26.11.2021 17:00:00
Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera"
Валентина Федорова ,
Страстной бульвар, 10
01.11.2021
Буря в дворцовых покоях
Елена Губайдуллина ,
Театральная афиша столицы
12.10.2021
Дела сердечные важнее Европы. «Стакан воды» в театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Русский блоггер
10.10.2021
«Стакан воды» от Московского театра «Et Cetera»
Виктория Смирнова ,
интернет-портал "Индекс Арт"
16.08.2021
Лекарство для души
Жанна Филатова ,
Театральная афиша столицы
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Дела сердечные важнее Европы. «Стакан воды» в театре Et Cetera
Наталья Анисимова
Русский блоггер ,
12.10.2021
Пьеса «Стакан воды», пожалуй, самая известная из всего творческого наследия французского драматурга Эжена Скриба, и вероятно, самая беспроигрышная в силу блистательности интриги и диалогов. Именно с ней, как с козырным тузом, режиссёр Борис Морозов, бывший худрук Театра Армии, пришёл в EtCetera, где ему в трудную минуту протянул руку помощи художественный руководитель театра Александр Калягин. Когда блестящая драматургическая основа соединяется с сильной рукой мастера и высококлассными актёрами, то случается момент истины. Спектакль фантастически быстро набирает темп, а тугая пружина великолепной дворцово-любовной интриги английского королевского двора начала 18 века держит в напряжении и моментально забирает всё зрительское внимание.
Героев сложно разделить на исключительно положительных и отрицательных, но при этом авансцена напоминает шахматную доску, где разыгрывается сложнейшая комбинация замысловатых ходов, и где главными фигурами являются вовсе не королевские, а те, которые находятся в тени от них. Генри Сент-Джон, виконт Болингброк и герцогиня Мальборо, фаворитка королевы Анны – вот, кто главные герои этой схватки. Их оружие не шпаги, а хитроумные действия и слова, которые могут бить не хуже, чем острый клинок. Каждая сцена, где появляются Николай Козак (Болингброк) и Наталья Благих (герцогиня Мальборо), что называется «температурит», выбивая сноп электрических искр!
Спектакль порождает определённые аллюзии, кого-то увлечет амурная линия, кого-то политическая, и при желании некоторые метафоры можно вполне соотнести с временем нынешним. Режиссёр открещивается от политических намёков, но контакт с действительностью есть. Герцогиня представляет интересы партии вигов и не прочь запустить руку в государственную казну, а её противник виконт – партию тори и у него в приоритете интересы Англии. Картина старая, но знакомая.
Впрочем, политика политикой, а пьеса о делах сердечных, о любви. В то время, когда Англия (страна героев пьесы) воюет с Францией (родина драматурга) за испанское наследство («война королевы Анны») настоящее сражение разворачивается между тремя женщинами за одного молодого офицера (Егор Гордиенко). Влюблённая герцогиня одаривает его повышением по службе и бриллиантовыми эполетами, влюблённая королева зазывает в будуар, а влюблённой бедной Абигайль не остаётся ничего лучшего как стать агентом Болингброка во дворце. Королеву играет Наталия Житкова и делает её невероятно женственной. Кристина Гагуа в роли Абигайль, настоящая Джен Эйр. Николай Козак придумал для своего героя особую энергичную пластику. Рыжая фурия герцогиня в исполнении Натальи Благих опасна как яд из перстня Медичи в бокале, который преподносят с улыбкой на лице.
Адаптации классического текста пьесы к современности не требуется, в нём заложен смысл абсолютно понятный и сегодняшним зрителям. Все элементы спектакля – музыка, свет, сценография, визуальная сторона – находятся на высочайшем уровне. Спектакль костюмный, фон исторический, конструкция классическая, музыка Григория Гоберника пленяет как аромат дорогих духов. Актеры легко, красиво, азартно пребывают в своём пространстве роли, играют всем спектром эмоций. И хотя образы ими созданные имеют мало общего с реальными историческими прототипами, но хочется верить безусловно, что всё так и происходило, и что, действительно, «песчинки могут перевернуть колесницу истории», и роль стакана воды может менять события как нечаянное убийство бабочки.
