28.12.2015
Кризис – естественное состояние театра
Роберт Стуруа ,
Газета "Et Cetera"
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
12.11.2015
Она написала пьесу про Чехова, срежиссировала ее и сыграла
Мария Федотова ,
Нижегородские новости
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
23.09.2015
Роберт Стуруа: В профессии актера есть особое мужество
Ирина Гладких ,
"Областная газета"
22.09.2015
Роберт Стуруа: «Актёры для меня – те же кисти»
Алёна Корк ,
"Конкурент"
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
01.09.2015
В театре Калягина начинается опасная охота
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
20.04.2015
Петер Штайн: "Русские от театра просто без ума"
Вольфганг Хёбель, Маттиас Шепп ,
Der Spiegel
01.02.2015
Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь
Алла Шевелева ,
"Театральная афиша"
19.01.2015
Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье
Ольга Романцова ,
"The New Times"
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь
Алла Шевелева
"Театральная афиша" ,
01.02.2015
Анна Артамонова принадлежит к тем людям, которых не загонишь в рамки определенного амплуа. На сцене она с одинаковым успехом существует как характерная и драматическая актриса. В кино, находясь по другую сторону камеры, подтверждает свой режиссерский диплом успешными дебютными работами.
В новом сезоне в театре «Et Cetera», в котором Артамонова служит девять лет, она сыграла главную роль в спектакле «Сердце не камень» по А.Н. Островскому. В центре постановки Григория Дитятковского находится праведница Вера Филипповна, обезоруживающая подлецов и развратников своей искренностью и чистотой. Режиссер признавался, что для этой роли он искал героиню, словно сошедшую со старинного портрета, девушку из другой эпохи, и нашел ее в Анне Артамоновой.
– Как вам кажется, чем может быть сегодня интересен зрителю спектакль «Сердце не камень»?
– Мне кажется, Александр Николаевич Островский был, есть и будет одним из любимейших драматургов в России. Поэтому публика с такой радостью встретила наш спектакль. К тому же не все знают эту пьесу, не такая уж она «замученная».
– Режиссер спектакля Григорий Дитятковский намеренно отказался от хеппи-энда? В его трактовке Ераст не раскаивается. Он – практичный и расчетливый человек, не способный полюбить или пожалеть героиню.
– Такова женская доля! Хотя Вера Филипповна не сетует по этому поводу. Ераст пробудил в ней чувства, и она не кривит душой, когда признается умирающему мужу, что выйдет замуж во второй раз.
– Когда вы разбирали пьесу, как объясняли этот неоднозначный поступок героини, граничащий с жестокостью?
– Она чувствует, что должна быть честной до конца. Для нее самое главное – не лгать, как бы это ни было жестоко и неразумно. В Вере Филипповне проснулась женщина, способная на любовь. Подавить в себе способность любить она уже не хочет и не сможет.
– В постановке используется любопытный прием – между сменяющими друг друга сценами герои замедляют движения и замирают, словно на старинных фотографиях или стоп-кадрах синематографа.
– Наш спектакль во многом кинематографичен. Григорий Исаакович Дитятковский просил нас помнить о крупных планах, говорил, что зрители должны видеть глаза героев. Просил не спешить, дать публике возможность максимально приблизиться к персонажам пьесы. Говорил, что зрители устали от пустой и бессмысленной, броской и грубой игры. От нас требовалось подробное проживание. Мне он говорил: «Я хочу видеть процессы, происходящие в душе твоей героини, и мне не скучно, когда ты остаешься наедине, сама с собой. Не бойся пауз. Ты интересна в паузах».
– Вы не испугались играть такую «скучную» героиню – религиозную, не уступающую соблазнам, почти святую?
– Не только не испугалась, но очень ждала встречи с ней. Несмотря на то что Вера Филипповна сидит в четырех стенах и отгорожена от внешнего мира, она не боится людей. Наоборот, жажда познания в ней сильнее, чем в других. Она открыта миру и движется навстречу неизведанному с верой в хорошее. Я видела таких людей в жизни, они излучают свет и тепло. Работая над ролью, я всегда фантазирую, на кого похож мой персонаж. Вера Филипповна напомнила мне князя Мышкина.
– И словно Мышкин, она пробуждает в героях пьесы желание стать лучше, измениться, покаяться?
– Безусловно! И не столько ее наследство влечет их, сколько неразгаданная ее натура. Не могут они поверить, что так она проста и нет в ней второго дна. Поначалу не верят в ее простодушие, хотят вывести ее на чистую воду или затянуть в «тихий омут». Интересно, что на первой читке, когда режиссер попросил нас поделиться впечатлениями о пьесе, все говорили о Вере Филипповне, даже мужчины. Всех она задела за живое.
