Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Давид Смелянский: «Театр – это искусство переливания крови»

Марина Обревко
Аргументы и факты Калининград , 01.10.2005
Гость "АиФ-Калининград" - глава Рос­сийского государственного театрально­го агентства, один из главных вдохнови­телей фестиваля искусств "Балтийские сезоны" и человек, рядом с которым понимаешь, что такое мощная энергетика, Давид Смелянский(*). - Давид Яковлевич, поделитесь - из какого источ­ника черпаете энергетику? - Я думаю, этот источник можно определить так: свершился очередной проект. И вот уже премьера, овации, актеры выхолят на поклон - в эти минуты ис­пытываешь острое чувство счастья. Мне лично этого достаточно, чтобы потом на протяжении длительного времени испытывать драйв. Эти десять-пятнадцать минут • награда за многомесячный труд и некоторая компенсация того, что просыпаешься и засыпаешь с извечной мыслью о деньгах. - Продюсерство в России пока эксклюзив? - Россия вообще эксклюзивная страна. А классическое театральное продюсирование - оно ведь родом из России. Достаточно упомянуть о "Русских сезонax" Сергея Дягилева, который совершил художественный прорыв. Не слу­чайно в Париже существу­ет площадь Дягилева, которого почитает весь музыкально-театральный мир. Когда-то мне казалось, что западный опыт совершен­но немыслимо перенести на российскую почву, ведь ху­дожественная культура неотделима от экономических процессов. А поскольку . наша экономика пытается вырулить на общемировое пространство, то постепенно структурно изменяется и художественный процесс. Тем не менее, сегодня все пока развивается не потому что, а вопреки. - Говоря по правде, «Балтийские сезоны» вызывают у меня достаточно противоречивые чувства. С одной стороны, замечательно, что провинциаль­ный зритель видит лучшие спектакли репертуарного те­атра. С другой - местное ис­кусство оказывается на обо­чине этого триумфа. - Знаете, театр - это ис­кусство переливания крови. С этого тезиса мне хочется начать ответ на ваш вопрос. Как вы знаете, 2006 год - пос­ледний год проведения ак­ций, связанных с празднова­нием 60-летия Калининградской области. Между тем Министерство культуры и Федеральное агентство по культуре и кинематографии передо мной поставили задачу создать здесь стационарный постоянно действующий те­атр. Однако деньги забиты в бюджет лишь до следую­щего года, потом уже не пре­дусмотрены никакие вложе­ния. Бизнес должен повер­нуться лицом к культуре об­ласти. Если не появятся три-четыре спонсора, будущего у этого начинания нет, как это ни прискорбно. Во-вторых, я убежден, что жителям Калининграда и области совершенно безразлично, свои или привозной спектакль идет на подмостках - им важно видеть качественный продукт. Пускай зритель смотрит и са­мостоятельно делает выводы, что такое хорошо и что такое плохо. - Ваше отношение к антрепризным постанов­кам, которые в изобилии дни привозятся в провинциальные города? Лично мне кажется, что происходит под­мена понятий, когда провинциалов «заманивают" на звездные команды, подсовывая им при этом сур­рогат театра. - Знаете, так случилось, что на заре перестройки я был одним из первых продюсеров, сделавших на пост­советском пространстве антрепризный спектакль. Это была нашумевшая постанов­ка Московского художествен­ного театра "Игроки - 21", ре­жиссировал которую Сергей Юрьевич Юрский. Собралась фантастическая команда - Евстигнеев, Тенякова, Саша Калягин, Леня Филатов, Гена Хазанов. У Хазанова в кабинете до сих пор па самом почетном месте ви­сит фотография со всей этой славной командой. С тех пор прошло мною лет, как я не занимаюсь ант­репризой, и вот почему: у каждого спектакля должен быть свой постоянный лом, актеру необходимо при­строиться к сценической площадке. А если на скорую руку выстраиваются убогие выгородки на сти­хийных площадках, АКТЕРЫ начинает так же и работать. Вот если бы можно было работать по схеме Запада, когда арендуется постоян­ное помещение и труппа периодически выступает на площадке в течение опре­деленного времени, антреприза выглядела бы совсем иным образом. А что мы имеем сегодня, действи­тельно, не выдерживает ни­какой критики - Вы известны как пер­вооткрыватель звезд. - Я буду выглядеть не­скромным, но сказанное со­ответствует истине. В ка­честве иллюстрации такая история: когда-то, лет 30 назад, я собирал бригаду для поездки на Братскую ГЭС. В кружке пантомимы в Питере нашел мальчика, который танцевал во вре­мя поездки белорусский и украинский танцы и испол­нял дна пантомимических номера. Мы плыли по Ан­гаре и давали концерты, мальчик танцевал. Его зва­ли Слава Полунин. Cейчас Слава - звезда мирового масштаба, в России его кон­церты редкость. Если он приедет в Калининград, это будет большая удача.