Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Актуальное интервью

Тамара Троицкая
"Культура" , 22.10.2009
27 октября стартует Пятый музыкальный фестиваль "Crescendo", который дарит слушателям встречи с любимыми музыкантами. Сегодня их имена хорошо известны, и им уже не подходят эпитеты времен первых фестивалей -юные, незнакомые... Юбилейное "Crescendo" - актуальный повод беседы с Давидом Смелянским, продюсером, руководителем Российского государственного театрального агентства, генеральным продюсером Театра "Et Cetera" и профессором РАТИ - ГИТИСа. Но говорить с ним об одном проекте невозможно - столь разнообразны его увлечения. Многие исторические события для российской культуры связаны с его именем. Он - творческая личность некамерных масштабов, человек, способный своим творческим азартом и преданностью делу увлечь любую команду. В круг его профессионального общения входят люди бесспорно талантливые, хотя и не сразу известные, но если их заметил Давид Яковлевич, их имена наверняка войдут в таблоиды. У него есть чутье на талант. Он его слышит, как музыкальное ухо различает ноты. Он - продюсер, владеющий вопросами техники и технологии сцены, разбирающийся в художественных проблемах, во всех тех сложных материях, из которых складывается сценическое искусство. Резиденциями его фестивалей и проектов становятся самые престижные площадки мира и провинциальные клубы небольших российских городов, Красная площадь и Святогорскии монастырь. Всегда нацеленный на успех, он загорается новыми идеями мгновенно и надолго - пока не добьется высоких результатов. Например, во время интервью Давида Яковлевича оторвал телефонный звонок, и он рассказывал звонившему о "Псковитянке" Большого театра, которую планирует показать в Псковском кремле. Честно говоря, разговор был столь конкретен - где разместится оркестр, где быть пульту маэстро, на каких площадках (а их несколько) будет происходить действие, сколько всадников и воспитанников военно-исторических клубов будут задействованы в массовке, что мне подумалось, что премьера уже готова. Оказалось, что речь идет о проекте середины следующего года, когда планируют отмечать 500-летие присоединения вольного города Пскова к Московскому государству. Но, понятно, в голове генератора идей и организатора акции Давида СМЕЛЯНСКОГО уже все сложилось. - В вашей деятельности поражает умение видеть перспективу: первые "Crescendo" прошли в столицах, но уже тогда вы говорили, что фестиваль, идея которого - пропаганда русской исполнительской школы, не должен стоять на месте и двигаться только по престижным залам мира, а путешествовать по городам России. Куда отправите в этом году кочующее "Crescendo"? - "Crescendo", как и было обещано, пройдет в одном из российских городов, заключительные Гала состоятся в Москве и в одной из столиц мира. Шествие по российским регионам подхватит Псков, где через два дня откроется Пятый фестиваль. На самом деле в этом году фестиваль должна была принять Самара, но псковский губернатор Андрей Анатольевич Турчак проявил инициативу и подставил организационно-финансовое плечо. После пяти псковских дней традиционный Гала в Большом зале Московской консерватории, затем два концерта в Нью-Йорке. Вместе с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и маэстро Юрием Симоновым выступят "ветераны-крещендовцы": пианисты Денис Мацуев и Екатерина Мечетина, скрипачи Борис Бровцын и Алена Баева, альтист Максим Рысанов, трубач Сергей Накаряков, кларнетист Игорь Федоров, баянист Айдар Гайнуллин. К ним присоединятся воспитанник Гнесинской музыкальной школы, ныне студент Высшей школы музыки в Эссене, виолончелист Сергей Суворов, и пианист-вундеркинд Роман Болдырев. Известный джазовый музыкант, контрабасист Андрей Иванов, выступит не только как исполнитель, но и как композитор. - В биографии "Crescendo" Псков - город особый? - Когда отмечалось 1100-летие Пскова, наше агентство организовывало праздник. Среди выступавших были Юрий Темирканов со своим оркестром и молодым солистом Денисом Мацуевым. Мы все волновались - как в атмосферу города с народными гуляниями и всеобщими плясками вольется классическая музыка. Опасения оказались