26.11.2021 17:00:00
Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera"
Валентина Федорова ,
Страстной бульвар, 10
01.11.2021
Буря в дворцовых покоях
Елена Губайдуллина ,
Театральная афиша столицы
12.10.2021
Дела сердечные важнее Европы. «Стакан воды» в театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Русский блоггер
10.10.2021
«Стакан воды» от Московского театра «Et Cetera»
Виктория Смирнова ,
интернет-портал "Индекс Арт"
16.08.2021
Лекарство для души
Жанна Филатова ,
Театральная афиша столицы
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
«Стакан воды» от Московского театра «Et Cetera»
Виктория Смирнова
интернет-портал "Индекс Арт" ,
10.10.2021
7 октября 2021г. в театре «Et Cetera» состоялась премьера спектакля «Стакан воды» по одноименной пьесе Эжена Скриба. Режиссером выступил народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Это его первая постановка после ухода с поста главного режиссера Центрального академического театра Российской армии.
Вспомним, что Эжен Скриб, в первую очередь, специализировался на комедиях и водевилях. Исключением не стала и данная пьеса, полное название которой «Стакан воды, или Причины и следствия». Виновник всего действа – Стакан – появляется на сцене первым и не покидает её на протяжении всего первого акта, ненавязчиво напоминая о себе зрителю.
История строится на череде «случайностей» и «совпадений». Умело вплетённые в повествование незначительные детали (настоящие «чеховские ружья»!) виртуозно срабатывают нужным образом.
Хотя речь идёт о дворцовых интригах, а Англия, в которой разворачивается действие, находится в состоянии войны с Францией (примечательно, что француз Скриб пишет про английский двор), стоит отметить лёгкий характер постановки, в которой политика отходит на второй план. Драматург создал по-человечески обаятельные образы, сместив акценты на личные переживания, а режиссёр умело передал ненарочитость и некоторую трогательность материала.
Надо сказать, актёрами прекрасно подхвачено настроение! И хотя красиво стилизованные под моду XIX века костюмы (художник Андрей Климов) намекают на определённую эпоху, на сцене узнаваемые живые образы, мало напоминающие чопорную английскую знать. Персонажи актуальны, современны и, вероятно, вечны…
В интервью Борис Афанасьевич Морозов сказал, что ставил спектакль прежде всего о любви и о стремлении к свободе. Только все герои проявляют эти чувства по-разному. Не случайно на репетициях велись разговоры больше не о пьесе, а о жизни. Может быть, именно это и позволяет добиться столь ощутимой сценической правды.
У герцогини Мальборо (заслуженная артистка России Наталья Благих) есть всё: власть, деньги, влияние… но она безответно влюблена в молодого прапорщика гвардейского полка Мешема. И единственный способ видеть его — тайно покровительствовать, продвигать по службе, чтобы он оставался во дворце. Спустя некоторое время она перестаёт казаться такой холодной и бессердечной, как её описывают. Актриса показывает зрителю гордую одинокую женщину, которая отчаянно пытается получить немного любви, избегая козни недоброжелателей.
Королева Анна в исполнении Наталии Житковой — наивная и ведомая женщина. Пост монарха для неё – тюрьма, она вовсе не желает заниматься государственными делами. Настоящая сильная и властная королева просыпается в ней только тогда, когда речь заходит о любовных делах.
Генри Сент-Джон одинок и разорен. Он никак не может дорваться до поста министра и вынужден находиться в оппозиционном, как он сам выражается, «побежденном меньшинстве». Он тщеславен и язвителен, но – парадоксально! – в исполнении заслуженного артиста России Николая Козака эти качества не кажутся отталкивающими. Напротив, его Генри Сент-Джон по-своему притягателен! Нельзя не сказать, что Николай Козак – единственный приглашенный артист, однако, в сценическом взаимодействии это не заметно.
Отдельно хочется отметить, что для Егора Гордиенко, исполнителя роли Мешема, данный спектакль – профессиональный дебют. Он окончил РАТИ-ГИТИС в 2021 году (мастерская А. Кончаловского) и только был принят в труппу театра «Et Cetera». Среди опытных коллег Егор смотрится очень органично.
