28.12.2015
Кризис – естественное состояние театра
Роберт Стуруа ,
Газета "Et Cetera"
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
12.11.2015
Она написала пьесу про Чехова, срежиссировала ее и сыграла
Мария Федотова ,
Нижегородские новости
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
23.09.2015
Роберт Стуруа: В профессии актера есть особое мужество
Ирина Гладких ,
"Областная газета"
22.09.2015
Роберт Стуруа: «Актёры для меня – те же кисти»
Алёна Корк ,
"Конкурент"
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
01.09.2015
В театре Калягина начинается опасная охота
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
20.04.2015
Петер Штайн: "Русские от театра просто без ума"
Вольфганг Хёбель, Маттиас Шепп ,
Der Spiegel
01.02.2015
Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь
Алла Шевелева ,
"Театральная афиша"
19.01.2015
Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье
Ольга Романцова ,
"The New Times"
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский
"Вечерняя Москва" ,
22.06.2015
Международная летняя школа Союза театральных деятелей РФ завершает свою работу на этой неделе. О том, что происходит с театром, существует ли «кризис сцены» и необходима ли подмосткам цензура со стороны общества, «ВМ» рассказал руководитель школы – актер, режиссер и художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин.
Несмотря на завершающийся театральный сезон, жизнь на театральных подмостках кипит активнее, чем бульон в скороварке. Одно неловкое движение — и пар вырывается изо всех щелей, обжигая каждого, кто находится рядом. На днях, к примеру, вновь случилось нехорошее: у нескольких московских театров прокуратура потребовала отчет за употребление мата и показ интимных сцен.
- В этой непростой ситуации вы руководите не только театром Et Cetera , но и проектом «Школа СТД», цель которого сформулирована как «поддержка молодых деятелей театра, активизация творческой мобильности, реализация творческих инициатив». Насколько сегодня востребованы инициативы, выходящие за границы привычного классического театра?
- Я не знаю, где лежат границы привычного классического театра, и вообще, какой театр вы называете «привычным классическим». Есть театр талантливый, и есть театр неталантливый, так же как инициативы — есть интересные, яркие, неожиданные, а встречаются идеи серые и банальные, при этом претендующие на авангардизм.
- Вот ваша цитата: «Что нужно для старта молодым талантливым людям, жаждущим сказать новое слово в искусстве? Прежде всего, необходимо пространство, где это слово будет услышано». Ваша школа, несомненно, такое пространство. Но… Не является ли она пространством искусственным, покинув которое, ученики столкнутся совсем с другой реальностью?
- Школа — это пространство для творчества, в котором оказываются молодые артисты из разных стран мира. Конечно, это пространство искусственно нами создано, которое живет в реальности всего один месяц. И в этот месяц участники школы очень многое успевают: пройти мастер-классы, научиться навыкам профессии, выпустить спектакль, сыграть роли… Наконец, подружиться. Это реальная жизнь школы, а после ее окончания каждый возвращается в свою реальную жизнь, которой жил прежде. Конечно, она другая, но это нормально.
- И там, в этой реальности, помимо всего прочего, существует и такая штука, как Союз театральных деятелей. Вы — его председатель. И, по идее, сейчас я должен был бы спросить у вас о чем-то глобальном. Но, исходя из всего вышесказанного, мучает совсем другой — простой — вопрос: а есть ли он вообще, этот союз?
- Конечно, Союз театральных деятелей есть!
- Я говорю не об организации как таковой, не о юридическом лице, а, скорее, о единомыслии, сплоченности, которых не наблюдаю.
- Союз, повторюсь, есть. Но поскольку это союз творческих людей, то нельзя не учитывать тот факт, что каждый творческий человек — это индивидуальность, не похожая ни на кого другого. Мы, люди театра, безусловно, все очень разные, с разными взглядами, разными вкусами, пристрастиями… Однако, поверьте мне: когда надо, наш союз сплочен и проявляет полное единомыслие. Когда надо встать на защиту интересов театра, все выступают единым фронтом.
- Александр Александрович, как думаете: цензура возвращается? Не так давно, например, была ситуация, когда на театр ополчилась церковь. Конфликт налицо. Как выйти из него?
- Театр должен наконец перестать заниматься провокациями — я давно об этом говорю... Я много раз предупреждал, что цензура может возникнуть не по требованию власти, а само общество может потребовать возрождения цензуры. Церковь же — часть общества, и ее позиция не может быть проигнорирована. Так что единственный способ избежать усугубления этого конфликта — искать пути диалога.
- Все претензии этого общества — к репертуару. Кто, на ваш взгляд, должен определять репертуарную политику? Раньше, к примеру, в каждом театре был завлит.
- Довольно странный вопрос. Конечно, художественный руководитель, а кто же еще? Он, и только он единственный, несет ответственность за все, что происходит на сцене!