напрасными: публика была в восторге. Тогда на Псковской земле родилась идея "Crescendo". Показалось важным вернуть в Россию молодых талантливых музыкантов, покинувших страну в смутное время. Поэтому и отмечаем первый юбилей фестиваля - пятилетие - в Пскове. - Да, в начале столетия заговорили о гибели русской исполнительской школы. Когда вы вместе с Мацуевым решили развенчать этот миф, не сомневались ли в своей правоте? - Традиции в искусстве, во всех его видах, не должны прерываться. В этом не сомневаюсь, как не сомневаюсь и в том, что русская исполнительская школа не оскудела талантами, хоть и разбросаны они по всему миру. За пять лет удалось создать сильный бренд "Crescendo", что говорит об идее объединения молодых музыкантов как о верной и правильной. Каждый из участников фестиваля сам по себе выступает немало, но мы решили создать территорию поколения, абсолютным лидером которого является Денис Мацуев. Это сразу же прозвучало, стало понятно, что "крещендовцы" - сильная команда преемников великих традиций. - В вашем "послужном списке" много масштабных культурных проектов (одно перечисление займет целую газетную полосу), которые примечательны не только оригинальностью идей, но умением в срок и качественно достичь результата. Какие наиболее дороги? - Этот вопрос слишком сложен. Каждый проект - совершенно конкретная работа, которой отдаешь свои знания и умения, каждый делаю с любовью. Из музыкальных историй - ведь мы с вами говорим о музыкальном фестивале - - вспоминается работа с Мстиславом Ростроповичем над оперой Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" в концертном исполнении, приуроченном к... 60-летию запрещения оперы! Вспоминаю музыкальное действо "Наша древняя столица" на Красной площади к 850-летию основания Москвы, над которым работал с Андроном Кончаловским. И замечательный самарский опыт мировой премьеры оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного" с уникальной постановочной командой, в которую входили Ростропович, Стуруа, Месхишвили, Сигалова. А как забыть "Бориса Годунова" Большого театра на площади у стен Святогорского монастыря, в постановке которого было задействовано семьсот человек?.. - В Калининграде ваш фестиваль искусств "Балтийские сезоны" изменил художественную структуру региона. Знаю не понаслышке, что популярность фестиваля велика не только в Калининграде, но и по всей области. Художественные десанты, которые вы высаживаете на Балтике, во многом организовали творческий контекст города как российского форпоста. Кризис каким-то образом сказался на фестивальной работе? - Сказался, и очень сильно. Раз уж вы вспомнили "Балтийские сезоны", то отвечу на их примере. Финансовая составляющая была консолидированной, включая бюджет федеральный, областной и спонсорский, оставшиеся 40 процентов мы зарабатывали сами. В этом году мы на 35 процентов потеряли билетную продажу. А ведь привезли в Калининград на сентябрьскую театральную программу отличные спектакли: балет Бориса Эйфмана, "Братья и сестры" Льва Додина, шукшинский спектакль Театра Наций, "Человек из Ламанчи" Театра Российской Армии, Марчелли показал свой спектакль, Большой театр кукол с "Маленьким принцем" Экзюпери - спектаклем-лауреатом премии "Золотой софит". (К слову, теперь лауреат этой премии награждается поездкой на наш фестиваль.) Можно, конечно, назвать причины - покупательная способность зрителей резко упала. Да и в Москве тревожные ощущения присутствуют. Знаем театры, у которых сейчас большие проблемы, да практически все сейчас находятся в некотором напряжении. Потому было бы неправильно утверждать, что кризиса не замечаем. Достаточно сильно урезается бюджетная сфера финансирования, инвесторы и спонсоры, которые помогали театру, уменьшают свои вклады. Время, конечно, непростое. Хотя можно вспомнить, что бывали времена и покруче, прошли и они. Но время для тебя - это те годы, в которые ты живешь. Не могу сказать, что все так радужно сегодня, но и отчаиваться не стану: интересно! - В вашей судьбе музыкально-театральные сюжеты существуют не только в формате проектов и фестивалей. В Театре "Et Cetera", генеральным продюсером которого вы являетесь, увидел свет