди до Москвы". Наталья Колобова , Журнал "Красивая жизнь", Эстония 01.05.2019 Наталья Благих: "Хочется всегда того, что труднее дается" Татьяна Алексеева , Театральная афиша столицы 19.03.2019 Пианист Борис Березовский: нужно что-то новое, нельзя останавливаться РИА Новости 10.03.2019 Авторская ремарка Рустама Ибрагимбекова Юрий Бутунин , Интернет-радиоканал “Русский мир” 03.02.2019 Рустам Ибрагимбеков: «Подавляющее число мужчин живут в бутылке, портя женщин» Светлана Хохрякова , Московский комсомолец 02.11.2018 Леонид Ошарин: «Вся надежда только на реконструкцию» Виктор Борзенко, Валерий Яков , Театрал 27.09.2018 Театральная среда братьев Верников. Гость: Антон Пахомов Радио "Культура" 01.12.2017 Наталья Баландина: "Меня уговорили стать актрисой!" Наталья Колобова , еженедельник "Инфопресс" Балтийского издательского дома "Инфоринг" (Inforing, Inforing As) 24.08.2017 Александр Калягин: «Мы уже все под лупой». Театр «Et Cetera» открыл свой 25-й сезон Марина Райкина , Московский комсомолец 14.07.2017 Александр Калягин объяснил "НГ", чем театр отличается от прачечной Елизавета Авдошина , Независимая газета 11.07.2017 Продюсер – сомелье Майя Ткаченко , Независимая газета 05.07.2017 Привет, московский Et Cetera Светлана Трусова 31.05.2017 Из «Шинели» вышел ревизор Денис Сутыка , газета "Культура" 11.02.2017 Валерия Устинова: Уроки русского Анастасия Арефьева , ТЕАТРАЛ 27.01.2017 Марина Дубкова: «Мужчинам чаще сохраняют жизнь» Time Out. Петербург 24.01.2017 Иван Косичкин: "Режиссура появилась в моей жизни не случайно". Татьяна Филиппова , Театральная Афиша 16.12.2016 Анна Артамонова: Очень хочется жить счастливо и чтобы люди вокруг жили так же Павел Подкладов , Подмосковье без политики 15.12.2016 Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин. Телеканал "Культура" 31.10.2016 "Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре Анна Зелькина , Настоящее время 12.10.2016 Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник" Телеканал "Культура" 02.10.2016 "Важная персона": Александр Калягин Москва 24 29.08.2016 В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах Телеканал "Культура" 10.05.2016 "Театр не больница. Он не лечит" Елена Владимирова , Журнал "Огонек" 11.03.2016 Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова" Телеканал "Культура" 09.02.2016 Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой телеканал ТВЦ 15.01.2016 Анна Артамонова и её Чехов Анастасия Разгуляева , Театральный журнал «i», Нижний Новгород 28.12.2015 Кризис – естественное состояние театра Роберт Стуруа , Газета "Et Cetera" 08.12.2015 Юбилей театра Et Cetera отметили капустником телеканал "Культура" 29.11.2015 Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов Телеканал "Культуры" 12.11.2015 Она написала пьесу про Чехова, срежиссировала ее и сыграла Мария Федотова , Нижегородские новости 17.10.2015 Эфир программы "Жизнь с антрактами" Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" , радио "Говорит Москва" 23.09.2015 Роберт Стуруа: В профессии актера есть особое мужество Ирина Гладких , "Областная газета" 22.09.2015 Роберт Стуруа: «Актёры для меня – те же кисти» Алёна Корк , "Конкурент" 11.09.2015 "Утиная охота" в "Et Cetera" Москва 24: Афиша 01.09.2015 В театре Калягина начинается опасная охота Марина Райкина , "Московский комсомолец" 31.08.2015 Репортаж на телеканале "Россия 24" Культура-Россия 24 22.06.2015 Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу! Борис Войцеховский , "Вечерняя Москва" 17.06.2015 Прогулка с Шаманом Елена Алешкина , Office 10.06.2015 «Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры» Семен Суриков , "Новые известия" 27.04.2015 Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera" Телеканал "Культура" 20.04.2015 Петер Штайн: "Русские от театра просто без ума" Вольфганг Хёбель, Маттиас Шепп , Der Spiegel 01.02.2015 Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь Алла Шевелева , "Театральная афиша" 19.01.2015 Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье Ольга Романцова , "The New Times" 30.12.2014 Александр Калягин: Год культуры в России не должен ограничиться 2014 годом. Ольга Свистунова , ТАСС 19.12.2014 Петер Штайн: "Может, мне лучше у вас не работать, чтобы в России было все в порядке?" Марина Райкина , "Московский Комсомолец" 18.12.2014 