- Между тем недавно назначенный директор Театра на Таганке Ирина Апексимова сказала не так давно о том, что художественный руководитель — это, по сути, атавизм. Мол, куда важнее иметь грамотного директора, который сможет приглашать хороших режиссеров. Согласны?
- Категорически не согласен. По сути это разрушение репертуарного театра. Грамотный менеджер нужен театру, кто спорит, но художественную линию театра, его стиль, направление определяет только художественный руководитель.
- Профессионалы от сцены не могут договориться между собой по многим вопросам. В том числе идеологическим. Вот итог: в последние несколько лет столичные театры достаточно четко разделились на «классические» и «современные». С одной стороны — Малый и МХАТ, с другой — «Практика» и «Гоголь-центр». Это раскол или нормальное явление?
- Театр всегда современен, хотя бы потому, что существует здесь и сейчас. Малый театр такой же современный театр, как и театр «Практика», просто они работают в разной эстетике. И это не раскол. Тот же Театр на Таганке в свое время работал тоже не так, как Малый или МХАТ имени Горького.
- Вспомним и вот что: уже долгое время как худруками, так и зрителями активно обсуждается вопрос, чем должен являться современный столичный театр. Он исключительно «храм искусства»? Или театр должен стать культурным центром, где были бы и кафе, и магазины, где проводились бы мастер-классы, лекции?
- Мне кажется, что абсолютно каждый театр должен определять свою художественную программу сам. А как может быть иначе! Кто-то, кто называет театр «храмом», считает, что он должен создавать спектакли и играть их для зрителей, и в этом и есть главное и, может быть, единственное предназначение театра. Кто-то строит культурные центры, и в этом тоже нет ничего плохого…
- Скажите, как специалист: может ли столичный театр сам себя прокормить исключительно постановками? То есть можно ли полностью обойтись без господдержки?
- Нет, не может.
- То есть вот эта поза — мол, и господдержка нам не нужна, и коммерцией мы заниматься не будем — это…
- Это утопия! Без поддержки живут только те театры, у которых есть спонсоры.
- В какую сторону вообще движется театр? Можете обрисовать хотя бы примерные перспективны?
- В журнале «Театрал» я веду колонку. И в одной из последних я процитировал Александра Сергеевича Пушкина:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы, что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Я думаю, что в сегодняшней ситуации театр кружит по сторонам, потому что давно уже нет одного направления. Я написал в этой колонке: на одной стороне стоит «воплощенной укоризною либерал-идеалист», а на другой стороне — «патриот», бьющий себя в грудь и призывающий запретить все и вся. И единственная перспектива, которую я вижу, это выйти на общую дорогу.
- Но пока этой общей дороги не видно. Значит, дело «пахнет» кризисом?
- Знаете… Кто-то искренне считает, что сегодня мы переживаем театральный ренессанс, кто-то убежден, что кризис. Но, по большому счету, совершенно неважно, кто из них прав...
- Терминология, правда, не важна. Куда важнее суть.
- Современный театр развивается, движется, меняется, обновляется, возвращается к традициям и расстается с ними — театр живет своей жизнью, независимо от того, как его оценивают.
Несмотря на завершающийся театральный сезон, жизнь на театральных подмостках кипит активнее, чем бульон в скороварке. Одно неловкое движение — и пар вырывается изо всех щелей, обжигая каждого, кто находится рядом. На днях, к примеру, вновь случилось нехорошее: у нескольких московских театров прокуратура потребовала отчет за употребление мата и показ интимных сцен.
- В этой непростой ситуации вы руководите не только театром Et Cetera , но и проектом «Школа СТД», цель которого сформулирована как «поддержка молодых деятелей театра, активизация творческой мобильности, реализация творческих инициатив». Насколько сегодня востребованы инициативы, выходящие за границы привычного классического театра?
- Я не знаю, где лежат границы привычного классического театра, и вообще, какой театр вы называете «привычным классическим». Есть театр талантливый, и есть театр неталантливый, так же как инициативы — есть интересные, яркие, неожиданные, а встречаются идеи серые и банальные, при этом претендующие на авангардизм.
- Вот ваша цитата: «Что нужно для старта молодым талантливым людям, жаждущим сказать новое слово в искусстве? Прежде всего, необходимо пространство, где это слово будет услышано». Ваша школа, несомненно, такое пространство. Но… Не является ли она пространством искусственным, покинув которое, ученики столкнутся совсем с другой реальностью?
- Школа — это пространство для творчества, в котором оказываются молодые артисты из разных стран мира. Конечно, это пространство искусственно нами создано, которое живет в реальности всего один месяц. И в этот месяц участники школы очень многое успевают: пройти мастер-классы, научиться навыкам профессии, выпустить спектакль, сыграть роли… Наконец, подружиться. Это реальная жизнь школы, а после ее окончания каждый возвращается в свою реальную жизнь, которой жил прежде. Конечно, она другая, но это нормально.
