Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики"
Юрий Юдин
Российская газета ,
08.02.2025
Эта повесть Гоголя считается идиллической - с легкой руки Михаила Погодина ("прекрасная идиллия и элегия") и Александра Пушкина ("шутливая, трогательная идиллия"). Классическая идиллия - единственный литературный жанр, где нет конфликта. Идеальный покой, гармоническое умиротворение. Ручей и пастушка, овцы и пчелы, вечное лето, счастливая страна Аркадия. В общем, как у Хлестакова: "У природы тоже есть свои пригорки, ручейки".
Но бесконфликтность идиллии, пишет Вадим Михайлин, это минус-прием: ведь без конфликта произведение выглядит вызывающе (как человек без носа у Гоголя). При этом античная природа населена нимфами, а для человека связь с нимфой чревата гибелью или безумием. А герой изобретателя идиллий Феокрита - пастух Дафнис, который плохо кончил... Дыхание смерти и нежити ощутимо в самой безмятежной идиллии и оттеняет ее прелесть.
Многие приметы древнего жанра, при всех оговорках, есть и у Гоголя. Это жизнь на лоне природы, изобильная и безмятежная. Здесь нет вечного лета, но есть "золотая осень крепостного права". Нет зловещих нимф, но жизнь героев в прошлом была наполнена ужасными страстями. И даже кошка хозяйки, соблазненная дикими котами, "набралась романических правил, что бедность при любви лучше палат".
Комнатки помещиков Товстогубов тесны, темны и нещадно натоплены. Но Юрий Лотман видит в их поместье заповедный уголок земного рая. Дом обнесен кольцами круговой обороны от внешнего мира: двор, частокол, сад. Да и внутри дома есть стражи - "поющие двери". Беда приходит из места, где граница разрывается: из дикого леса, что граничит с садом, из дыры под амбаром, через которую убегает кошка. А когда она возвращается, Пульхерия Ивановна принимает ее за вестницу своей скорой смерти.
Пространство сцены обшарпано, но затейливо (сценография Софьи Кобозевой). Можно назвать его дерзко-анахроничным, а можно трактовать и как вместилище вечности, собравшей как попало детали разных эпох. Деревянная железная дорога. Улей, похожий на комод. Антресоли, где прячут трехлитровые банки с соленьями. Сухие букеты и пыльные ковыли. Игра с занавесками, скатертями, цветными тряпками - вплоть до финала с театром теней.
Рассказчик (Артем Блинов) напоминает Гоголя, но без портретного сходства. Голос бархатный. Любит принимать позы - взяться правой рукой за левое плечо, взмахнув горделиво власами. Пульхерия Ивановна (Людмила Дмитриева): старушка, непреклонная в своей кротости. Афанасий Иванович (Кирилл Лоскутов): одутловат, но обаятелен, особенно когда ребячится и петушится.
Все прочие лица даром речи не наделены и выступают с междометьями, визгами и кряхтением. Наталья Баландина - ключница Евдоха - играет также приказчика и Пушкина в плисовых штанах и опорках. Мистическая Кошка (Анастасия Субботина) убеждает грацией и пластикой. Дура (Екатерина Егорова) - воплощение не столько безумия, сколько бесцельной суеты. Сеятель (чудная роль Евгения Шевченко) - он же Косарь, он же Седок и его Конь, он же Петух; в общем, не человек, а скотобаза, "паяц 200 нумеров".
Постановщик Владимир Бельдиян проделал крупную изыскательскую работу. Пушкин здесь - герой анекдотов, приведенных или сочиненных Гоголем. Дура, похоже, явилась из стихов Катенина в идиллическом вкусе (они так и называются "Дура"). А Афанасий Иванович вдруг начинает вещать что-то назидательное (вроде бы из "Пролога" к "Ревизору", но по тону - как из "Выбранных мест").
Товарищ режиссер, произошла чудовищная ошибка: этот герой вовсе не резонер, он просто шалун, престарелый подросток. И нет на него в этой сцене Пульхерии Ивановны с мягким увещеванием: "Что это, Афанасий Иванович, вы нам тут пропонуете? Ведь вы это так просто говорите, я знаю, а все равно неприятно". Ну а выговаривать имя Ничипор и слово "туркеня" с ударением на последний слог - это уж никуда не годится, ведь уточнить произношение можно в два счета.
Между прочим, слово "идиллия" означает "картинка". И картинка эта как бы заключена в рамку. А поверх рамки рассказчик и читатели перемигиваются: они видят куда больше, чем простодушные герои, это взгляд свысока, пишет Михайлин.
В спектакле перемигиваются во все лопатки. Как будто постановщики видят и знают куда больше, чем было доступно бедному Гоголю. Как будто честный литературный театр - это что-то постыдное, что можно исполнять только взаперти под одеялом. Как будто без постановочных вытребенек и поворозочек публика непременно затоскует.
Между тем все лучшее в спектакле - несомненно от Гоголя. Дух его повести, при всех раздражительных моментах, все же прекрасно сохранен. И ирония, и нежность, и "комическое одушевление, побеждаемое грустью и унынием". Скорбное бесчувствие доедает несчастного вдовца. Барбосы с перебитыми ногами ослепли. Эдем взят в опеку, а нежить продолжает нежиться. Скучно на этом свете, господа.