На первую читку мы пришли, не зная, кто кого будет играть. Мне, например, режиссер сказал неопределенно: «Вы из той эпохи, вы подходите, я буду вас рассматривать и пробовать». Он нас собрал и попросил поделиться впечатлениями от пьесы. После общего обсуждения он произнес: «А теперь за Веру Филипповну почитает Артамонова». Я была взволнована, но не растерялась, поскольку готовилась к первой читке. И мне несказанно повезло, поскольку пьеса «Сердце не камень» мне очень близка. Самая главная и самая трудная задача, которая передо мной стояла, – не опустить героиню до себя, а подняться до нее.
По сути, Вера Филипповна – это моя первая роль. До этого были вводы в спектакли «Конкурс», «451 по Фаренгейту» и «Пожары». Я должна была играть в спектакле «Подавлять и возбуждать», но ушла в декрет.
– Вы окончили режиссерский факультет ВГИКа. Как вы поступили туда?
– Когда я приехала в Москву поступать во ВГИК, за моими плечами были оконченное кукольное отделение Нижегородского театрального училища, два года работы в театре «Комедiя» и предыдущая неудачная попытка завоевать Москву, которую я тяжело переживала. Во второй раз я ехала брать Москву приступом и поступила во ВГИК на курс Владимира Александровича Грамматикова. Во время учебы мы постоянно участвовали в съемках студентов режиссерского факультета, и я наблюдала за процессом организации съемок. Потом стала потихонечку писать истории, записывать наблюдения из жизни в специальную тетрадочку. Познакомилась со своим будущем мужем, Сашей Ламакиным, который поддержал меня в решении снимать фильмы. На 3-м курсе я оставила актерский факультет и поступила на режиссерский к Владимиру Ивановичу Хотиненко.
– Как Грамматиков отнесся к вашему переходу?
– Поддержал. Он сказал: «Аня, пробуй, это твоя судьба и твоя жизнь». У него была единственная просьба – чтобы я доиграла дипломные спектакли «Дядя Ваня» и «Трактирщица», на что я с огромной радостью согласилась, ведь до конца мне не хотелось прощаться со сценой.
– А как вы оказались в театре «Et Cetera»?
– Помогала в показах своим бывшим однокурсникам. Александр Александрович Калягин попросил меня и Юру Быкова, сейчас известного кинорежиссера, сыграть сцену из спектакля «Дядя Ваня». Юра выбрал ту сцену, где у Астрова много текста, а у моей героини, Елены Андреевны, всего одна фраза «А этот карандаш я возьму себе на память». И получилось так, что я попала в театр.
– Сегодня вы снова репетируете, на этот раз в качестве режиссера, с актерами театра «Et Cetera» свою пьесу «Ваш, Чехов!»
– Это мой первый режиссерский опыт работы в театре. В основе пьесы – переписка Антона Павловича с родными и Ликой Мизиновой. Для меня важно раскрыть не Чехова-писателя, а Чехова-человека, с его непростой судьбой. Попытка рассказать о том, какую роль в его жизни сыграли семья и неслучившаяся любовь.
В новом сезоне в театре «Et Cetera», в котором Артамонова служит девять лет, она сыграла главную роль в спектакле «Сердце не камень» по А.Н. Островскому. В центре постановки Григория Дитятковского находится праведница Вера Филипповна, обезоруживающая подлецов и развратников своей искренностью и чистотой. Режиссер признавался, что для этой роли он искал героиню, словно сошедшую со старинного портрета, девушку из другой эпохи, и нашел ее в Анне Артамоновой.
– Как вам кажется, чем может быть сегодня интересен зрителю спектакль «Сердце не камень»?
– Мне кажется, Александр Николаевич Островский был, есть и будет одним из любимейших драматургов в России. Поэтому публика с такой радостью встретила наш спектакль. К тому же не все знают эту пьесу, не такая уж она «замученная».
– Режиссер спектакля Григорий Дитятковский намеренно отказался от хеппи-энда? В его трактовке Ераст не раскаивается. Он – практичный и расчетливый человек, не способный полюбить или пожалеть героиню.
– Такова женская доля! Хотя Вера Филипповна не сетует по этому поводу. Ераст пробудил в ней чувства, и она не кривит душой, когда признается умирающему мужу, что выйдет замуж во второй раз.
– Когда вы разбирали пьесу, как объясняли этот неоднозначный поступок героини, граничащий с жестокостью?
– Она чувствует, что должна быть честной до конца. Для нее самое главное – не лгать, как бы это ни было жестоко и неразумно. В Вере Филипповне проснулась женщина, способная на любовь. Подавить в себе способность любить она уже не хочет и не сможет.
– В постановке используется любопытный прием – между сменяющими друг друга сценами герои замедляют движения и замирают, словно на старинных фотографиях или стоп-кадрах синематографа.
