Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera"

Валентина Федорова
Страстной бульвар, 10 , 26.11.2021 17:00:00
Пьесы Эжена Скриба «Стакан воды» давно не было на московской сцене - и вот изысканное стильное зрелище с прекрасными актерскими работами в Театре «Et Cetera», (постановка Бориса Морозова). Художник Анастасия Глебова намеренно открывает все пространство сцены. Гобелены на стенах, арки, которые то поднимаются, то опускаются, сужая сценическую площадку, бело-молочные фигурные жесткие занавесы, отсекающие авансцену, позволяющие подать артистов крупным планом.

Актерская игра, борьба характеров, тонкие интриги и грубые обманы, ирония, откровенная лесть, открытое проявление чувств и скрытые мотивы поступков... Человеческая многогранность и многосложность увлекает, будоражит, заставляет пристально следить за всегда неожиданной сшибкой разнонаправленных интересов, разных темпераментов, восхищаться мастерством автора, который реальность и вымысел, театральную игру и знание противоречивой человеческой природы сплетает в тугой узел.

Скриб был мастером соединения современных реалий, сенсационности, фиксации сиюминутных мнений, моды, причуд, острых словечек, простонародных выражений, картинок быта. И сегодня изящество и насмешливость, исторический флер, прикрывающий забавы, колкости, печали героев костюмных пьес позапрошлого века пленяют, развлекают, дарят моменты истинной театральной радости.

Пьесы Скриба требуют особого способа существования на сцене, где все вроде всерьез, но и понарошку, где страсти кипят, но не обжигают, где увлечься молодым офицером так же просто, как и смириться с его выбором суженой. Эжен Скриб, предлагая легкую, необременительную игру в жизнь, демонстрируя сильные чувства и роковые страсти, умеет строить и держать интригу, владеет мастерством резких поворотов действия, увлекает и обманывает зрителя, чтобы еще сильнее приворожить его.

Режиссер Борис Морозов виртуозно выстраивает партитуру всех женских ролей, показывая вместе с очень хорошими, яркими актрисами точно, выпукло, ярко три разных женских типа. И от того, что они так непохожи друг на друга, еще интереснее следить за их противостоянием.

Роль королевы Анны исполняет Наталия Житкова. Известная сериальная актриса два десятка лет трудится в театре «Et Cetera», ее индивидуальность соответствует характеру королевы Анны - взбалмошной, неуверенной в себе, зависимой, но пытающейся казаться истинной правительницей. В ней много от капризной девочки - она по-детски требует к себе внимания, упивается своей призрачной властью, все время играет во взрослую, так ею и не став. Кокетничает, напускает на себя строгость, одновременно все время оглядывается на окружающих, словно спрашивая: я все правильно делаю? И ждет похвалы, которую, разумеется, немедленно получает. Житкова рисует характер женщины избалованной, но и не очень счастливой, вызывая и досаду, и сочувствие.

Герцогиню Мальборо, фаворитку королевы, играет ведущая актриса труппы Наталья Благих. Актриса с безупречным мастерством соединяет блестящий показ поведения, характера, эмоций, реакций настоящей женщины-вамп, коварной и обольстительной, готовой лгать и притворяться во имя достижений своих амбициозных целей, обольщать, подавлять, обманывать. Наталья Благих демонстрирует высший класс игры, поскольку не скрывает иронии по отношению к своей героине, к ее попыткам привлечь внимание молодого интересного офицера, прельстить и купить его дорогими подарками. Это соединение правдивого показа непростого характера и определенного типа и отношения исполнителя к образу дают удивительный эффект - приковывая внимание зрителей мастерством, актриса лукаво напоминает: это игра, это все понарошку, но... в жизни от подобной дамы пощады не жди. В исполнении Натальи Благих в наибольшей степени концентрируется стиль постановки, режиссерские установки - изящная салонная штучка с претензией на актуальность, пьеса «Стакан воды» на самом деле таит непредсказуемые откровения, полна аллюзий. Сознательное не осовременивание, не «опрокидывание» действия в набившие оскомину реалии современной жизни лишь усиливают вневременное и такое понятное сегодня звучание этой не просто хорошо - блистательно сделанной пьесы, превратившейся в занимательный, изящный и... остросовременный спектакль, который, даря удовольствие от блестящего исполнения и легкой интриги, преподает - ненавязчиво и с легкой усмешкой - прекрасный жизненный урок.

