01.03.2025
Долгая дорога к папе
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
21.02.2025
Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Татьяна Ратькина ,
Театр To Go
18.02.2025
«Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Аделаида Иосифиди ,
Театральный журнал
14.02.2025
Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera
Ольга Штраус ,
Российская газета
08.02.2025
В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики"
Юрий Юдин ,
Российская газета
07.02.2025
Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя
Зоя Игумнова ,
Известия
Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera
Ольга Штраус
Российская газета ,
14.02.2025
Пьеса Татьяны Загдай вообще-то называется "Человек в закрытой комнате", сюжет ее одновременно и очень бытовой, и совершенно фантастический. Молодая женщина Жанна приезжает из столицы в родной маленький городок, чтобы похоронить отца. Тот умер от пьянки, и ничего хорошего о нем, вспоминая детские годы, Жанна сказать не может: безразличный к ее успехам, холодный, мрачный, равнодушный человек. Дочь даже имя свое родное - Анна - поменяла, чтобы как можно меньше вспоминать и свою юность, и "малую родину". Словом, она превратилась в ту, кем и мечтала стать: жесткую холеную столичную стерву.
Похоронные хлопоты требуют усилий: тело отца надо везти на экспертизу в соседний райцентр. Помочь вызывается сосед Костик, однако на этом пути то и дело случаются всевозможные помехи и рогатки. То судмедэксперта не найти (он в отпуске), то с машиной авария, то разгильдяй Костик, уже имеющий условную судимость, совершает новое преступление…
А Жанна-Анна (Наталья Благих), вытягивая себя и соседа из этих дорожных передряг, то и дело начинает слышать слова покойного отца. Во сне? Или он ей мерещится наяву?
В сущности, Загдай написала очень изящную пьесу: линия внешних событий идет по нисходящей - с каждым новым эпизодом здесь нагнетается негатив. А линия внутренних переживаний Анны - по восходящей. Ее мысленные диалоги с отцом все откровеннее и душевнее, а ее поступки благодаря этим диалогам - все добрее и сердечнее.
Однако режиссер Скворцов (псевдоним артиста Владимира Скворцова) урезает название, убирая из центра внимания "человека" и сосредотачиваясь только на "закрытой комнате". Он уверен: таковые есть в сознании каждого из нас, именно их ему интересно исследовать. Постановщик признается: "Пьеса для меня всегда - это отправная точка. Драматург задает для меня, как режиссера, вектор, направление, и, опираясь на него, я начинаю свое путешествие".
Что же за путешествие получилось у театра в результате? Судя по всему, постановщик опасался, что не каждый зритель почувствует трагикомизм рассказанной истории, а потому насытил спектакль персонажами, которых у автора не было. На всем печальном пути в морг Анну и Костика (Иван Косичкин) сопровождают два Ангела (Анастасия Шумилкина и Анастасия Кормилицына). Это странные существа, окутанные серыми перьями и снабженные длинными клювами на манер чумного доктора в комедии дель арте. Юмора спектаклю они не добавляют, а из-за своего обилия и нарочитой яркости отвлекают внимание от такой важной здесь психологической линии.
Ведь внутренняя трансформация героев, очищение души, которую проделывают за время своего пути Анна и Костик, - самое интересное, за чем хочется наблюдать. Однако трансформация эта получилась в спектакле отнюдь не очевидной. Подозреваю, что именно увлечение внешними эффектами (назойливое курлыканье ангелов, превращение их то в злобных демонов морга, то в служителей ритуального зала, то в эстрадных певичек) стало тому причиной.
Как ни странно, но самым живым персонажем в спектакле оказался умерший Отец (Грант Каграманян). Его неожиданным репликам, молчаливым жестам и даже - вдруг! - игре на старенькой гитаре веришь безоговорочно. Да, именно так, послойно, исподволь приходят к нам воспоминания о наших родных покойниках. Приходят, чтобы помочь нам разобраться в себе, понять и переосмыслить давно прошедшее.
