19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
05.05.2000
«Shylock» Is Rich and Poor
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет
Нина Агишева ,
"Московские новости"
29.04.2000
Бессонница на скотном дворе
Глеб Ситковский ,
"Вечерний клуб"
27.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше
Наталия Каминская ,
"Культура"
27.04.2000
Они — венецианцы
Мария Седых ,
"Общая газета"
26.04.2000
У кого чего болит, тот о том не говорит
Дина Кирнарская ,
"Время MН"
25.04.2000
Толкование сновидений
Олег Зинцов ,
"Ведомости"
25.04.2000
Это не сон
Майя Одина ,
"Сегодня"
24.04.2000
Меловая звезда Давида
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.03.2000
Шейлок с компьютером
Ольга Коршунова ,
"Новая газета"
01.03.2000
Что за комиссия, создатель?
Евгения Тропп ,
"Петербургский театральный журнал"
01.03.2000
Не хочу быть взрослым
Ольга Галахова ,
"Дом Актера"
28.02.2000
Игра любви и случая
Екатерина Дмитриевская ,
"Экран и сцена"
19.02.2000
Выходить замуж трудно, но забавно
Ольга Егошина ,
"Вечерний клуб"
15.02.2000
В мире сказочных грез
Алексей Гончаренко ,
"Московская правда"
04.02.2000
Тетушка раскрыла тайну
Эдуард Графов ,
"Век"
01.02.2000
Было весело и смешно
Елена Мовчан ,
"Искусство" №6
14.01.2000
Рождество, волшебство, еt cetera
Анастасия Горская ,
"Народная газета"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Шейлок с компьютером
Ольга Коршунова
"Новая газета" ,
23.03.2000
В “Et Cetera” поставлен Робертом Стуруа шекспировский “Шейлок”. В главной роли Александр Калягин. Музыка Гии Канчели, Сценография и костюмы Георгия Алекси-Месхишвили. Эта “комедия” (так характеризовал ее сам Шекспир) начинается в фойе театра - за чтением красивой программки со множеством подобранных высказываний Фридриха Дюрренматта, Родиона Раскольникова, Виктора Розанова, записи из “Internet”... И многих других посвященных сути “еврейства”, отчеркнутое комментариями постановщиков о своеобразном, мягко говоря, отношении к евреям во все времена. О чем пишут?” - склонилась ко мне соседка, - “о том, как страшен национализм”. “Это мы знаем,” - разочарованно протянула она. “Об этом спектакль”, - уточнила я. “И это знаем”, - устало, как о прописной надоевшей истине, вздохнула зрительница. Занавес открывается - и зал чуть не падает с кресел: перед взорами предстает современнейший интерьер типичного московского офиса. Представьте: белоснежные, из крупных блестящих плит, стены и пол. Пустое пространство. Слева чуть углом повернут П-образный белый, характерный, открытый офисный шкаф. На авансцене прямоугольное гладкое возвышение: помост, голгофа или просто сценический центр. Здесь на этом низком, но широком помосте проходят все ключевые сцены, словно поданные крупным планом кинематографа. Но самое главное, - пара включенных компьютеров, на белом столе стоящем в нише П-образного шкафа. на разных уровнях шкафа несколько одинаковых “видаков”, да один, большой, стоит справа почти у стены. (Включается, между прочим, пультом.) за полкой же мы видим вишневые деревья в ночной подсветке. На протяжении заданного Шекспиром временного отрезка в три месяца, - за окном ни разу не начался день. Так, у Ионеско герои вспоминали о том, что раньше “было солнце в девять вечера, в десять, в полночь” - а теперь ночь, вечная ночь за окном). Рядом с этой бесконечно длящейся ночью, особенно ослепительным кажется сценический кабинет. В его стерильном пространстве можно не только денежные операции проводить, но и использовать, в качестве операционной, для вскрытия общественного нарыва. Единственная дань Ренессансу в сценографии Г.Алекси-Месхишвили - это серый строгий рисунок на кафельной плитке стены, изображающий тяжелые балдахины, колонны, арки. А в руках у героев мелькнет то пистолет, то телевизионный пульт, то черный огромный складной зонтик, то... велосипед и даже мотоциклетные шлемы. Нужно ли еще добавлять, что одеты наши герои тоже сверхсовременно? Вот сюжет шекспировской пьесы: для молодого друга Лоренцо, венецианский купец Антонио одалживает у Шейлока. деньги. Не под проценты, а под странное и страшное обязательство (и вексель этот заверяется у нотариуса): коль скоро Антонио не сможет выплатить долг - Шейлок будет вправе вырезать фунт его плоти. Впрочем, к сделке оба относятся как к некоей шутке. И тот и другой не хотят и не верят в возможность столь страшного разрешения спора. ...