Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

19.12.2018 Онлайн – на одном дыхании Максим Замшев , Литературная газета 06.12.2018 В театре Калягина придумали опасную игру с мобильниками Феликс Грозданов , Дни.ру 24.10.2018 «Ничего не известно наверняка!» Марина Токарева , Новая газета 23.10.2018 Как в «Et Cetera» делают публику из артистов Максим Замшев , Литературная газета 19.10.2018 Адольф Шапиро поставил неизвестную пьесу Пиранделло, где все слегка безумны Светлана Хохрякова , Московский комсомолец 17.09.2018 Гоголь и «Ревизор» московской школы в Театре Аргентина Родольфо ди Джаммарко , La Repubblica di Roma («Римская республика») 17.09.2018 Версия "Ревизора" Гоголя на сцене театра "Аргентина" Риккардо Ченчи , Eurocomunicazione 16.09.2018 Приехал ревизор. Он стар, обездвижен и сидит в инвалидной коляске. Энрико Фьоре , CONTROSCENA.NET 16.09.2018 В Рим приехал "Ревизор"! Нива Миракян (Рим) , Российская газета - Федеральный выпуск №7670 (207) 14.09.2018 Версия с Александром Калягиным и актерами труппы Московского театра «Et Cetera» Марикла Боджо , Criticateatrale.net 12.07.2018 Кто в замке король? В театре у Александра Калягина Татьяна Москвина , Аргументы Недели 23.05.2018 Лабардан по-московски Мария Кингисепп , Вечерний Санкт-Петербург 01.05.2018 Некто странной наружности Елена Омеличкина 16.03.2018 Когда хочется жить... Наталья Сажина , ТЕАТРОН 22.01.2018 Праздничный Ренессанс на сцене Et Cetera Любовь Лебедина , Деловая Трибуна 18.01.2018 Любов във време на нелюбов с Морфов в Москва Майя Праматарова , Площад Славейков 07.01.2018 Игра на живот и смърт по Морфов Майя Праматарова , ОБАЧЕ
Пресса

Кто в замке король? В театре у Александра Калягина

Татьяна Москвина
Аргументы Недели , 12.07.2018
Закрываются на лето театры, время поговорить о прошедшем сезоне. Юбилейный – 25-й сезон завершился в Московском театре Et cetera, что под руководством А.А. Калягина, народного артиста России и председателя Союза театральных деятелей. Актёры в Москве – больше чем актёры: многие из них руководятЧто же происходит на сцене театра, названного нарочито легкомысленно (et cetera по-французски – всего лишь «и так далее…»)?

У ТЕАТРА Калягина – обширный и пёстрый репертуар, но, думаю, многие зрители выбирают спектакль, руководствуясь одним критерием: играет «сам» или нет. Это фатально. Это неизбежно. Александр Калягин – один из немногих сегодня актёров, на которых, что называется, ходят. Тот, кто делает кассу. В огромной Москве таких единицы: Доронина, Меньшиков, Е. Миронов, Безруков, Ширвиндт, Неёлова, Домогаров, М. Ефремов, ещё, может, человек пять. Вот до чего довела театр режиссёрская диктатура!Но не может ведь Александр Александрович выходить, при его-то занятости, каждый день на сцену, да и не для того он собирал труппу и создавал свой театр. Я выбрала для размышления три спектакля Et cetera.



Странное Возрождение непонятной любви

Спектакль «Декамерон. Любовь во время чумы» – премьера юбилейного, 25‑го сезона театра. Поставил композицию по мотивам классического сочинения Д. Боккаччо известный режиссёр Александр Морфов, много сотрудничавший с Et cetera (Калягин в спектакле не [end_short_text]занят). У Морфова есть удивительная способность, резко выделяющая его из корпуса современных режиссёров: он владеет искусством мизансцены. Он с поразительной красотой и элегантностью располагает фигуры артистов в пространстве, занимая все измерения сцены: и длину, и высоту, и глубину. И когда в его руках оказалось итальянское Возрождение, с его соборами, садами, дворцами, статуями et cetera, он так развернулся, что живописность мизансцен доводит зрителя до восторга. Первые полчаса.

