Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Наталья Баландина: "Меня уговорили стать актрисой!"

Наталья Колобова
еженедельник "Инфопресс" Балтийского издательского дома "Инфоринг" (Inforing, Inforing As) , 01.12.2017
Она родилась в Вильянди и не думала связывать свою жизнь с театром, однако стала профессиональной актрисой. Сегодня, 1 декабря, исполняется ровно десять лет с того дня, как Наталья Баландина (в девичестве - Попенко) начала служить в московском театре «Et Cetera» под руководством народного артиста РСФСР, режиссера Александра Калягина и в настоящее время занята в десяти его спектаклях. Нам, в эксклюзивном интервью, она рассказала о неожиданных поворотах судьбы, которые привели ее на большую театральную сцену.

«Я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву…»

- Наталья, во-первых, расскажите о ваших родителях.

- Они - простые люди из украинского села Высоцк. В Эстонию папа приехал почти 40 лет назад - его призвали в армию, в Таллинн. Сослуживцы подбили остаться - мол, работа, да и все остальное тут есть. Он согласился, перевез мою маму. В Таллинне же моим родителям посоветовали город Вильянди - небольшой, но уютный и ухоженный. Они и перебрались туда. Мама устроилась на Вильяндискую спичечную фабрику, где кроме спичек изготавливают еще и свечи, там проработала всю жизнь, ушла по состоянию здоровья. Папа тоже начинал на этой фабрике, но он - и профессиональный сварщик, и слесарь, много где еще поработал, даже в Сибирь на заработки уезжал. Уже длительное время он трудится на фабрике в Вильянди, которая изготавливает гранулированный корм для животных - папа настраивает на компьютере специальную программу, запускает производство и следит, чтобы миллионы маленьких фигурок сухого корма изготавливались как надо.

- У вас ведь еще и сестра есть?

- Да, младшая. Виктория. Она замужем, у нее двое детей, сын серьезно занимается футболом, надеюсь, в этом он добьется успехов. Она осталась в Вильянди, там и работает.

 - А как проходило ваше детство?

- Ой, хорошо! (Улыбается). Каждое лето я гостила у бабушки на Украине, в том селе, откуда мои родители. Я до сих пор по-украински все понимаю, пою на украинском. К слову, я пела в нашем студенческом спектакле «Майская ночь, или Утопленница» украинские песни. Вообще и бабушка всегда пела, и мама. Мама в юности солировала в каком-то известном харьковском хоре, может быть, и профессиональной певицей бы стала, но не случилось. Почему-то в Эстонии она это занятие не продолжила, наверное, с нами ей уже некогда было пением серьезно заниматься. Но я прекрасно помню, как великолепно мама пела на наших домашних застольях, а мы их всегда устраивали на украинский манер - по шесть часов сидели, пели от души, громко говорили. И, кстати, ни разу соседи нам замечаний по этому поводу не делали.

- Это мамин талант подвиг вас к профессиональной сцене?

- Не думаю, по крайней мере, на прямую с маминым пением свой приход в актерскую профессию я не связываю. Но в школе я поняла, что меня тянет в творческую среду. А как творческую личность меня открыла Хильма Матвеевна Вихвиляйнен – она преподавала нам русский язык и литературу. А еще мне очень помогала Салима Хамидовна - учитель физики. В физике я полный ноль, но она всем говорила: «Не трогайте Наташу, она - творческая личность, она и не должна это понимать». И всегда шла мне на встречу: «Ты к завтрашнему дню этот параграф выучи, я тебя спрошу». Она верила в меня, откуда-то знала, что я буду актрисой. Именно Салима Хамидовна передала для меня через мою сестру, которая еще училась в школе, а я уже ее окончила, маленькую бумажку, на которой было написано, что Школа-студия МХАТ набирает студентов в Эстонии, курс будут вести декан актерского факультета Школы-студии МХАТ Сергей Земцов и доцент Игорь Золотовицкий. Я прочитала и выбросила: я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву... Зачем мне это надо?..

Зачем мне это надо?..