Петер Штайн поставит в Москве "Бориса Годунова". Марина Райкина , "Московский Комсомолец" 15.12.2014 Театр времен Саакашвили Алена Карась , "Российская газета" 24.11.2014 Петер Штайн в программе "Худсовет". Телеканал "Культура" 19.11.2014 Владимир Скворцов: "Хотел бы заниматься режиссурой, но успевать отдыхать от нее". Марина Квасницкая , "Чеховед" 29.10.2014 Никогда не сдавайтесь! Любовь Лебедина , "Трибуна" 08.10.2014 "Театральная среда братьев Верников". В гостях Глеб Черепанов и Григорий Старостин Радио "Культура" 04.10.2014 Кирилл Лоскутов: Надеюсь "полететь" на десятом спектакле. Анастасия Иванова , "Чеховед" 25.09.2014 "Не могу молчать, когда кругом беспредел" Любовь Лебедина , "Трибуна" 13.07.2014 Владимир Скворцов: «Я наконец-то научился быть искренним в кино» Галина Снопова , «Московская правда» 28.05.2014 "Интервью": Режиссер Владимир Скворцов - о спектакле "Старшая сестра" Москва 24 22.05.2014 Наедине со всеми. Людмила Дмитриева Первый канал 29.04.2014 Аристофана в стиле немецкого кабаре поставили в Et Cetera Марина Квасницкая , «Театрал» 17.03.2014 Я играю человека с эдиповым комплексом Натела Поцхверия , «Intrview» 11.03.2014 Рука об руку с продюсером Давид Смелянский , «Станиславский» 05.03.2014 Известный актёр Владимир Скворцов рассказал, кем хотел быть в детстве Ирина Колпакова , «Восточный округ» 01.12.2013 Режиссер Роберт Стуруа: Мы остались живы в сложные времена, потому что работали Григорий Анисонян , «Ноев ковчег» 24.09.2013 Слово председателя «Театрал» 23.09.2013 Максим Леонидов: «Я про бизнес не умею, мое дело — музыку писать» Кирилл Логинов , «Тайга.инфо» 20.05.2013 «Безумства с нами творились постоянно» Александр Баркар , «TimeOut» 19.05.2013 "Валенсианские безумцы" Лопе де Вега в театре Et Cetera Москва 24, Афиша 10.05.2013 По следам Первого Московского фестиваля детских спектаклей “Лига Синей Птицы” Первый Детский Досуговый портал 25.03.2013 «Быстро теряю серьезность и начинаю дурачиться» Валерий Яков, Виктор Борзенко , «Новые известия» 19.03.2013 Александр Калягин: «Ненавижу, когда спектакль называют проектом» Марина Тимашева , «Известия» 07.03.2013 Александр Калягин: «Театр – не сфера услуг!» Юрий Татаренко , Academ.info 01.02.2013 Александр Калягин: Игра, которую затеяла со мной жизнь Елена Алексеева , «Театральная афиша» 27.12.2012 Передача "Рожденные в СССР", в гостях Людмила Дмитриева 13.12.2012 Любовь на два дома Ирина Корнеева , "Российская газета" 10.12.2012 Возвращенец Андрей Ванденко , «Итоги» 24.11.2012 Давид Яковлевич Смелянский в гостях у Алексея Райкова на радио «Говорит Москва» Алексей Райков , «Говорит Москва» 13.11.2012 Гия Канчели — о Роберте Стуруа, Михаиле Саакашвили, прошлом и будущем Ольга Завьялова , «Известия» 12.11.2012 Лицедей Андрей Ванденко , «Итоги» 02.11.2012 Калягин: «Латвия – это мой климат, моя аура!» Андрей ШАВРЕЙ , Телеграф.lv 24.10.2012 Роберт Стуруа: «В России я, как на родине» Наталия Викторова , Голос России 21.08.2012 Ничего себе местечко для сбора Марина Райкина , МК 01.06.2012 Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе» Марина Белова , журнал «Театрон» 31.05.2012 Между родиной и чужбиной Шели Шрайман , «Окна» 25.05.2012 Гия Канчели: «Главное, не страна, а люди» Виктор Лихт , «NAUTILUS» 23.05.2012 Александр Калягин: «Все на что-то жалуются» Марина Мурзина , АИФ №21 20.05.2012 Роберт Стуруа: Искусство должно быть в конфликте с властью Яков Зубарев , «Секрет» 04.05.2012 «Я все думал, когда нас Бог покарает за Сталина, и вот...» Инна Шейхатович , Тарбут.ru 04.05.2012 Полицейский должен улыбаться Александр Малюгин-Гаврилов , «Аргументы Недели» 14.02.2012 Роберт Стуруа: вот-вот должно произойти что-то настоящее Наталия Курова , «РИА Новости» 14.12.2011 Владимир Скворцов: «Орфея заел быт!» Марина Шимадина , Журнал «Ваш Досуг» №49 (14 - 25 декабря 2011) 20.10.2011 Роберт Стуруа: Судите художника по произведениям, а не по слова Наталия КАМИНСКАЯ , Газета «Культура» 20.04.2011 Артист в законе Елена Владимирова , "Вечерняя Москва" 31.03.2011 Александр Калягин. Мысли вдогонку театральному празднику Наталья Каминская , "Культура" 21.03.2011 Артисты закулисья Елена Барышева , Журнал "Огонёк" 01.02.2011 Александр КАЛЯГИН: «Актеры любят тишину…» Петр Николаев , Вакансия.ru 27.01.2011 Александр Калягин: Суды выигрываешь, а ничего не меняется! Подготовила