– Наш спектакль во многом кинематографичен. Григорий Исаакович Дитятковский просил нас помнить о крупных планах, говорил, что зрители должны видеть глаза героев. Просил не спешить, дать публике возможность максимально приблизиться к персонажам пьесы. Говорил, что зрители устали от пустой и бессмысленной, броской и грубой игры. От нас требовалось подробное проживание. Мне он говорил: «Я хочу видеть процессы, происходящие в душе твоей героини, и мне не скучно, когда ты остаешься наедине, сама с собой. Не бойся пауз. Ты интересна в паузах».
– Вы не испугались играть такую «скучную» героиню – религиозную, не уступающую соблазнам, почти святую?
– Не только не испугалась, но очень ждала встречи с ней. Несмотря на то что Вера Филипповна сидит в четырех стенах и отгорожена от внешнего мира, она не боится людей. Наоборот, жажда познания в ней сильнее, чем в других. Она открыта миру и движется навстречу неизведанному с верой в хорошее. Я видела таких людей в жизни, они излучают свет и тепло. Работая над ролью, я всегда фантазирую, на кого похож мой персонаж. Вера Филипповна напомнила мне князя Мышкина.
– И словно Мышкин, она пробуждает в героях пьесы желание стать лучше, измениться, покаяться?
– Безусловно! И не столько ее наследство влечет их, сколько неразгаданная ее натура. Не могут они поверить, что так она проста и нет в ней второго дна. Поначалу не верят в ее простодушие, хотят вывести ее на чистую воду или затянуть в «тихий омут». Интересно, что на первой читке, когда режиссер попросил нас поделиться впечатлениями о пьесе, все говорили о Вере Филипповне, даже мужчины. Всех она задела за живое.
На первую читку мы пришли, не зная, кто кого будет играть. Мне, например, режиссер сказал неопределенно: «Вы из той эпохи, вы подходите, я буду вас рассматривать и пробовать». Он нас собрал и попросил поделиться впечатлениями от пьесы. После общего обсуждения он произнес: «А теперь за Веру Филипповну почитает Артамонова». Я была взволнована, но не растерялась, поскольку готовилась к первой читке. И мне несказанно повезло, поскольку пьеса «Сердце не камень» мне очень близка. Самая главная и самая трудная задача, которая передо мной стояла, – не опустить героиню до себя, а подняться до нее.
По сути, Вера Филипповна – это моя первая роль. До этого были вводы в спектакли «Конкурс», «451 по Фаренгейту» и «Пожары». Я должна была играть в спектакле «Подавлять и возбуждать», но ушла в декрет.
– Вы окончили режиссерский факультет ВГИКа. Как вы поступили туда?
– Когда я приехала в Москву поступать во ВГИК, за моими плечами были оконченное кукольное отделение Нижегородского театрального училища, два года работы в театре «Комедiя» и предыдущая неудачная попытка завоевать Москву, которую я тяжело переживала. Во второй раз я ехала брать Москву приступом и поступила во ВГИК на курс Владимира Александровича Грамматикова. Во время учебы мы постоянно участвовали в съемках студентов режиссерского факультета, и я наблюдала за процессом организации съемок. Потом стала потихонечку писать истории, записывать наблюдения из жизни в специальную тетрадочку. Познакомилась со своим будущем мужем, Сашей Ламакиным, который поддержал меня в решении снимать фильмы. На 3-м курсе я оставила актерский факультет и поступила на режиссерский к Владимиру Ивановичу Хотиненко.
– Как Грамматиков отнесся к вашему переходу?
– Поддержал. Он сказал: «Аня, пробуй, это твоя судьба и твоя жизнь». У него была единственная просьба – чтобы я доиграла дипломные спектакли «Дядя Ваня» и «Трактирщица», на что я с огромной радостью согласилась, ведь до конца мне не хотелось прощаться со сценой.
– А как вы оказались в театре «Et Cetera»?
– Помогала в показах своим бывшим однокурсникам. Александр Александрович Калягин попросил меня и Юру Быкова, сейчас известного кинорежиссера, сыграть сцену из спектакля «Дядя Ваня». Юра выбрал ту сцену, где у Астрова много текста, а у моей героини, Елены Андреевны, всего одна фраза «А этот карандаш я возьму себе на память». И получилось так, что я попала в театр.
– Сегодня вы снова репетируете, на этот раз в качестве режиссера, с актерами театра «Et Cetera» свою пьесу «Ваш, Чехов!»
– Это мой первый режиссерский опыт работы в театре. В основе пьесы – переписка Антона Павловича с родными и Ликой Мизиновой. Для меня важно раскрыть не Чехова-писателя, а Чехова-человека, с его непростой судьбой. Попытка рассказать о том, какую роль в его жизни сыграли семья и неслучившаяся любовь.