Источник: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2025/02/08/reg-cfo/v-teatre-et-cetera-pokazyvaiut-spektakl-starosvetskie-pomeshchiki.html
Но бесконфликтность идиллии, пишет Вадим Михайлин, это минус-прием: ведь без конфликта произведение выглядит вызывающе (как человек без носа у Гоголя). При этом античная природа населена нимфами, а для человека связь с нимфой чревата гибелью или безумием. А герой изобретателя идиллий Феокрита - пастух Дафнис, который плохо кончил... Дыхание смерти и нежити ощутимо в самой безмятежной идиллии и оттеняет ее прелесть.
Многие приметы древнего жанра, при всех оговорках, есть и у Гоголя. Это жизнь на лоне природы, изобильная и безмятежная. Здесь нет вечного лета, но есть "золотая осень крепостного права". Нет зловещих нимф, но жизнь героев в прошлом была наполнена ужасными страстями. И даже кошка хозяйки, соблазненная дикими котами, "набралась романических правил, что бедность при любви лучше палат".
Комнатки помещиков Товстогубов тесны, темны и нещадно натоплены. Но Юрий Лотман видит в их поместье заповедный уголок земного рая. Дом обнесен кольцами круговой обороны от внешнего мира: двор, частокол, сад. Да и внутри дома есть стражи - "поющие двери". Беда приходит из места, где граница разрывается: из дикого леса, что граничит с садом, из дыры под амбаром, через которую убегает кошка. А когда она возвращается, Пульхерия Ивановна принимает ее за вестницу своей скорой смерти.
Пространство сцены обшарпано, но затейливо (сценография Софьи Кобозевой). Можно назвать его дерзко-анахроничным, а можно трактовать и как вместилище вечности, собравшей как попало детали разных эпох. Деревянная железная дорога. Улей, похожий на комод. Антресоли, где прячут трехлитровые банки с соленьями. Сухие букеты и пыльные ковыли. Игра с занавесками, скатертями, цветными тряпками - вплоть до финала с театром теней.
Рассказчик (Артем Блинов) напоминает Гоголя, но без портретного сходства. Голос бархатный. Любит принимать позы - взяться правой рукой за левое плечо, взмахнув горделиво власами. Пульхерия Ивановна (Людмила Дмитриева): старушка, непреклонная в своей кротости. Афанасий Иванович (Кирилл Лоскутов): одутловат, но обаятелен, особенно когда ребячится и петушится.
Все прочие лица даром речи не наделены и выступают с междометьями, визгами и кряхтением. Наталья Баландина - ключница Евдоха - играет также приказчика и Пушкина в плисовых штанах и опорках. Мистическая Кошка (Анастасия Субботина) убеждает грацией и пластикой. Дура (Екатерина Егорова) - воплощение не столько безумия, сколько бесцельной суеты. Сеятель (чудная роль Евгения Шевченко) - он же Косарь, он же Седок и его Конь, он же Петух; в общем, не человек, а скотобаза, "паяц 200 нумеров".
Постановщик Владимир Бельдиян проделал крупную изыскательскую работу. Пушкин здесь - герой анекдотов, приведенных или сочиненных Гоголем. Дура, похоже, явилась из стихов Катенина в идиллическом вкусе (они так и называются "Дура"). А Афанасий Иванович вдруг начинает вещать что-то назидательное (вроде бы из "Пролога" к "Ревизору", но по тону - как из "Выбранных мест").
Товарищ режиссер, произошла чудовищная ошибка: этот герой вовсе не резонер, он просто шалун, престарелый подросток. И нет на него в этой сцене Пульхерии Ивановны с мягким увещеванием: "Что это, Афанасий Иванович, вы нам тут пропонуете? Ведь вы это так просто говорите, я знаю, а все равно неприятно". Ну а выговаривать имя Ничипор и слово "туркеня" с ударением на последний слог - это уж никуда не годится, ведь уточнить произношение можно в два счета.
Между прочим, слово "идиллия" означает "картинка". И картинка эта как бы заключена в рамку. А поверх рамки рассказчик и читатели перемигиваются: они видят куда больше, чем простодушные герои, это взгляд свысока, пишет Михайлин.
В спектакле перемигиваются во все лопатки. Как будто постановщики видят и знают куда больше, чем было доступно бедному Гоголю. Как будто честный литературный театр - это что-то постыдное, что можно исполнять только взаперти под одеялом. Как будто без постановочных вытребенек и поворозочек публика непременно затоскует.
Между тем все лучшее в спектакле - несомненно от Гоголя. Дух его повести, при всех раздражительных моментах, все же прекрасно сохранен. И ирония, и нежность, и "комическое одушевление, побеждаемое грустью и унынием". Скорбное бесчувствие доедает несчастного вдовца. Барбосы с перебитыми ногами ослепли. Эдем взят в опеку, а нежить продолжает нежиться. Скучно на этом свете, господа.
Источник: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2025/02/08/reg-cfo/v-teatre-et-cetera-pokazyvaiut-spektakl-starosvetskie-pomeshchiki.html