16.11.2005
Есть Сetera!
Ян Смирницкий ,
"Московский комсомолец"
14.11.2005
«Et Cetera» откроет новый сезон в новом здании
Радио "Маяк"
01.10.2005
Давид Смелянский: «Театр – это искусство переливания крови»
Марина Обревко ,
Аргументы и факты Калининград
29.09.2005
ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: "В нашей профессии имя дороже денег"
Елена Федоренко ,
"Культура"
07.04.2005
Владимир Скворцов: «Я доверяю самому себе»
Алиса Никольская ,
"Культура"
22.03.2005
Смерть Тарелкина
Елена Ковальская ,
"Афиша"
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Давид Смелянский: «Театр – это искусство переливания крови»
Марина Обревко
Аргументы и факты Калининград ,
01.10.2005
Гость "АиФ-Калининград" - глава Российского государственного театрального агентства, один из главных вдохновителей фестиваля искусств "Балтийские сезоны" и человек, рядом с которым понимаешь, что такое мощная энергетика, Давид Смелянский(*). - Давид Яковлевич, поделитесь - из какого источника черпаете энергетику? - Я думаю, этот источник можно определить так: свершился очередной проект. И вот уже премьера, овации, актеры выхолят на поклон - в эти минуты испытываешь острое чувство счастья. Мне лично этого достаточно, чтобы потом на протяжении длительного времени испытывать драйв. Эти десять-пятнадцать минут • награда за многомесячный труд и некоторая компенсация того, что просыпаешься и засыпаешь с извечной мыслью о деньгах. - Продюсерство в России пока эксклюзив? - Россия вообще эксклюзивная страна. А классическое театральное продюсирование - оно ведь родом из России. Достаточно упомянуть о "Русских сезонax" Сергея Дягилева, который совершил художественный прорыв. Не случайно в Париже существует площадь Дягилева, которого почитает весь музыкально-театральный мир. Когда-то мне казалось, что западный опыт совершенно немыслимо перенести на российскую почву, ведь художественная культура неотделима от экономических процессов. А поскольку . наша экономика пытается вырулить на общемировое пространство, то постепенно структурно изменяется и художественный процесс. Тем не менее, сегодня все пока развивается не потому что, а вопреки. - Говоря по правде, «Балтийские сезоны» вызывают у меня достаточно противоречивые чувства. С одной стороны, замечательно, что провинциальный зритель видит лучшие спектакли репертуарного театра. С другой - местное искусство оказывается на обочине этого триумфа. - Знаете, театр - это искусство переливания крови. С этого тезиса мне хочется начать ответ на ваш вопрос. Как вы знаете, 2006 год - последний год проведения акций, связанных с празднованием 60-летия Калининградской области. Между тем Министерство культуры и Федеральное агентство по культуре и кинематографии передо мной поставили задачу создать здесь стационарный постоянно действующий театр. Однако деньги забиты в бюджет лишь до следующего года, потом уже не предусмотрены никакие вложения. Бизнес должен повернуться лицом к культуре области. Если не появятся три-четыре спонсора, будущего у этого начинания нет, как это ни прискорбно. Во-вторых, я убежден, что жителям Калининграда и области совершенно безразлично, свои или привозной спектакль идет на подмостках - им важно видеть качественный продукт. Пускай зритель смотрит и самостоятельно делает выводы, что такое хорошо и что такое плохо. - Ваше отношение к антрепризным постановкам, которые в изобилии дни привозятся в провинциальные города? Лично мне кажется, что происходит подмена понятий, когда провинциалов «заманивают" на звездные команды, подсовывая им при этом суррогат театра. - Знаете, так случилось, что на заре перестройки я был одним из первых продюсеров, сделавших на постсоветском пространстве антрепризный спектакль. Это была нашумевшая постановка Московского художественного театра "Игроки - 21", режиссировал которую Сергей Юрьевич Юрский. Собралась фантастическая команда - Евстигнеев, Тенякова, Саша Калягин, Леня Филатов, Гена Хазанов. У Хазанова в кабинете до сих пор па самом почетном месте висит фотография со всей этой славной командой. С тех пор прошло мною лет, как я не занимаюсь антрепризой, и вот почему: у каждого спектакля должен быть свой постоянный лом, актеру необходимо пристроиться к сценической площадке. А если на скорую руку выстраиваются убогие выгородки на стихийных площадках, АКТЕРЫ начинает так же и работать. Вот если бы можно было работать по схеме Запада, когда арендуется постоянное помещение и труппа периодически выступает на площадке в течение определенного времени, антреприза выглядела бы совсем иным образом. А что мы имеем сегодня, действительно, не выдерживает никакой критики - Вы известны как первооткрыватель звезд. - Я буду выглядеть нескромным, но сказанное соответствует истине. В качестве иллюстрации такая история: когда-то, лет 30 назад, я собирал бригаду для поездки на Братскую ГЭС. В кружке пантомимы в Питере нашел мальчика, который танцевал во время поездки белорусский и украинский танцы и исполнял дна пантомимических номера. Мы плыли по Ангаре и давали концерты, мальчик танцевал. Его звали Слава Полунин. Cейчас Слава - звезда мирового масштаба, в России его концерты редкость. Если он приедет в Калининград, это будет большая удача.