- В то время вы уже были студенткой Академии культуры Вильянди Тартуского университета, куда поступили на педагога-организатора досуговой деятельности?
- Да, как раз оканчивала третий курс, уже успела поработать и с проблемными детьми, и с колясочниками. После школы я хотела пойти в полицейскую академию, физически была к этому готова - очень любила спорт, но на поступление туда не дошла. Были и мысли профессионально заняться танцами - я была тренером по фитнес-аэробике, но самоучкой, хотя успешно преподавала. Я знала свое тело, как себя размять, умела в прямом смысле закручиваться в узел, но когда пришла поступать в танцевальное учебное заведение, поняла, что мне до этих абитуриентов далеко, они все уже владели разными танцевальными техниками, знали специальную терминологию. Так – методом исключения - я сделала выбор в пользу Академии культуры в моем родном городе. Меня привлекало переплетение культурной и социальных сфер, работа по интересам, причем с разными людьми - не только с детьми, но и с пенсионерами, с инвалидами. А еще к окончанию этого вуза можно было овладеть каким-то музыкальным инструментом. Это мне тоже понравилось.

- И вдруг?..

- И вдруг моя однокурсница Оля говорит, что она собралась поступать на тот самый курс, который в Эстонии набирают для Школы-студии МХАТ. Первый тур состоится в Нарве. А я говорю другой девочке с курса - Дине (она сейчас работает на одной из радиостанций в Таллинне): «А мы что сидим? И мы поедем на этот тур!» Но ближе к отъезду я дала задний ход - надо же знать стихи, прозу, какой-то номер показать, а времени на подготовку нет... И тут процесс стала двигать Дина: «Выучим за ночь!» Приехали в Нарву, я остановилась у Дины (она и Оля - нарвитянки). Ночь действительно готовились, я выучила песню Боярского «Все пройдет», а в качестве прозы - что-то из Трушкина... А когда пришли на место, я поняла, что на нервной почве выученное забыла. Первый, кого я увидела из приемной комиссии, был Эдуард Томан - в то время художественный руководитель Русского драмтеатра Эстонии (это ведь был совместный проект Школы-студии МХАТ и нашего Русского театра - обучить в Москве молодых людей из Эстонии). Все ребята вокруг были такими подготовленными, знали много стихов, литературных произведений, такими музыкальными - на чем-то играли, пели. Да к тому же, все девочки пришли в платьицах, а мы были одеты не пойми во что... Приемной комиссии в конце нашего выступления я сказала: «Ну, посмеялись-пошутили, на талантливых людей я посмотрела, вас увидела. Спасибо, что уделили время! Извините!» Развернулась и пошла к выходу. Мне: «Стоять! Пойте...» Мы с Диной тур в Нарве прошли, Оля нет. Потом нас комиссия вызвала на серьезный разговор, посоветовали выучить классику, ведь во втором туре смотреть нас будут педагоги из Москвы. Второй тур, уже в Таллинне, я прошла – чего совсем не ожидала, а Дина могла бы побороться, но выбрала другой путь. И тут я поняла, что доигралась: ведь в Школу-студию МХАТ поступала в шутку, за компанию… После второго тура поехала в детский лагерь отдыха, где тем же летом проходила практику. Приехала, дети из моего отряда меня встречают, а я села перед ними на корточки и зарыдала. А они знали об этой моей афере, окружили меня: «Неужели ты не прошла? А мы тебе тортик сделали...»

 - Впереди был еще третий тур?
- Да! Я и его прошла. И когда стало окончательно ясно, что меня приняли, уехала из Таллинна. Вернее - сбежала. Так всего испугалась! Какая Москва?! Я - девочка из Вильянди, даже Таллинна боюсь... А как же теперь мой колледж, моя дипломная работа? Как же дети из лагеря? Вот в лагерь я и поехала...

- Но вернули же вас?
- Вернули! Еду в автобусе, Томан звонит: «Куда вы пропали? В Русском театре Олег Павлович Табаков (ху- друк МХТ им. Чехова, при котором и работает Школа-студия МХАТ. - Н.К.) собирает всех, кто прошел на учебу в Москву». Я отвечаю: «В Москву не поеду, не смогу!.. Есть же ребята талантливее меня из тех, кто не прошел, возьмите на мое место кого-то из них». Я и впрямь верила в свои слова, у меня уже нарисовался какой-то жизненный путь, я же только-только стала что-то понимать в профессии, на которую училась, отлично знала эстонский язык, а тут - Москва, актриса, я же ничего в этом не смыслю... Признаюсь, я - невероятная трусиха! Мне потом и в Школе-студии МХАТ режиссер Виктор Рыжаков говорил: «Ваш страх вас губит, вы сами себя боитесь. Надо справляться с этим». Причем, когда нужно помочь другим, я не боюсь ничего. Могу головой стену прошибить. Но то для других, а для себя не могу...