Зинаида Арсеньева , «Вечерний Петербург» 25.01.2011 Калягин приехал проститься с БДТ Марина СУРАНОВА , «Космсомольская правда» в Санкт-Петербурге 25.01.2011 Александр Калягин: «Перевернет ли «Буря» чью-то душу?» Николай Вольский , BaltInfo 24.01.2011 «БУРЯ И НАТИСК» Беседовала Лариса Царькова , «Ваш досуг» в Санкт-Петербурге 17.01.2011 «Я бы хотел оставить после себя театр» Виктор Лошак , Журнал «Огонёк» № 2 (5161) 01.12.2010 Гример Елена Лапина, Александр Цветаев , «Сцена» №4 (66) 2010 01.12.2010 Владимир СКВОРЦОВ: Человек, зацикленный на сказках Мария Сперанская , Театральная касса 01.12.2010 Владимир Симонов: У каждого свой театральный бог Татьяна Петренко , «Театральная афиша» 27.09.2010 «Сколько я живу, столько театр находится в кризисе» Роман Должанский , Журнал «Власть» 22.06.2010 Александр Калягин: «Бюджетная реформа искоренит эксперименты в театре» Ольга Романцова , Газета.ru 01.06.2010 «Дороги роли, которые тяжело даются» Анастасия ТОМСКАЯ , Журнал «Театрал» 28.04.2010 Актер Александр Калягин Ольга Егошина , «Новые известия» 26.03.2010 Из жизни в театр переходя Алена Карась , "Российская газета" 04.02.2010 Мамадаков Амаду: Мне хочется объединить наши народы Саяна Ондур , tuvpravda.ru 28.12.2009 Наша «Олеся» на сцене московской "Вести Сегодня" 23.12.2009 «Хреновуха», замешанная на земных мечтах. Газета "Семья" 01.11.2009 На что способен аферист? Ксения Жеглая , "Что новенького?" 22.10.2009 Актуальное интервью Тамара Троицкая , "Культура" 07.10.2009 Мюзикл по-русски Ведущая Мария Строева , РБК ТВ 27.03.2009 Театр как чудо Алена Карась , "Российская газета" 16.03.2009 Алексей Кортнев: «Люди все равно будут слушать приличную музыку» Елена Мухаметшина , Русский Newsweek 27.11.2008 Калягин: театру денег всегда не хватает Мария Голова, Анна Санникова , "Новые новости" 09.10.2008 Александр Калягин: "Мужчина не имеет права стонать и жаловаться" Елена Ямпольская , "Известия" 18.09.2008 Театр начинается с продюсера. Давид Смелянский Валерия Селиванова , Газета «Россия» 25.03.2008 Интервью с Алексеем Серовым в прямом эфире Радиостанции "СИТИ FM" Радиостанция "СИТИ FM" 28.12.2007 Человек, который хочет быть похороненным на Марсе Клодин Мюлар (Claudine Mulard) , "Le Monde" 13.12.2007 Сергей Дрейден: Изгнанник Алла Шендерова , "Ваш досуг" 06.12.2007 АДОЛЬФ ШАПИРО: "На Западе я бы Брэдбери не ставил. Только у нас" Наталия Каминская , "Культура" 22.10.2007 Рукописи горят Ольга Галахова , журнал "Станиславский" 13.09.2007 Давид Смелянский: главное дело продюсера – любить артиста! Елена Федоренко , "Культура" 13.09.2007 Александр Галин: «Я совсем не боюсь, что меня забудут» Ирина Алпатова , "Культура" 02.03.2007 «Я надеюсь, что актерам работа пойдет на пользу» Роман Должанский , "Коммерсантъ" 01.03.2007 SounDrama с одним большим D Ольга Нетупская , "Страстной бульвар 01.03.2007 Александр Калягин: «Подавлять и возбуждать — суть нашей профессии» Катерина Антонова , "Театрал" 29.09.2006 Панков, Soundrama и врачебная тайна Алла Шендерова , "Ваш досуг" 16.11.2005 Есть Сetera! Ян Смирницкий , "Московский комсомолец" 14.11.2005 «Et Cetera» откроет новый сезон в новом здании Радио "Маяк" 01.10.2005 Давид Смелянский: «Театр – это искусство переливания крови» Марина Обревко , Аргументы и факты Калининград 29.09.2005 ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: "В нашей профессии имя дороже денег" Елена Федоренко , "Культура" 07.04.2005 Владимир Скворцов: «Я доверяю самому себе» Алиса Никольская , "Культура" 22.03.2005 Смерть Тарелкина Елена Ковальская , "Афиша" 14.01.2002 Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА… Ольга Коршакова , "Новая газета" 10.12.2001 «Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?» Ольга Лаврова , "Ваш досуг" 22.11.2001 К Биг-Бену под биг-бэнд Наталья Каминская, Анна Ветхова , "Культура" 10.08.2001 Театр, или Праздник Кшиштоф Гурский , "Газета Выборча (Газета Морска)" 21.05.2000 Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга? Марина Багдасарян , "Время МН" 24.04.2000 Давид Смелянский: продюсер - это медицинское состояние Екаерина Васенина , "Новая газета" 02.10.1999 По колено в океане Елена Евгеньева 07.09.1999 Режиссер – тоже Дон Кихот Елена Владимирова , "Московские новости" 01.02.1999 Зачем Пушкину красный фрак? Светлана Новикова , "Театральный курьер"
Пресса