Борис Морозов, режиссёр: «Должен сказать, что для меня приглашение Александра Александровича Калягина прийти в театр и сделать спектакль было очень важным. Выбор пьесы рождался из совместного поиска, потому что было нужно найти такое название, которое было бы интересно театру, интересно мне.
Я с радостью работал с художником Анастасией Глебовой, после долгого перерыва снова встретился с композитором Григорием Гоберником, должен назвать и художника по костюмам Андрея Климова, художника по свету Андрея Абрамова – огромная команда работала мощно и слаженно. На роль Болингброка я позвал Николая Козака из Театра Армии, который был одним из «моих» артистов.
Когда работаю никогда не становлюсь в позу оппонента, я делаю свою версию. Как только ты вступаешь на тропинку соревновательности, ты сам себя загоняешь в несвободу, что сразу начинает на тебя давить.
Очень рад тому, что в спектакле один состав. Потому что спектакли и надо ставить с одним составом. Обратите внимание, скажем, Товстоногов – он работал с одним составом, Эфрос – работал с одним составом, Гончаров – работал с одним составом. Тогда рождается спектакль. Ввод всегда разрушает спектакль.
Я очень много взял у Андрея Александровича Гончарова, хотя я ученик Андрея Алексеевича Попова. И у Гончарова была потрясающая фраза, которую он говорил артистам: «Обжигайтесь предлагаемыми обстоятельствами. Вы сейчас существуете с температурой 36,6, а мне надо, чтобы вы горели». Петр Фоменко говорил, что актёр должен работать на разрыв сердца. И когда я обратился к этому автору, Эжену Скрибу, то нашел одно удивительное определение, что у него диалог написан так, как жонглировали в Париже горящими кинжалами уличные артисты. Вот так и мы старались найти температуру диалога.
Я обратился к такому типу драматургии, когда француз пишет про англичан. Оказывается, Скриб написал эту пьесу между двумя французскими революциями. Он захватил ещё то время, когда гильотина каждый день работала в Париже, и то время, когда Англия с Францией были в состоянии войны. И вот это соединение, когда как бы водевильный автор, который затрагивает вполне человеческие темы, то, как человек стремится быть свободным в любви, во взаимоотношениях, от давления власти. Это движение к свободе, заложенное в пьесе, было нами прочувствовано. И с другой стороны «Стакан воды», конечно же, спектакль о любви. Все герои — влюблённые люди, только каждый по-своему воспринимает эту любовь».
Источник: https://rblogger.ru/2021/10/13/dela-serdechnye-vazhnee-evropy-stakan-vody-v-teatre-etcetera/
Героев сложно разделить на исключительно положительных и отрицательных, но при этом авансцена напоминает шахматную доску, где разыгрывается сложнейшая комбинация замысловатых ходов, и где главными фигурами являются вовсе не королевские, а те, которые находятся в тени от них. Генри Сент-Джон, виконт Болингброк и герцогиня Мальборо, фаворитка королевы Анны – вот, кто главные герои этой схватки. Их оружие не шпаги, а хитроумные действия и слова, которые могут бить не хуже, чем острый клинок. Каждая сцена, где появляются Николай Козак (Болингброк) и Наталья Благих (герцогиня Мальборо), что называется «температурит», выбивая сноп электрических искр!
Спектакль порождает определённые аллюзии, кого-то увлечет амурная линия, кого-то политическая, и при желании некоторые метафоры можно вполне соотнести с временем нынешним. Режиссёр открещивается от политических намёков, но контакт с действительностью есть. Герцогиня представляет интересы партии вигов и не прочь запустить руку в государственную казну, а её противник виконт – партию тори и у него в приоритете интересы Англии. Картина старая, но знакомая.
