31.10.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена
Галина Пырьева ,
"Народная газета"
25.06.1998
Параллели и перпендикуляры
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.06.1998
Между сновидением и фильмом-катастрофой
Наталия Колесова ,
"Вечерняя Москва"
01.06.1998
Жизнь есть сон
Наталия Колесова ,
"Театральный курьер"
01.06.1998
Сон о чести и справедливости
Марина Благонравова ,
"Экран и сцена"
25.05.1998
Германский принц стал томным самураем
Александр Соколянский ,
"Неделя"
21.05.1998
Two Sides of Kharikov's Hip Design
John Freedman ,
"The Moscow Times"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Злоумышленник в костюме от Кардена
Галина Пырьева
"Народная газета" ,
31.10.1998
Александр Калягин поставил в театре “Et cetera”, который сам же и создал четыре года назад, спектакль «Лица» по рассказам А. П. Чехова. На этой неделе спектакль дважды показали столичной публике. Между тем эта премьера была как бы и не совсем премьера… Иногда кажется, что Калягин пришел в этот мир исключительно для того, чтобы сыграть Чехова. Его бездонный талант, вмещающий роли от трагифарса до комедий, фантастически точно ложится на текст, вышедший из-под пера великого доктора. В мире чеховских «маленьких людей» Калягин донельзя свой человек. На сцене (в кадре) он не то что говорит — молчит по-чеховски. Просто стоит (сидит, ходит), просто читает, просто смотрит, а мы кожей чувствуем-в нас нацелен взгляд, в самую глубину каждого.Иностранцы этого не понимают. Как признается сам Калягин, имеющий опыт преподавания за рубежом, и французы, и англичане с удовольствием играют в чеховских пьесах. Но проникнуть в трагедию трех сестер, понять драму Иванова, вникнуть в суть гибели вишневого сада они не могут. А рассказов Чехова не понимают вовсе (потому за рубежом рассказы почти не ставят). Как, в самом деле, объяснить положение, при котором человек может все и одновременно ничего не может, имеет огромные богатства и в то же время нищ?.. Понять сие может только русский человек (актер), потому как сам живет в этом состоянии. Во всех разговорах о Чехове Калягин подчеркивает профессию любимого писателя: доктор Чехов блестяще ставил диагнозы и столь же безошибочно прописывал методы исцеления. А потому — читайте Антона Павловича!… На сцене, задрапированной в черное, — огромных размеров пенсне. Надо полагать, самого писателя. В стеклах пенсне отражаются картинки жизни, писателем же сделанные. Пенсне свисает с потолка, являя собой главную и почти единственную деталь оформления сцены. Когда очередной фрагмент (рассказ) «Лиц» заканчивается и зал погружается во тьму, прожектор выхватывает пенсне из мрака, и оно начинает медленно раскачиваться в такт знакомому и волнующему вальсу Миллера «Осенний сон». Можно предположить, что таким образом нам напоминают о способности чеховского пенсне и сегодня видеть всё и всех, в том числе сидящих в зрительном зале. А можно ничего не предполагать, а просто восхититься изящному решению, предложенному художником спектакля Виктором Дургиным (он же главный художник театра). Одно определенно: художник понял замысел режиссера — дать в «Лицах» только Чехова. И ничего — от себя.Два актера (Александр Калягин и Владимир Симонов) играют пять рассказов: «На чужбине», «Психопаты», «Канитель», «Злоумышленник», «Дипломат». Рассказы хрестоматийные и только юмористического содержания. Смею предположить, что выбор сделан с умыслом: дабы зритель (нынешний!) не заскучал, наблюдая себя сквозь неуютное чеховское пенсне. Публика не скучала — зал смеялся над «Лицами» (над собой?) беспрестанно и от души.Калягин предложил полуспектакль-полуконцерт. На сцене, помимо описанного выше пенсне, — только стол и три стула (почему-то три для двух актеров). В зависимости от текста стол накрывается то обеденной скатертью с графинчиком, то зеленым сукном присутственного места. В «Психопатах» над столом еще опускают абажур, в «Канители» выносят столик на высокой узкой ножке, коему предназначено символизировать клирос, — иных изменений в декорациях нет. А уж костюмы персонажей — совсем не по Чехову. Злоумышленника Дениса Григорьева Калягин играет не то что в пестрядинной рубахе, латаных портках и на босу ногу — в костюме от Кардена (предполагаю), в белоснежной рубашке и в туфлях от какого-нибудь еще законодателя мод. Играет в том, в чем Александр Александрович как руководитель театра, а также руководитель Российского Союза театральных деятелей может прийти на прием, скажем, к Президенту РФ, если тот его пригласит. Калягинский злоумышленник не имеет ни «изъеденного рябинами лица», ни «шапки давно уже нечесаных, путаных волос» и тем более не походит на «чрезвычайно тощего мужичонку». Но в том и дело, что его герой вышел истинно чеховским: нескладным, бесхитростным, глубоко погруженным в свое человечком…Ловлю себя на мысли, что «костюм от Кардена» еще более приблизил и без того современного Чехова к нашему дню. Калягин проверил истину: не колорит эпохи более всего важен, а человек как таковой. Выдернули чеховского героя из традиционной среды, а он ничуть от того не пострадал, наоборот, стал ярче и объемнее. Калягин многократно усложнил ситуацию и для себя, и для партнера: в отсутствии декораций и костюма им не за что спрятаться, актеры играют пусть и очень сценичный, но голый текст. Только Чехова. И ничего — от себя.Любопытно, что спектакль «Лица» никогда не значился в репертуарных замыслах театра. Александр Калягин и актер театра им. Вахтангова Владимир Симонов (в спектакле они работают только вдвоем и в отсутствии второго состава) сделали его исключительно как выездной спектакль двух актеров. Во время гастрольных выступлений они и показывали «Лица» в этом качестве (известно, что Калягин давно вынашивает идею сыграть все (!) рассказы Чехова двумя-тремя актерами). Между тем сотрудники театра, увидев, что из «Лиц» вышла конфетка, стали уговаривать Калягина ввести спектакль в репертуар. Но художественный руководитель все не решался. Помог случай.Нынешней весной театр возил на фестиваль в Болгарию одну из лучших и мудрых своих работ — спектакль «Смуглая леди сонетов» по пьесе Б. Шоу. Так вышло, что декорации «Смуглой леди» застряли на таможне и не успевали к объявленному спектаклю в Москве. Можно было, извинившись перед зрителями, театр в тот вечер закрыть, потому как, нечего скрывать, на «Смуглую леди» в большей степени идут из-за Калягина, где он блистательно играет У. Шекспира. Тут-то Александр Александрович и сдался на уговоры коллег, согласившись в качестве замены показать москвичам «Лица». Было это, напомню, весной, в апреле.Вот почему спектакли, показанные на нынешней неделе, нельзя в полной мере называть первыми. Но оттого премьера не стала бледнее. Оба спектакля прошли при полном аншлаге.