Докопаться до живого

Полина Сурнина
журнал "Аэрофлот" , 01.01.2023
Марина Брусникина успевает сразу все: руководит театром «Практика», ставит спектакли на многих московских площадках, ведет на радио «Культура» программу «Практика театра». Недавно она еще и снялась в главной роли в фильме «Первая любовь». В декабре у Брусникиной вышли сразу две премьеры – «Полярная болезнь» в МХТ имени А.П. Чехова и «Грех да беда на кого не живет» в театре Et Cetera.

- Марина Станиславовна, вы как-то сказали в интервью, что как женщина-режиссер чувствуете потребность говорить с женщинами о женщинах. «Полярная болезнь» продолжает эту линию?

- В общем, да. Когда мне предложили ставить в МХТ, я прочитала много современных пьес в поисках материала, который бы меня зацепил. Решила смотреть авторов-женщин, и с пьесой Марии Малухиной у меня все сошлось. Да, опять женская тема. Меня окружает столько талантливых актрис, и очень хочется, чтобы у них была работа. А эта пьеса – просто подарок.

Материал я искала на определенную команду. Мы тысячу лет вместе – Юля Чебакова, Яна Колесниченко, Даша Юрская, Оля Литвинова, Алена Хованская много играли в моих спектаклях. Алена, помимо прочего, еще и музыкальный руководитель. В спектакле есть духи, они все время выступают, пытаясь помешать или помочь. Алена за них отвечает с саунддизайнером Андриешем Гандрабуром.

- Откуда там взялись духи?

Действие происходит в 1990-е годы на далеком севере, куда главные героини-челночницы махнули зарабатывать деньги. Это мне тоже очень понравилось – такая среда странная, не бытовая. Вокруг лед, снег, и маленький автобус по этому снегу колесит. А в нем три женщины, которые пытаются всех спасти, и им еще духи помогают. В отличие от моего спектакля «Поле» по Чингизу Айтматову, где зрители час с чем-то рыдают не прекращая, эта пьеса совсем не тяжелая, она очень талантливо написана, и там хороший финал.