Впрочем, политика политикой, а пьеса о делах сердечных, о любви. В то время, когда Англия (страна героев пьесы) воюет с Францией (родина драматурга) за испанское наследство («война королевы Анны») настоящее сражение разворачивается между тремя женщинами за одного молодого офицера (Егор Гордиенко). Влюблённая герцогиня одаривает его повышением по службе и бриллиантовыми эполетами, влюблённая королева зазывает в будуар, а влюблённой бедной Абигайль не остаётся ничего лучшего как стать агентом Болингброка во дворце. Королеву играет Наталия Житкова и делает её невероятно женственной. Кристина Гагуа в роли Абигайль, настоящая Джен Эйр. Николай Козак придумал для своего героя особую энергичную пластику. Рыжая фурия герцогиня в исполнении Натальи Благих опасна как яд из перстня Медичи в бокале, который преподносят с улыбкой на лице.
Адаптации классического текста пьесы к современности не требуется, в нём заложен смысл абсолютно понятный и сегодняшним зрителям. Все элементы спектакля – музыка, свет, сценография, визуальная сторона – находятся на высочайшем уровне. Спектакль костюмный, фон исторический, конструкция классическая, музыка Григория Гоберника пленяет как аромат дорогих духов. Актеры легко, красиво, азартно пребывают в своём пространстве роли, играют всем спектром эмоций. И хотя образы ими созданные имеют мало общего с реальными историческими прототипами, но хочется верить безусловно, что всё так и происходило, и что, действительно, «песчинки могут перевернуть колесницу истории», и роль стакана воды может менять события как нечаянное убийство бабочки.
Борис Морозов, режиссёр: «Должен сказать, что для меня приглашение Александра Александровича Калягина прийти в театр и сделать спектакль было очень важным. Выбор пьесы рождался из совместного поиска, потому что было нужно найти такое название, которое было бы интересно театру, интересно мне.
Я с радостью работал с художником Анастасией Глебовой, после долгого перерыва снова встретился с композитором Григорием Гоберником, должен назвать и художника по костюмам Андрея Климова, художника по свету Андрея Абрамова – огромная команда работала мощно и слаженно. На роль Болингброка я позвал Николая Козака из Театра Армии, который был одним из «моих» артистов.
Когда работаю никогда не становлюсь в позу оппонента, я делаю свою версию. Как только ты вступаешь на тропинку соревновательности, ты сам себя загоняешь в несвободу, что сразу начинает на тебя давить.
Очень рад тому, что в спектакле один состав. Потому что спектакли и надо ставить с одним составом. Обратите внимание, скажем, Товстоногов – он работал с одним составом, Эфрос – работал с одним составом, Гончаров – работал с одним составом. Тогда рождается спектакль. Ввод всегда разрушает спектакль.
Я очень много взял у Андрея Александровича Гончарова, хотя я ученик Андрея Алексеевича Попова. И у Гончарова была потрясающая фраза, которую он говорил артистам: «Обжигайтесь предлагаемыми обстоятельствами. Вы сейчас существуете с температурой 36,6, а мне надо, чтобы вы горели». Петр Фоменко говорил, что актёр должен работать на разрыв сердца. И когда я обратился к этому автору, Эжену Скрибу, то нашел одно удивительное определение, что у него диалог написан так, как жонглировали в Париже горящими кинжалами уличные артисты. Вот так и мы старались найти температуру диалога.
Я обратился к такому типу драматургии, когда француз пишет про англичан. Оказывается, Скриб написал эту пьесу между двумя французскими революциями. Он захватил ещё то время, когда гильотина каждый день работала в Париже, и то время, когда Англия с Францией были в состоянии войны. И вот это соединение, когда как бы водевильный автор, который затрагивает вполне человеческие темы, то, как человек стремится быть свободным в любви, во взаимоотношениях, от давления власти. Это движение к свободе, заложенное в пьесе, было нами прочувствовано. И с другой стороны «Стакан воды», конечно же, спектакль о любви. Все герои — влюблённые люди, только каждый по-своему воспринимает эту любовь».
Источник: https://rblogger.ru/2021/10/13/dela-serdechnye-vazhnee-evropy-stakan-vody-v-teatre-etcetera/