А вот что в этом спектакле действительно вызывает восхищение, так это прекрасная сценография Алексея Трегубова. Совершенно роскошно придуман старенький раздолбанный автомобиль, на котором герои совершают поездку. Очень хороши перегородки, которые легко превращаются в глухую бетонную стену: какая наглядная метафора и унылого провинциального пейзажа, и скучной дороги, и душевной закрытости современного человека. А интерьеры старенькой хрущевки, которые в финале повторяются как анфилада в кошмарном сне, многое скажут о нашем подсознании…
Источник: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2025/02/12/reg-cfo/puteshestvie-s-teniu.html
Похоронные хлопоты требуют усилий: тело отца надо везти на экспертизу в соседний райцентр. Помочь вызывается сосед Костик, однако на этом пути то и дело случаются всевозможные помехи и рогатки. То судмедэксперта не найти (он в отпуске), то с машиной авария, то разгильдяй Костик, уже имеющий условную судимость, совершает новое преступление…
А Жанна-Анна (Наталья Благих), вытягивая себя и соседа из этих дорожных передряг, то и дело начинает слышать слова покойного отца. Во сне? Или он ей мерещится наяву?
В сущности, Загдай написала очень изящную пьесу: линия внешних событий идет по нисходящей - с каждым новым эпизодом здесь нагнетается негатив. А линия внутренних переживаний Анны - по восходящей. Ее мысленные диалоги с отцом все откровеннее и душевнее, а ее поступки благодаря этим диалогам - все добрее и сердечнее.
Однако режиссер Скворцов (псевдоним артиста Владимира Скворцова) урезает название, убирая из центра внимания "человека" и сосредотачиваясь только на "закрытой комнате". Он уверен: таковые есть в сознании каждого из нас, именно их ему интересно исследовать. Постановщик признается: "Пьеса для меня всегда - это отправная точка. Драматург задает для меня, как режиссера, вектор, направление, и, опираясь на него, я начинаю свое путешествие".
Что же за путешествие получилось у театра в результате? Судя по всему, постановщик опасался, что не каждый зритель почувствует трагикомизм рассказанной истории, а потому насытил спектакль персонажами, которых у автора не было. На всем печальном пути в морг Анну и Костика (Иван Косичкин) сопровождают два Ангела (Анастасия Шумилкина и Анастасия Кормилицына). Это странные существа, окутанные серыми перьями и снабженные длинными клювами на манер чумного доктора в комедии дель арте. Юмора спектаклю они не добавляют, а из-за своего обилия и нарочитой яркости отвлекают внимание от такой важной здесь психологической линии.
Ведь внутренняя трансформация героев, очищение души, которую проделывают за время своего пути Анна и Костик, - самое интересное, за чем хочется наблюдать. Однако трансформация эта получилась в спектакле отнюдь не очевидной. Подозреваю, что именно увлечение внешними эффектами (назойливое курлыканье ангелов, превращение их то в злобных демонов морга, то в служителей ритуального зала, то в эстрадных певичек) стало тому причиной.
Как ни странно, но самым живым персонажем в спектакле оказался умерший Отец (Грант Каграманян). Его неожиданным репликам, молчаливым жестам и даже - вдруг! - игре на старенькой гитаре веришь безоговорочно. Да, именно так, послойно, исподволь приходят к нам воспоминания о наших родных покойниках. Приходят, чтобы помочь нам разобраться в себе, понять и переосмыслить давно прошедшее.
А вот что в этом спектакле действительно вызывает восхищение, так это прекрасная сценография Алексея Трегубова. Совершенно роскошно придуман старенький раздолбанный автомобиль, на котором герои совершают поездку. Очень хороши перегородки, которые легко превращаются в глухую бетонную стену: какая наглядная метафора и унылого провинциального пейзажа, и скучной дороги, и душевной закрытости современного человека. А интерьеры старенькой хрущевки, которые в финале повторяются как анфилада в кошмарном сне, многое скажут о нашем подсознании…
Источник: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2025/02/12/reg-cfo/puteshestvie-s-teniu.html