«Декамерон» – не злосчастный заезженный режиссёрами «Дядя Ваня», его и сдававшие в университетах курс зарубежной литературы успели подзабыть. Вроде бы там были истории о любви, рассказанные в компании молодых людей, укрывшихся от чумы? Когда из сумрака соборов мы переносимся в монастырский сад, одна история нам действительно рассказана. Как в монастырь пробрался ловкий здоровый парень (очаровательный Амаду Мамадаков) и составил счастье всех его обитательниц, включая настоятельницу. Зритель, замученный духовностью, с радостью воспринимает лихую раскованность Возрождения в этом вопросе. И ждёт такого же остроумного продолжения. Но не тут-то было. В действие вмешивается элемент бреда, и вместо историй идёт сумбурное эксцентричное шоу, где следы Боккаччо уже слабо различимы.

Появляется пара комиков, Франческо и Франческа, трещащие текст в духе «Камеди клаб», но неясно о чём, зачумлённый парень с клеткой (там белая мышь), рассуждающий о смысле жизни, какой-то символический мясник (типа Бога-отца?), поучающий своего слабака сына… Мизансцены по-прежнему выразительные. Но ритмы потеряны, нить рассказа рассыпается, смыслы растаяли. Наступила обычная модная режиссёрская невнятица – поведать миру «обо всём и ни о чём».



Загадочное инкогнито из Петербурга

Ещё одна премьера театра – спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Р. Стуруа. Александр Калягин играет здесь роль… Хлестакова. Это, знаете, такая версия, что мир ещё не видел таких версий. В ней есть два героя: Хлестаков и все остальные. Все остальные – довольно безликий отряд унылых чиновников, уже совершенно лишённых густого гоголевского колорита. Такая вполне современная свора одинаковых лицемеров и прохиндеев в скучных костюмчиках. И свора эта сталкивается с загадкой. С жутковатым фантомом – Хлестаковым, который никакой не юноша, а дьявольский хитрец с седым хохолком на голове и лукавыми глазами, для пущего кошмара сидящий в кресле-каталке. Гоголь Калягину на роду написан, и он в мире Гоголя мог бы сыграть буквально всё. Он и играет – не Хлестакова, конечно, а чёртову куклу. Его принцип – заморачивать мир и, что называется, «отводить глаза», как это умеет нечистая сила. Чиновники со своей глупой коррупцией попросту не видят его реального облика! А он знай себе куражится. И немножко скучает. Давно он на этой чёртовой должности, не всегда удаётся себя как следует развлечь. Вот финал комедии по-прежнему доставляет удовольствие этой чёртовой кукле – явиться к ворам в облике настоящего грозного ревизора… Так неожиданно и парадоксально, что даже интересно. Но, конечно, без Хлестакова–Калягина на сцене всё тускнеет. Может, лучше было бы сделать для выдающегося артиста такой вольный моноспектакль по Гоголю? Может быть, а труппа? Труппу занимать надо, это вам не шутка – артисты без работы.



То, что видел президент

Ну вот, добрались. Спектакль «Лица» по маленьким рассказам Чехова – это то, что видел В.В. Путин. И понятно почему: «Лица» – универсальное представление, для любого, для каждого, для всех. Тут невозможно чего-то «не понять» и не надо вежливо и внимательно пытаться пристроиться умом к зрелищу. Миниатюры Чехова разыгрывают два обаятельнейших лицедея, прирождённые комедианты, давние властители зала, Александр Калягин и Владимир Симонов. Пять рассказов, час двадцать минут без перерыва. Сидишь и думаешь вместе с залом – хоть бы это не кончалось… Эти негодяи отрываются от души, в полную силу, они сверкают и переливаются на сцене, как река на солнце. Однако в игровых мелочах нисколько не погребён смысл чеховского текста. Вот рассказ «На чужбине», где скучающий русский помещик, фальшивый «патриот» (Калягин), издевается над учителем-французом (Симонов). И смешно, и остро, и горько. На «Психопатах» зал стонет от смеха, но картина того, как мирные обыватели буквально сходят с ума, читая газеты, глубока и точна… Двое актёров, стол, стулья. Минимум реквизита. Театр!

Что ж, не без удовольствия я провела три вечера в нарядном зале Et cetera. Театр работает, старается, пробует найти свой репертуар, установить свои отношения между актёрской вольницей и режиссёрским диктатом. В его природе – склонность к комедиантству, озорству, яркой выпуклой форме. Он тоже, как многие театры, ищет «новые формы». Но не зря же «Лица» идут на аншлагах двадцать лет. Поскольку, приучая зрителя к «новым формам», можно его потерять, а потерять зрителя для театра – значит потерять всё.

А потому Калягину судьба вот так вот вертеться, балансировать «на грани» – и от моды не отставать, и публику не отпугивать. И самому выходить на сцену, для которой он, разумеется, создан.