03.11.2025
В театре «Et Cetera» премьера «Завтрака у предводителя»
Евгения Сиротова ,
Театрал
02.11.2025
Тургенев, о котором не рассказывают в школе
Екатерина Бородина ,
Московский комсомолец
02.11.2025
В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева
Ольга Штраус ,
Российская газета
31.10.2025
не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera"
Слава Шадронов ,
Livejournal
01.09.2025
Можно ли понять любовь?
Матвей Матфеев ,
ДрамТеатр
23.04.2025
Сила Соляриса
Марианна Власова ,
Независимая газета
23.04.2025
Отцы и дети /«Закрытая комната» в Московском театре «Et Cetera»
Елена Омеличкина ,
Культура двух столиц
01.04.2025
Сыграем национальный миф
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
01.03.2025
Долгая дорога к папе
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
21.02.2025
Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Татьяна Ратькина ,
Театр To Go
18.02.2025
«Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Аделаида Иосифиди ,
Театральный журнал
14.02.2025
Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera
Ольга Штраус ,
Российская газета
08.02.2025
В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики"
Юрий Юдин ,
Российская газета
07.02.2025
Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя
Зоя Игумнова ,
Известия
Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Тургенев, о котором не рассказывают в школе
Екатерина Бородина
Московский комсомолец ,
02.11.2025
В театре Александра Калягина состоялась премьера по Тургеневу
30 октября в театре «Et Cetera» Александра Калягина состоялась премьера спектакля по пьесе Ивана Тургенева «Завтрак у предводителя». Режиссер-постановщик — Юрий Буторин. Спектакль приурочен к юбилею заслуженной артистки России Ольги Беловой, исполнившей роль помещицы Кауровой. Непривычный жанр для Тургеневский произведений — сатирическая драма, где объектом наблюдения становится порочность, а единственный положительный герой, как по Гоголю, — смех. О том как эта забытая пьеса и случайный звонок привели к появлению спектакля, узнал корреспондент «МК».
Идея постановки спектакля «Завтрак у предводителя» на сцене театра «Et Cetera» произошла неожиданно. Предложение поставить эту удивительную и совершенно несвойственную для Тургенева пьесу поступило от Ольги Беловой, сыгравшей Анну Ильинишну Каурову — 45-летнюю вдову подпоручика. Актриса вспомнила о тексте пьесы, давно исчезнувшей с репертуарных афиш, и предложила поставить его именно сейчас — в год своего юбилея.
Юрий Буторин, несколько лет работавший на сцене «Et Cetera» и впоследствии прославившийся своими режиссёрскими работами в «Мастерской Петра Фоменко», сначала сомневался. «Оля Белова позвонила мне зимой. сказала, могу ли я ей помочь в этой работе. Сначала я мучился, а потом согласился. Александр Александрович одобрил, - и всё началось», — вспоминает режиссёр.
«Завтрак у предводителя», сегодня почти не звучит со сцен столичных театров, многие зрители и вовсе не знают о ее существовании. В ней всё неожиданно для Тургенева: и жанр, и тема, и интонация. Вместо привычной для писателя психологического эпоса — сатирическое произведение, высмеивающее провинциальное дворянство. Это роднит пьесу скорее с Фонвизиным и Сумароковым, чем с традиционным «тургеневским» романом.
«Завтрак у предводителя» — одноактная комедия, написанная в середине XIX века. В течение нескольких лет пьеса находилась под запретом: на сцене её ставили, но в печати найти было невозможно. Цензура вычёркивала имена персонажей, изменяла реплики.
Сюжет прост: действие происходит в доме «предводителя дворянства» Балагаева, готовящего утренний приём. Поводом становится затянувшийся конфликт между помещиком Беспандиным и его сестрой, вдовой Кауровой, которые уже третий год не могут поделить наследство, доставшееся им от тётки. В этой пьесе нет любовной линии, нет трепетных взаимоотношений между героями — всё построено на сатире.
Художественное оформление спектакля заслуживает отдельного внимания: сценическое пространство выстроено как механизм, где каждая деталь работает на образную идею. Декорации в финале буквально разрушаются вместе с иллюзиями и корыстными надеждами героев. Стенография и костюмы, передающие атмосферу того времени созданы Марией Мелешко. Художник по свету — Александра-Виктория Чаян, чья работа стала полноценной частью действия. Все освещение было соотнесено точно с игрой актеров и сценическим пространством. Режиссером по пластике Андрей Казаков.