Режиссёр упомянул, что рекомендовал актёрам обжигаться предлагаемыми обстоятельствами, ведь «диалоги – это жонглирование горящими кинжалами». В спектакле практически нет места паузам, а чётко отработанные мизансцены сообщают действию необходимую динамику и держат зрительское внимание. С одной стороны, это большой плюс: длящийся больше двух часов спектакль пролетает, действительно, незаметно. Но, вероятно, в этом же и небольшой минус: нельзя остановиться, посмаковать острый момент, рассмотреть удивительно выразительные декорации, насладиться изысканностью светового решения, прочувствовать музыкальное сопровождение. Визуальная же сторона постановки при этом вызывает восхищения и лично мне хотелось бы большего времени и пространства на погружение в её чувственную эстетику.
Вспомним, что Эжен Скриб, в первую очередь, специализировался на комедиях и водевилях. Исключением не стала и данная пьеса, полное название которой «Стакан воды, или Причины и следствия». Виновник всего действа – Стакан – появляется на сцене первым и не покидает её на протяжении всего первого акта, ненавязчиво напоминая о себе зрителю.
История строится на череде «случайностей» и «совпадений». Умело вплетённые в повествование незначительные детали (настоящие «чеховские ружья»!) виртуозно срабатывают нужным образом.
Хотя речь идёт о дворцовых интригах, а Англия, в которой разворачивается действие, находится в состоянии войны с Францией (примечательно, что француз Скриб пишет про английский двор), стоит отметить лёгкий характер постановки, в которой политика отходит на второй план. Драматург создал по-человечески обаятельные образы, сместив акценты на личные переживания, а режиссёр умело передал ненарочитость и некоторую трогательность материала.
Надо сказать, актёрами прекрасно подхвачено настроение! И хотя красиво стилизованные под моду XIX века костюмы (художник Андрей Климов) намекают на определённую эпоху, на сцене узнаваемые живые образы, мало напоминающие чопорную английскую знать. Персонажи актуальны, современны и, вероятно, вечны…
В интервью Борис Афанасьевич Морозов сказал, что ставил спектакль прежде всего о любви и о стремлении к свободе. Только все герои проявляют эти чувства по-разному. Не случайно на репетициях велись разговоры больше не о пьесе, а о жизни. Может быть, именно это и позволяет добиться столь ощутимой сценической правды.
У герцогини Мальборо (заслуженная артистка России Наталья Благих) есть всё: власть, деньги, влияние… но она безответно влюблена в молодого прапорщика гвардейского полка Мешема. И единственный способ видеть его — тайно покровительствовать, продвигать по службе, чтобы он оставался во дворце. Спустя некоторое время она перестаёт казаться такой холодной и бессердечной, как её описывают. Актриса показывает зрителю гордую одинокую женщину, которая отчаянно пытается получить немного любви, избегая козни недоброжелателей.
Королева Анна в исполнении Наталии Житковой — наивная и ведомая женщина. Пост монарха для неё – тюрьма, она вовсе не желает заниматься государственными делами. Настоящая сильная и властная королева просыпается в ней только тогда, когда речь заходит о любовных делах.
Генри Сент-Джон одинок и разорен. Он никак не может дорваться до поста министра и вынужден находиться в оппозиционном, как он сам выражается, «побежденном меньшинстве». Он тщеславен и язвителен, но – парадоксально! – в исполнении заслуженного артиста России Николая Козака эти качества не кажутся отталкивающими. Напротив, его Генри Сент-Джон по-своему притягателен! Нельзя не сказать, что Николай Козак – единственный приглашенный артист, однако, в сценическом взаимодействии это не заметно.
Отдельно хочется отметить, что для Егора Гордиенко, исполнителя роли Мешема, данный спектакль – профессиональный дебют. Он окончил РАТИ-ГИТИС в 2021 году (мастерская А. Кончаловского) и только был принят в труппу театра «Et Cetera». Среди опытных коллег Егор смотрится очень органично.
Режиссёр упомянул, что рекомендовал актёрам обжигаться предлагаемыми обстоятельствами, ведь «диалоги – это жонглирование горящими кинжалами». В спектакле практически нет места паузам, а чётко отработанные мизансцены сообщают действию необходимую динамику и держат зрительское внимание. С одной стороны, это большой плюс: длящийся больше двух часов спектакль пролетает, действительно, незаметно. Но, вероятно, в этом же и небольшой минус: нельзя остановиться, посмаковать острый момент, рассмотреть удивительно выразительные декорации, насладиться изысканностью светового решения, прочувствовать музыкальное сопровождение. Визуальная же сторона постановки при этом вызывает восхищения и лично мне хотелось бы большего времени и пространства на погружение в её чувственную эстетику.