- Параллельно с «Полярной болезнью» вы поставили Островского. Ощущения от работы с классикой другие?

Задачи другие. На Островского налипло столько штампов, и вроде как всем уже понятно, как играть. Интересно сбивать эту интонацию, докапываться до сути, до живого и современного. Чтобы перестал звучать ретро-Островский. Это сейчас кажется, что он такой безопасный классик, а современные драматурги что-то не то пишут. Островский в то время писал про очень острые вещи. Про доведение до самоубийства в «Грозе», про домашнее насилие – оно есть и в пьесе, которую я сейчас поставила... Еще непонятно, что страшнее, Островский или Малухина. Хотя и там и там жизнь. А с текстами современными интересно работать, потому что ни у кого нет никаких ассоциаций с ними. Люди приходят в ожидании: «Ой, а что там?»

Кстати, режиссер, работающий с современной драматургией, тоже все время находится в процессе борьбы со штампами. Возьмем «Полярную болезнь», сразу возникает штамп: 1990-е, рынок, клетчатые сумки, тетки-торговки. Мы с художницей Полиной Бахтиной изначально говорили, что клетчатые сумки запрещены, только белое пространство и духи.

- Для вашего предыдущего совместного спектакля «Прыг-скок, обвалился потолок» в Театре Наций Полина превратила сцену в кинопавильон. Почему вы решили поставить этот неснятый киносценарий Шпаликова?

- Ко мне пришли две мои бывшие студентки – Саша Урсуляк и Даша Калмыкова. Сказали: «Сделайте с нами спектакль». Я говорю: «Есть вот такой материал». Они с этой идеей отправились в Театр Наций и договорились с Евгением Мироновым. Точно так же «Дни Савелия» в РАМТе я поставила по инициативе Виктора Панченко. Витя очень талантливый артист, при этом он так много читает и так интересно мыслит, что не может сидеть спокойно, у него постоянно рождаются проекты. Во мне он, видимо, почувствовал соратника. Недавно снова пришел с идеей и опять меня втравил.

Новый проект – это вербатим, документальный театр. Витя предложил поговорить с пожилыми актерами РАМТа, собрать их рассказы и через вещи, их окружающие, через быт сложить историю страны. Мы собираем вербатимы, а драматург Андрей Стадников сделает из них пьесу. Спектакль выйдет весной и будет называться «Здесь дом стоял».

На таких людях, как Витя, и держится театр. Сидеть сложа руки нельзя. Важно не терять возможность рождать идеи, хотя тут каждый раз как первый. Вот я опытный режиссер, ставлю во многих театрах. И все равно каждая новая работа – это экзамен, каждый раз ты думаешь, что можешь не попасть и тебе скажут: «Извини, не то».

- Вам хоть раз говорили?

- В МХТ был спектакль «Тутиш» по очерку о таджикских стариках, который Олег Павлович Табаков совсем не понял и не принял. Но все равно дал его выпустить, и мы два года его играли и очень любили. А еще один спектакль, который ему не понравился, он разрешил сыграть на зрителя, и зал встал и хлопал 15 минут. Тогда первый заместитель Табакова Анатолий Смелянский, который был на этом спектакле, сказал: «Играем». Он идет до сих пор с большим успехом.

Табакову я благодарна бесконечно. Когда я приходила с тем, что хочу сделать, он всегда мне давал эту возможность. Или предлагал сам. Прочитает книгу, понравится – «это пусть Марина сделает».

- А за пределами Москвы где вы ставили?

Сразу же после «Пролетного гуся», моего первого спектакля во МХАТе, тогдашний директор театра Мария Евсеевна Ревякина (сейчас она директор «Золотой маски» и Театра Наций) предложила мне поработать в Новосибирске в театре «Глобус». А я еще не считала себя режиссером. Думала, это случайность. Чужая труппа, незнакомые люди. Думаю: «Надо поехать проверить себя». Поставила там спектакль «Моя Марусечка» по повести Александры Васильевой. Главную героиню Людмилу Трошину выбрала по фотографии. И только потом увидела ее на сцене в главной роли в спектакле Дмитрия Чернякова «Двойное непостоянство».

Потом я в «Глобус» съездила еще раз, потому что привязалась к актерам. Делала там спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Сейчас зовут, но не получается – настолько здесь плотный график.

