Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

19.12.2018 Онлайн – на одном дыхании Максим Замшев , Литературная газета 06.12.2018 В театре Калягина придумали опасную игру с мобильниками Феликс Грозданов , Дни.ру 24.10.2018 «Ничего не известно наверняка!» Марина Токарева , Новая газета 23.10.2018 Как в «Et Cetera» делают публику из артистов Максим Замшев , Литературная газета 19.10.2018 Адольф Шапиро поставил неизвестную пьесу Пиранделло, где все слегка безумны Светлана Хохрякова , Московский комсомолец 17.09.2018 Гоголь и «Ревизор» московской школы в Театре Аргентина Родольфо ди Джаммарко , La Repubblica di Roma («Римская республика») 17.09.2018 Версия "Ревизора" Гоголя на сцене театра "Аргентина" Риккардо Ченчи , Eurocomunicazione 16.09.2018 Приехал ревизор. Он стар, обездвижен и сидит в инвалидной коляске. Энрико Фьоре , CONTROSCENA.NET 16.09.2018 В Рим приехал "Ревизор"! Нива Миракян (Рим) , Российская газета - Федеральный выпуск №7670 (207) 14.09.2018 Версия с Александром Калягиным и актерами труппы Московского театра «Et Cetera» Марикла Боджо , Criticateatrale.net 12.07.2018 Кто в замке король? В театре у Александра Калягина Татьяна Москвина , Аргументы Недели 23.05.2018 Лабардан по-московски Мария Кингисепп , Вечерний Санкт-Петербург 01.05.2018 Некто странной наружности Елена Омеличкина 16.03.2018 Когда хочется жить... Наталья Сажина , ТЕАТРОН 22.01.2018 Праздничный Ренессанс на сцене Et Cetera Любовь Лебедина , Деловая Трибуна 18.01.2018 Любов във време на нелюбов с Морфов в Москва Майя Праматарова , Площад Славейков 07.01.2018 Игра на живот и смърт по Морфов Майя Праматарова , ОБАЧЕ
Пресса

Онлайн – на одном дыхании

Максим Замшев
Литературная газета , 19.12.2018
Пьеса Полины Бабушкиной ломает стереотипы, не нарушая каноны

Много сейчас разговоров о том, что отечественный театр в кризисе, что мало на сценах пьес современных драматургов, а если есть, то не те, – пресловутая «новая драма» и прочие экзерсисы. Подобные кривотолки обыкновенно происходят от бессилия и от невозможности работать по-настоящему актуально и интересно. Постановка Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной «В зоне доступа» на сцене театра «Et Cetera» опровергает все высоколобые доводы сомнительных ревнителей.
Этот динамичный и гротескный спектакль смотрится на одном дыхании. И это, бесспорно, результат синергии творческих замыслов режиссёра и автора пьесы. Пьеса устроена так, что в ней практически нет таких внешних эффектов, по которым можно было бы рассредоточить зрительское внимание. Вся партитура держится на распределении тонких смысловых акцентов, на постоянных психологических коллизиях, тайных и не очень.

Сюжет пьесы основан на уже не раз применяемом приёме: компания друзей, собирающаяся по пятницам, решила сыграть в игру: читать вслух все эсэмэски и говорить по телефону по громкой связи. Поначалу думаешь, что всё пойдет по банальному сценарию вскрытия неких запретных взаимоотношений героев. Сразу скажу, что этот фактор присутствует. Но то, что происходит на сцене, значительно тоньше и увлекательней, чем разоблачение банальных адюльтеров.

Никаких постмодернистских заходов ни в пьесе, ни в постановке не сыщешь. Единство места и времени соблюдено с лихвой. На сцене длинный стол, кухонная мебель, две двери с разных концов и выход на балкон. Пространство организовано, с одной стороны, компактно, с другой – с большой перспективой сценографического манёвра. Режиссёр этим манёвром прекрасно пользуется, то отправляя героев на балкон, то возвращая за стол, то заставляя их передвигаться между дверьми и столом. И каждое передвижение не случайный поход, а психологический жест, замотивированный в общем действии.

Все персонажи написаны драматургом и воплощены постановщиком на сцене выпукло и узнаваемо. Это, бесспорно, их общий успех.

Актёры Иван Косичкин и Наталья Благих – блестяще показывают нам обычную городскую пару, пару интеллигентов, у которых есть шестнадцатилетняя дочь, они ближе к среднему классу, но их ценности с налётом мещанства надлежит пересмотреть. Косичкин играет весьма аскетично, но ни на секунду не позволяет потерять себя из виду, Благих же, наоборот, создаёт образ своей героини яркими мазками – несколько экзальтированными и нервными, но не противоречащими друг другу. Две другие пары – типичные примеры альянса-мезальянса. То, что в паре Благих –Косичкин чуть намечено, в других парах доведено до трагического абсурда. Сладчайшие внешне отношения Макса (Евгений Шевченко) и Ксюши (Кристина Гагуа) оказываются на поверку напрочь лишёнными искренности. Исполнители доводят акценты до предельной мощности в первой части спектакля, и тем трагичнее всё обваливается, когда вскрываются все измены Макса и далеко небезупречная жизнь Ксюши. Алексей и Аня (добротные и качественные работы Андрея Кондакова и Екатерины Егоровой) – уставшие от бытовых неурядиц люди, надоевшие взаимно до чёртиков, но демонстрирующие внешнее благополучие, – это наиболее узнаваемые и типизированные персонажи. Таких людей наверняка можно встретить в каждом городе. Но под пристальными взглядами зрителей они обретают черты индивидуальные, и здесь, конечно, определяющим становится то, как Егорова блестяще играет нерастраченную сексуальность Ани – она рассыпана на реплики, на позы, на походку, на повышение и понижение тона.

Два персонажа без пар – это Миша, в итоге оказавшийся представителем ЛГБТ, и проститутка Нина, появившаяся по недоразумению. Они далеко не статисты. Их сюжетные истории теснейшим образом связаны с общим действием.

Есть ещё дочка хозяев Алина.

И вот все эти люди взаимодействуют на сцене так занимательно, так разнообразно и с такой плотностью психологических перемен, что вполне проникаешься авторской идеей обозначить жанр «В зоне доступа» как онлайн-драму. Всё развивается горизонтально, традиционное деление на действия отсутствует, но в этом себе даже не отдаёшь отчёта. И в этой горизонтальности чрезвычайно важно отметить, как режиссёр решает очень сложную задачу. Она в том, что почти все персонажи находятся на сцене одновременно. Что делать тем, кто молчит? Как не выглядеть вычурно и в то же время оправдать своё присутствие на подмостках?

Впечатляет, что все персонажи существуют в полифоничном режиме, каждое движение значимо, как игра без мяча в футболе. Ансамбль идеален, всё работает как отлаженный механизм.

Спектакль долго помнится. О чём он заставляет задуматься? Наверное, о судьбе героя, о том, как зыбко счастье, о том, как многого мы не знаем о близких, и это незнание часть нашего преступного невнимания, о том, как многолик и глубок человек даже в недостатках своих. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать постановку Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной удавшейся?


  • Онлайн – на одном дыхании