Третья героиня этой истории милейшая юная Абигайль в исполнении молодой актрисы Кристина Гагуа вносит в спектакль пленительную свежесть, соединенную с поистине забавной трезвостью и расчетливостью, столь неожиданными в этой юной трогательной особе. Абигайль Кристины Гагуа на протяжении спектакля меняется на глазах, поражая почти мгновенным превращением скромной простушки в девицу решительную, готовую бороться за свою любовь и мудро руководить таким неотразимым, но простоватым возлюбленным, который сумел вскружить головы трем столь разным женщинам.

Простенькое платье продавщицы в начале спектакля к финалу сменяется изящным и богатым туалетом новой фаворитки королевы. В любой роли и в любом костюме Кристина Гагуа чувствует себя уверенно и остается при всей скромности и кажущейся незаметности обольстительной и неотразимой.

Это противостояние женщин легко вписывается во многие привычные житейские ситуации, поэтому и женщин, и мужчин, собравшихся в зрительном зале, заставляет с напряженным вниманием следить за настоящей борьбой характеров, темпераментов, стилей поведения, жертвенностью, авантюрностью, наивностью и жесткостью, не отпуская внимание ни на минуту, полностью погружает в перипетии давно ушедших дней и давно исчерпанных дворцовых столкновений.

Блестящее женское трио оттеняет, придает пикантности мужской дуэт, где партию соло по праву ведет один из ярчайших сегодня актеров среднего поколения Николай Козак, артист Театра Российской Армии, плодотворно работавший с Борисом Морозовым и приглашенный режиссером в спектакль Театра «Et Cetera».

Роль Генри Сент-Джона, виконта Болингброка дала возможность многогранному актеру показать свои возможности, тонкой иронией и неизменной насмешливой манерой то ли шутить, то ли говорить правду, вылепить характер яркой незаурядной личности, человека острого и блестящего ума. Мужественность соединяется с естественной ленцой человека, который слишком хорошо знает истинную цену земным благам и покровительству сильных мира сего. Болингброк Николая Козака внешне вальяжен, но за этой расслабленностью скрывается сильная воля, быстрый ум, точный расчет и упоение Игрой с заглавной буквы. Политика, чувства, собственное благополучие, место в обществе, элементарный расчет - все поставлено на карту этим игроком по натуре, человеком, в меру разочарованным, но не потерявшем вкуса жизни и очарованного возможностью снова и снова идти на риск и ставить все, абсолютно все на карту судьбы. Его неожиданно взлохмаченный пудреный придворный парик как нельзя лучше отражает отношение к условностям и светским правилам. Один раз он изменит ставший привычным облик - когда станет богатым наследником после гибели на дуэли кузена.

Болингброк будет не раз обнажать голову, сняв парик, подчеркивая, что весь этот маскарад и условности милы, но бессмысленны. Он из тех, кто ищет приключений, готов к авантюрам, открытиям и риску. Риск - его стихия! Появление этого персонажа сразу разрушает внешнее благолепие и ритуальную завершенность сцен. Все приходит в движение, границы дозволенного исчезают...

Рядом с ним стройный высокий красавец Мешем, предмет вожделения таких разных дам, выглядит очаровательным наивным юношей. Егору Гордиенко предстояла нелегкая задача, с которой он достойно справился. Мешем Скриба скорее функция, чем характер, место приложения самых разных сил и желаний. Его задача быть наивным, прямолинейным и искренним. Со всем этим молодой выпускник ГИТИСа достойно справляется, вызывая теплые чувства и искреннее сочувствие.

Борис Морозов не зря выбирает предельный лаконизм постановочных средств. Пустая сцена. Графически выверенные простые мизансцены. Персонажи идут по периметру сценической площадки, четко обозначая углы планшета. Фронтальное расположение актеров, смотрящих в зал. Но вместе с тем - роскошные костюмы. После бесконечных рваных джинсов, лохмотьев, пионерской формы, убогих современных «прикидов» - камзолы, военные формы, подтянутость мужчин и шикарные женские туалеты, подчеркивающие женственность героинь, их тонкие талии, изысканные сочетания цветов, фактуры тканей, пышные юбки, глубокие декольте, перчатки, украшения - пиршество для глаз. Вместе с тем определенная строгость красок позволяет, насладившись фасоном очередного платья, сосредоточиться на диалоге, который часто напоминает сражение на шпагах - выпад, укол, обманный трюк...

Музыка Григория Гоберника создает изысканную атмосферу королевского двора, века кринолинов, роскошных женщин и отважных мужчин.

Наверное, это не очень театроведчески точно, но по-человечески важно: спектакль пленяет, радует, заставляет с неослабевающим напряжением следить за развитием действия, доставляет удовольствие и преподает урок верности, мужества, благородства, истинной любви. Согласитесь, немало в наше жесткое, жестокое, беспощадное прагматическое время.