- Зато удалось недавно вырваться на съемки в кино. Было интересно?

Это другой опыт, безусловно. Я немного снималась в кино, никогда не занималась этой своей судьбой. И тут подвернулся уникальный случай. Есть режиссер Светлана Проскурина, это арт-хаус, к ней попасть – вытащить счастливый билет в судьбе актерской. Она меня позвала неожиданно в свой предыдущий фильм «Воскресенье». Я там играю мать героини, у меня одна общая сцена с замечательным актером Владимиром Ильиным.

Но Светлана Николаевна запомнила и в следующий свой фильм «Первая любовь» позвала на главную роль без проб. И вот ты уже подстраиваешь всю свою жизнь и уезжаешь под Самару в экспедицию. Три недели безвылазно мы прожили в старом санатории в сосновом бору, озеро только-только растаяло, мы все время на лодке, холод страшный – в общем, эмоций море. Актерский состав был великолепный: Александра Ребенок, Алексей Вертков, Игорь Верник. Очень интересно работать, когда есть такое совпадение с режиссером.

- У вас было так, чтобы вы посмотрели кино и захотели поработать с каким-нибудь актером или актрисой?

Есть много актеров, которые мне нравятся. Если говорить об актрисах – Клавдия Коршунова (меня поразила ее работа в фильме «Неопалимая купина»), Елена Лядова. Но кумир мой на все времена – Маргарита Терехова. Если бы я раньше стала режиссером, мечтала бы поработать с ней. Смотришь, что она делает в «Монологе», в «Зеркале», и поражаешься: молодая актриса, как она все понимала?

- Пятый год вы берете интервью у коллег для программы на радио «Культура». Волновались перед каким-нибудь разговором особенно?

Перед первым интервью. Почему-то мы все вместе решили, что правильно будет начать с Эдуарда Боякова, поскольку театр «Практика» – его детище. Идею он реализовал замечательную – сделал театр современного текста, свободную резидентскую площадку. Тогда его как раз назначили во МХАТ им. Горького. Бояков согласился, пришел и очень вежливо со мной поговорил. Но вообще каждый раз волнуюсь. Будь то Константин Райкин – учитель, кумир, худрук театра, где я ставила, или знаменитый педагог, профессор ГИТИСа Олег Львович Кудряшов.

Обычно я стараюсь звать гостей под какое-то событие. Например, 17 ноября прошлого года могло бы исполниться 65 лет Дмитрию Брусникину, и меня попросили записать программу про него. Мы разговаривали с его учеником Юрой Квятковским, у которого как раз вышла в «Практике» документальная опера «Аскет».

- Расскажите и про другие премьеры этого сезона в «Практике».

Уже было четыре премьеры. Дебютант Андрей Гордин поставил семейный спектакль «Хорошо, что я такой». Никита Кобелев пришел к нам с французской пьесой «Круги / Фантазии». Опера «Аскет» об академике Сахарове, которую я упомянула. И черная фантасмагорическая комедия «Когти в печень (никто не вечен)». Впереди моноспектакль Дины Корзун по ее автобиографическим текстам и мокьюментари-драма «Остановка» Игоря Теплова.

И ждем премьер от новых резидентов – Бинарного Биотеатра Василия Березина, команды уличного и экспериментального танца Jack’s Garret и авторского театра «Эскизы в пространстве».

Поскольку мы свободная площадка (театр без труппы, только резиденты), ко мне приходит очень много режиссеров, молодых команд, которые хотят что-то сделать. Дальше смотришь, какие есть возможности. Мы все время в поиске спонсоров, финансовой поддержки. А круг наших интересов – молодая режиссура, и это правильно.

- Как вам кажется, Москва остается театральным городом?

- Конечно. Даже я, работая в театре, не могу посмотреть и десятой доли того, что происходит. Жизнь кипит, не останавливается. Просто меняются места силы. Когда я была школьницей, гремел Театр Моссовета, где играли Георгий Тараторкин, Маргарита Терехова, Геннадий Бортников. Или захаровский «Ленком»: все знают «Юнону и Авось», но уже никто не помнит «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» или «Тиля». Студентами мы с ума сходили по «Взрослой дочери молодого человека» и «Вассе» Анатолия Васильева. И моим потрясением тех лет, конечно же, был Эфрос и все его спектакли. Потом появились другие талантливые режиссеры, начались новые любопытные процессы. Затишья в театральной жизни Москвы не было никогда.