- И как Томан вас уговорил?
- А он мне спокойно сказал: «Возвращайтесь. Ваше «нет» не принимается». А я же еду в автобусе, попроси- ла водителя остановить, побежала по обочине шоссе обратно - до ближайшей остановки, чтобы сесть на какой-то проходящий автобус и вернуться в Таллинн. В это же время мне звонит папа: «Ты где? До тебя не дозвониться!» Я ему кричу в ответ, что прошла! «Что ты прошла? Куда прошла?» - не понял папа. А когда понял, был просто в шоке. «Это же подзаборная профессия, даже вообще не профессия», - громко возмущался он. Мама молчала. А сестра радовалась за меня: «Натусик, круто! Москва!»

- А как на эту новость отреагировали в колледже? - Тоже очень за меня обрадовались. Кстати, там мне сказали, что актриса - это очень конкретная профессия, что я ее осилю.

Опоздала?!

- Страсти улеглись и надо было ехать в Москву...

- Да, это был конец августа или начало сентября 2002 года. Отправлялись мы из Таллинна, куда мне предстояло еще добраться из Вильянди. И это стало отдельной историей. Отвезти меня к поезду вызвался молодой человек на своей машине. Мы с ним встречались, но были уже на грани разрыва. С нами поехал и мой папа. По дороге в Таллинн заехали перекусить, а когда вышли из кафе, машины не было... Ее угнали! Это уже потом я поняла, что никакого угона не было, парень все это подстроил, решил так отомстить мне. Я звоню Томану, чтобы сообщить о злоключении, но уже боюсь - он же подумает, что это моя очередная выходка, что я опять не могу решить: ехать-не ехать... Кричу в трубку: «У нас машину угнали, на которой мы ехали к поезду. Клянусь! Со всеми вещами, деньгами...» Хорошо, что папа не оставил в машине свой портмоне с документами, а мой паспорт был уже у организаторов нашего отъезда в Москву. Сразу дали объявление на радио об угоне. И тут папа говорит: «Я буду не я, если теперь ты в Москву не уедешь!» Вызвали такси...

- Успели на поезд?
- Опоздали! На вокзале с перрона увидели вдалеке огоньки уходящего в Москву поезда. Я говорю: «Что ж, пап, это судьба! Значит, мне все это актерство не нужно!» «Нет, ты должна туда попасть», - стал убеждать меня он. Потом, к слову, папа вообще проникся этим моим занятием, даже недоумевал, когда во время учебы в летние каникулы я работала на его предприятии уборщицей: «Я же всем говорю, что старшая дочь в Москве на актрису учится, а ты тут метлой машешь».

- Как все-таки добрались до Москвы?
-
А снова повезло, будто что-то все время вело меня в эту профессию. Немного отойдя от пережитого, мы с папой подняли глаза и увидели Светлану Янчек, которая была завлитом Русского театра Эстонии и руководителем этого проекта (в нашей стране Светлану многие знают, как директора театрального фестиваля «Золотая Маска в Эстонии». - Н.К.). Она стала нас успокаивать: «Наташа, все хорошо! Ваш паспорт у меня, следующим поездом - завтра, вы поедете в Москву, вас там встретят». А к вечеру якобы вернули машину Славику, тому молодому человеку, он принес мои вещи, правда, не все. На следующий день я поехала в Москву - учиться в Школе-студии МХАТ.

Судьба

- После учебы, как того и требовали условия этого образовательного проекта, вы вернулись в Эстонию - работать в Русском театре...

- Да, в Таллинне, в Русском драме, я должна была проработать два года - столько требовалось в обязательном порядке. Но незадолго до окончания учебы в Москве к нам в вуз приехал Михаил Чумаченко, к тому временисменивший Томана на посту худрука Русского театра Эстонии, собрал нас, эстонских студентов, и попросил: «Ребята, скажите честно, может быть, у кого-то из вас есть свои планы в Москве - творческие или личные?» Мы сначала подумали, что это подвох, хотят проверить, кто из нас предатель. Но, например, Ника Исаева честно сказала, что у нее серьезные отношения с начинающим в то время актером Антоном Шагиными, и ей разрешили остаться в Москве без отработки в Эстонии. А у меня не было никаких планов, я возвращалась в Таллинн. Конечно, мне очень хотелось остаться в Москве. Но я думала: «Кому я тут нужна? Здесь таких пруд пруди». Да к тому же не было четкого понимания - хочу ли я работать в театре под руководством Олега Табакова или сниматься в кино. Одно я знала точно: замуж пока не хочу. На тот момент я вообще думала, что буду рьяно заниматься профессией, а если личная жизнь не сложится, стану дамой с собачкой (смеется). Ну а уж если и в актерской профессии не состоюсь, выучу иностранный язык, уеду в какую-нибудь европейскую страну. Но сначала поеду домой - в Эстонию. И когда вернулась, поступила на службу в наш Русский театр, и на радио у меня стало получаться, и в кино меня приглашали эстонские режиссеры, правда, на роли проституток или девушек им подобных (улыбается), но я с радостью бралась и за эту работу.