Мы видим перед собой современных весьма учтивых людей, а то что они - современные предприниматели дано за скобками этого необычного действа. Все разговоры предельно корректны, только странен всплеск эмоций в тучном, московском, не имеющем ни капли еврейства, Калягине-Шейлоке, когда тот на приглашение отобедать, отчеканивает, что будет вести деловые контакты, будет партнером в делах, но за одним столом обедать не станет... И неуловимо-презрительно кривит губы венецианец (А.Филиппенко), в разговоре с жидом. Эта нелюбовь и внутренняя брезгливость спрятаны от нас пока что за маской вежливости. Никто из деловых людей плохо о Шейлоке не говорит (так как зависит от него материально). Об отношении к еврею на первых порах, мы узнаем от самого Шейлока, с обидой вспоминающего все минувшие оскорбления своего должника. ...За три отпущенных месяца происходит много событий. Тонут в каких-то морях корабли с богатством Антонио (и он оказывается банкротом). От Шейлока сбегает с возлюбленным дочь и принимает крещение. ...Они покидают место свадьбы на бесшумном велосипеде, надев противоударные разноцветные шлемы, но перед тем, Джессика сорвет с шеи свое украшение и пастор надевает ей крест: От его восклицания: “Она теперь не жидовка”, - невольно пробегает озноб. (А несколько раньше мы видим Джессику с туго заплетенными коротенькими косичками, в школьном платье и с рюкзачком за спиной. Она выходит на сцену девочкой, обсасывая палочку “Чупа-чупс”.) Сам же Шейлок пережив страшное потрясение, бродит по улицам, преследуемый издевательствами и смехом. ...Когда, еще недавно столь респектабельный, Шейлок появляется вновь на сцене - вид его жалок: испачканное лицо, пыльная разорванная клочками одежда, сломанный как подбитое крыло, зонт с торчащими оголенными спицами... Странно, но текст шекспира, положенный на холодный современнейший интерьер, не разбивается о кафельный пол, не рвется об углы офисной мебели. Напротив, очень скоро перестаешь вспоминать о том, что текст тут несколько “старомоден”. Если в “Геликон-опере” “Иоланту” в сумасшедшем доме воспринимаешь находкой достаточно необычной и смелой, то в “Шейлоке” Роберта Стуруа нет границы между текстом и местом обитания персонажей. невозможно было предположить, что каждая роль окажется такой убедительной. Очаровательны Джессика, и влюбленный в нее Лоренцо (М.Скосырева и А.Жоголь), узнаваем интеллигентик-студент Бассанио (А.Завьялов), театральны и очень смешны “женихи” Порции (И.Золотовицкий) и придворные... Нет, спектакль не “разыгран” в современных костюмах, а прожит в них. Все намертво сцементировано музыкой Гии Канчели иногда резко-протяжной, порою пульсирующей в ритме еврейского танца, иногда конвульсивной, болезненной. Кажется, после спектакля Стуруа представить “Шейлока” в других декорациях почти невозможно. Ведь не нужно притворства! Каждый из нас пришел в зал из своей Москвы. Мы работаем, и жизнь наша неразрывно связана с офисом, как современным местом нашего бытия, где “заказывают” врагов и даже дикая ситуация “Шейлока” не кажется столь надуманной. мы со своим современнейшим интерьером оказываемся сами чуть ли не в Средневековье. Ведь в душах наших (попробуйте не согласиться со Стуруа!) сохранено такое же почтительно-брезгливое отношение к инородцам. За это презрение готовит Шейлок ужасную казнь. Которую можно предотвратить, если бы пришло Антонио в голову принести извинения за оскорбления. Ведь единственное, чего хочет и не в силах добиться Шейлок, чтоб хотя бы раз, хоть по ошибке, хотя бы пред страхом смерти, окружающие узнали в нем, наконец, человека. Успокоим будущих зрителей: в последний момент месть Шейлоку не удается. ...На протяжении всего спектакля из правых кулис немного высовываясь, иногда отступая, иногда угрожающе продвигаясь вперед, находится на сцене, слепленные из папье-маше, натуральных размеров буйволица, корова, свинья, ягненок... Когда в конце действия в полумраке перед нами совершается то, что оставалось до этой минуты для нас за сценой: разнузданная толпа - в который раз! - линчует еврея, - стадо выступает вперед, смешивается с людьми... Неужели так будет вечно?