- И там, в этой реальности, помимо всего прочего, существует и такая штука, как Союз театральных деятелей. Вы — его председатель. И, по идее, сейчас я должен был бы спросить у вас о чем-то глобальном. Но, исходя из всего вышесказанного, мучает совсем другой — простой — вопрос: а есть ли он вообще, этот союз?
- Конечно, Союз театральных деятелей есть!
- Я говорю не об организации как таковой, не о юридическом лице, а, скорее, о единомыслии, сплоченности, которых не наблюдаю.
- Союз, повторюсь, есть. Но поскольку это союз творческих людей, то нельзя не учитывать тот факт, что каждый творческий человек — это индивидуальность, не похожая ни на кого другого. Мы, люди театра, безусловно, все очень разные, с разными взглядами, разными вкусами, пристрастиями… Однако, поверьте мне: когда надо, наш союз сплочен и проявляет полное единомыслие. Когда надо встать на защиту интересов театра, все выступают единым фронтом.
- Александр Александрович, как думаете: цензура возвращается? Не так давно, например, была ситуация, когда на театр ополчилась церковь. Конфликт налицо. Как выйти из него?
- Театр должен наконец перестать заниматься провокациями — я давно об этом говорю... Я много раз предупреждал, что цензура может возникнуть не по требованию власти, а само общество может потребовать возрождения цензуры. Церковь же — часть общества, и ее позиция не может быть проигнорирована. Так что единственный способ избежать усугубления этого конфликта — искать пути диалога.
- Все претензии этого общества — к репертуару. Кто, на ваш взгляд, должен определять репертуарную политику? Раньше, к примеру, в каждом театре был завлит.
- Довольно странный вопрос. Конечно, художественный руководитель, а кто же еще? Он, и только он единственный, несет ответственность за все, что происходит на сцене!
- Между тем недавно назначенный директор Театра на Таганке Ирина Апексимова сказала не так давно о том, что художественный руководитель — это, по сути, атавизм. Мол, куда важнее иметь грамотного директора, который сможет приглашать хороших режиссеров. Согласны?
- Категорически не согласен. По сути это разрушение репертуарного театра. Грамотный менеджер нужен театру, кто спорит, но художественную линию театра, его стиль, направление определяет только художественный руководитель.
- Профессионалы от сцены не могут договориться между собой по многим вопросам. В том числе идеологическим. Вот итог: в последние несколько лет столичные театры достаточно четко разделились на «классические» и «современные». С одной стороны — Малый и МХАТ, с другой — «Практика» и «Гоголь-центр». Это раскол или нормальное явление?
- Театр всегда современен, хотя бы потому, что существует здесь и сейчас. Малый театр такой же современный театр, как и театр «Практика», просто они работают в разной эстетике. И это не раскол. Тот же Театр на Таганке в свое время работал тоже не так, как Малый или МХАТ имени Горького.
- Вспомним и вот что: уже долгое время как худруками, так и зрителями активно обсуждается вопрос, чем должен являться современный столичный театр. Он исключительно «храм искусства»? Или театр должен стать культурным центром, где были бы и кафе, и магазины, где проводились бы мастер-классы, лекции?
- Мне кажется, что абсолютно каждый театр должен определять свою художественную программу сам. А как может быть иначе! Кто-то, кто называет театр «храмом», считает, что он должен создавать спектакли и играть их для зрителей, и в этом и есть главное и, может быть, единственное предназначение театра. Кто-то строит культурные центры, и в этом тоже нет ничего плохого…
- Скажите, как специалист: может ли столичный театр сам себя прокормить исключительно постановками? То есть можно ли полностью обойтись без господдержки?
- Нет, не может.
- То есть вот эта поза — мол, и господдержка нам не нужна, и коммерцией мы заниматься не будем — это…
- Это утопия! Без поддержки живут только те театры, у которых есть спонсоры.
- В какую сторону вообще движется театр? Можете обрисовать хотя бы примерные перспективны?
- В журнале «Театрал» я веду колонку. И в одной из последних я процитировал Александра Сергеевича Пушкина:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы, что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Я думаю, что в сегодняшней ситуации театр кружит по сторонам, потому что давно уже нет одного направления. Я написал в этой колонке: на одной стороне стоит «воплощенной укоризною либерал-идеалист», а на другой стороне — «патриот», бьющий себя в грудь и призывающий запретить все и вся. И единственная перспектива, которую я вижу, это выйти на общую дорогу.
- Но пока этой общей дороги не видно. Значит, дело «пахнет» кризисом?
- Знаете… Кто-то искренне считает, что сегодня мы переживаем театральный ренессанс, кто-то убежден, что кризис. Но, по большому счету, совершенно неважно, кто из них прав...
- Терминология, правда, не важна. Куда важнее суть.
- Современный театр развивается, движется, меняется, обновляется, возвращается к традициям и расстается с ними — театр живет своей жизнью, независимо от того, как его оценивают.