- А почему в труппе Русского драмтеатра Эстонии вы прослужили только год вместо положенных двух?

- Даже меньше года... Так получилось. В этом Ника Исаева и Антон Шагин виноваты (улыбается). Все полгода, что после окончания Школы-студии МХАТ я жила и работала в Таллинне, они меня звали обратно - в Москву - и просто все уши прожужжали про одного молодого актера, говорили, что мы с ним пара, что я это сразу пойму, как только его увижу.

- Вы знали, кого друзья вам сватают?

- Да, они не скрывали: Денис Баландин - актер Российского академического молодежного театра. Когда я училась на первом курсе в Школе-студии МХАТ, Денис был уже студентом выпускного курса, но мы не были знакомы лично. И ведь эти сводники - Антон с Никой - говорили мне про него, а ему про меня. Так заочно нас друг другу сватали.

- И вы поддались уговорам друзей?
- И да, и нет. Денис – худой, высокий, интеллигентный юноша с большими голубыми глазами, кудрями, длинными музыкальными пальцами, а я была полной, весила 70 килограмм (это сейчас я вешу чуть больше 55-ти, а тогда на улице часто в свой адрес слышала: «Женщина, дайте пройти!»), курила «Беломор» и ругалась матом. Какая же мы пара? Так что я скорее поддалась на уговоры встретить в Москве 2007-й год, а не познакомиться с Денисом. И тогда мы с ним действительно не встретились, он на праздники уехал в родной Нижний Новгород. Но Ника с Антоном уговорили меня приехать в Москву еще и весной, и в апреле 2007-го наша встреча наконец состоялась… В тот раз в Москве я осталась дольше, чем планировала. Оттуда уезжала в Ригу - играть в спектакле Романа Козака «Русский смех» по Достоевскому, в котором были заняты актеры из Эстонии, Латвии и Литвы. Денис меня провожал и на перроне Рижского вокзала взял за руку и сказал: «Я тебя буду ждать!..»

- И что было дальше?

- Отыграла спектакль в Риге, поехала в Таллинн - увольняться из театра. Папа снова в моей жизни ничего не понял: «Как увольняешься? Ты же так хотела быть актрисой...» Хотя, в отличие от меня, всегда хотел, чтобы я удачно вышла замуж. Я его и заверила, что встретила в Москве человека, с которым, чувствую, будет семья.

- И театр отпустил?

- Да! Хотя его руководство имело право заставить меня отработать два года, я же была плотно занята в репертуаре. Однако отпустили, но не поверили, что жизнь мою перевернула личная встреча, там были уверены, что я нашла какое-то хорошее место работы в Москве. А я совершенно не представляла, как в российской столице смогу проявить себя в профессии. Летом 2007 года я переехала в Москву, имея гражданство Эстонии. Да, когда уезжала из Москвы после учебы, наш руководитель курса Игорь Золотовицкий говорил мне: «Попенко, решишь вернуться в Москву, тут двери для тебя открыты!» Но по возвращении в Москву мне надо было с нуля показываться в театры, и проблема была даже не в этом - с моим эстонским паспортом театры не могли оформить меня в штат. А когда я пришла показываться в театр «Et Cetera», Александр Калягин сказал, что этот вопрос вполне решаемый (но со временем мне пришлось отказаться от эстонского гражданства и получить российское), пообещал взять в труппу. Правда, дня подписания договора с театром я ждала больше двух месяцев, и первым моим рабочим днем в «Et Cetera» стало 1 декабря 2007 года.

- Наталья, теперь уже с уверенностью можно сказать, что актерская профессия - ваша судьба, и, думаю, Калягин не пожалел о своем выборе, который сделал в вашу пользу, вы оправдали это доверие, на совесть служите его театру. Ну а про родину не забываете?

- Конечно, нет! Очень люблю свой эстонский дом. Но, к сожалению, не была в Эстонии уже года четыре – некогда, много работы в театре, семья, дети, кошка с собакой (улыбается). Но очень хочу побывать в Вильянди, по родине тоскую, это – светлая и добрая тоска. Надеюсь, скоро мне удастся там погостить!

  • Наталья Баландина: "Меня уговорили стать актрисой!"