нашумевший мюзикл "Продюсеры". Несколько лет назад вы достаточно таинственно намекали на то, что пытаетесь получить права на постановку какого-то мюзикла, что это процесс долгий и в результате вы не уверены... - Этой истории 10 лет. - Но, как всегда, поставленной цели вы добились. Довольны спектаклем? - Когда-то я влюбился в фильм 1968 года "Продюсеры" Мела Брукса. Столько иронии: над евреями, над немцами, над геями, над шоу-бизнесом. Лукавый взгляд автора, его отношение к жизни меня увлекли. Что с этой любовью делать я не понимал. Через некоторое время на Бродвее поставили мюзикл, и я, как лиса вокруг винограда, стал ходить вокруг этого - очень хотелось сделать постановку в России. Непременно самостоятельно поставить, а не повторить оригинал под копирку. Всякими правдами и неправдами мне удалось выйти на компанию- праводержателя. К этому времени я уже дважды слетал в Нью-Йорк, успел влюбить в эту историю Александра Калягина, и он уже со мной посетил Бродвей. Стали по этому пути двигаться вместе. Три с половиной года шла работа над лицензией. Почему так долго? Важно было в эту лицензию вбить те положения, которые были для нас принципиальными. Мы с вами прекрасно знаем, что шутки, над которыми смеются американцы, и те, что забавляют русских, достаточно разные. Хотя речь может идти об одном и том же. Поэтому надо было обязательно получить разрешение на адаптацию текста. В результате длительного переговорного процесса удалось убедить партнеров. Как и добиться свободного изобразительного ряда, свободной хореографии, свободной аранжировки. Главная позиция, которую праводержатели закрепили, заключалась в том, что должны сохраниться история, персонажи и место событий. Результатом не просто доволен, я - счастлив. Во-первых, получилось. Даже те, кто видел не только наш спектакль, но лондонский и нью-йоркский, делают комплименты в адрес нашего спектакля. Во-вторых, замечательно, что в репертуарном театре занята большая часть труппы и два замечательных приглашенных актера - Максим Леонидов и Егор Дружинин. Жаль, что для абсолютного, коммерческого успеха маловат зал. Но это другой вопрос. Готовим сейчас выездной вариант, потому что удалось проработать интересный маршрут по СНГ. - Во впечатляющей масштабами вашей деятельности есть еще одна сфера - педагогика. И еще одна любовь - ваши дети, студенты ГИТИСа... - Я окончил ГИТИС, защитил диссертацию в ГИТИСе и уже 17 лет - педагог ГИТИСа. То есть два десятилетия тесно связан с Российской академией театрального искусства (так сейчас называется ГИТИС) - это срок немалый. Педагогика - важная часть моей жизни, Общение со студентами - сильный адреналин, с ними я молодею. Но если серьезно, хочется поделиться со студентами знаниями профессии. И простите за высокопарный стог, но должен же кто-то потом занять наше место, продолжить наше дело, Я хочу передать свои, опыт и знания, которые когда-то передавали нам наши учителя. - Быть может, среди ваших воспитанников - будущие Дягилевы и Юроки. Что важно для профессии продюсера? Какие деловые качества вы советуете им обретать? - Те, которые ценю сам, а я уважаю людей слова. Данное слово для меня важнее подписанного документа, умение держать слово - главное качество в деловой жизни. В нашей, профессии доброе имя дороже денег. Своим студентам не устаю повторять, что им придется работать с артистами, погруженными в свой мир, с людьми той профессии, в ой общение с внешним миром порой не поддается общепринятым стандартам. Артисты, люди театра - ранимы, и продюсер всегда должен заботиться о них, ценить их талант, любить! И никогда творческими интересами нельзя жертвовать в пользу финансовой выгоды. Александр Бенуа в своих "воспоминаниях" утверждал, что Дягилев не.был ни композитором, ни писателем, ни музыкантом, ни художником, но любое дело, которое затевалось, могло состояться только тогда, когда включалось его, Дягилева, качество под названием воля. Тогда объединялись все творческие инициативы, и проект начинал стремительно двигаться вперед. Для продюсера главное - уметь заразить и уметь вселить веру в художественную идею. Уметь провоцировать на творчество и нести полную ответственность за результат.