В основе пьесы — сатира на провинциальное дворянства. Тургенев высмеивает мелочность, жадность, лицемерие и духовную пустоту помещиков. Завтрак у предводителя заканчивается без предводителя, как и сама пьеса — открытым финалом. Герои остаются ни с чем — и это главная мораль. «Посмеялись, посмеялись, а в итоге плачем», - комментирует Ольги Беловой
Вопрос о жанре произведения Тургенева остаётся дискуссионным: одни исследователи называют его сатирической драмой, другие — социально-бытовой комедией. Юрий Буторин предлагает свою трактовку, называя пьесу трагикомедией.
«Комедия — это трагедия, которая произошла не с тобой. Для зрителей смешно, а для героев — на грани срыва», — признается режиссер.
По словам режиссёра, смех здесь — не украшение, а инструмент наблюдения: он позволяет зрителю увидеть время и самого себя.
Постановка выглядит свежо и актуально. На протяжении всего действия публика не переставала смеяться, но в финале смех исчезает. За шутками скрылась совсем не смешная мысль — люди часто разрушают не только все вокруг, но и свою жизнь, не замечая, ради чего спорят.
Источник: https://www.mk.ru/culture/2025/11/02/turgenev-o-kotorom-ne-rasskazyvayut-v-shkole.html
30 октября в театре «Et Cetera» Александра Калягина состоялась премьера спектакля по пьесе Ивана Тургенева «Завтрак у предводителя». Режиссер-постановщик — Юрий Буторин. Спектакль приурочен к юбилею заслуженной артистки России Ольги Беловой, исполнившей роль помещицы Кауровой. Непривычный жанр для Тургеневский произведений — сатирическая драма, где объектом наблюдения становится порочность, а единственный положительный герой, как по Гоголю, — смех. О том как эта забытая пьеса и случайный звонок привели к появлению спектакля, узнал корреспондент «МК».
Идея постановки спектакля «Завтрак у предводителя» на сцене театра «Et Cetera» произошла неожиданно. Предложение поставить эту удивительную и совершенно несвойственную для Тургенева пьесу поступило от Ольги Беловой, сыгравшей Анну Ильинишну Каурову — 45-летнюю вдову подпоручика. Актриса вспомнила о тексте пьесы, давно исчезнувшей с репертуарных афиш, и предложила поставить его именно сейчас — в год своего юбилея.
Юрий Буторин, несколько лет работавший на сцене «Et Cetera» и впоследствии прославившийся своими режиссёрскими работами в «Мастерской Петра Фоменко», сначала сомневался. «Оля Белова позвонила мне зимой. сказала, могу ли я ей помочь в этой работе. Сначала я мучился, а потом согласился. Александр Александрович одобрил, - и всё началось», — вспоминает режиссёр.
«Завтрак у предводителя», сегодня почти не звучит со сцен столичных театров, многие зрители и вовсе не знают о ее существовании. В ней всё неожиданно для Тургенева: и жанр, и тема, и интонация. Вместо привычной для писателя психологического эпоса — сатирическое произведение, высмеивающее провинциальное дворянство. Это роднит пьесу скорее с Фонвизиным и Сумароковым, чем с традиционным «тургеневским» романом.
«Завтрак у предводителя» — одноактная комедия, написанная в середине XIX века. В течение нескольких лет пьеса находилась под запретом: на сцене её ставили, но в печати найти было невозможно. Цензура вычёркивала имена персонажей, изменяла реплики.
Сюжет прост: действие происходит в доме «предводителя дворянства» Балагаева, готовящего утренний приём. Поводом становится затянувшийся конфликт между помещиком Беспандиным и его сестрой, вдовой Кауровой, которые уже третий год не могут поделить наследство, доставшееся им от тётки. В этой пьесе нет любовной линии, нет трепетных взаимоотношений между героями — всё построено на сатире.
Художественное оформление спектакля заслуживает отдельного внимания: сценическое пространство выстроено как механизм, где каждая деталь работает на образную идею. Декорации в финале буквально разрушаются вместе с иллюзиями и корыстными надеждами героев. Стенография и костюмы, передающие атмосферу того времени созданы Марией Мелешко. Художник по свету — Александра-Виктория Чаян, чья работа стала полноценной частью действия. Все освещение было соотнесено точно с игрой актеров и сценическим пространством. Режиссером по пластике Андрей Казаков.
В основе пьесы — сатира на провинциальное дворянства. Тургенев высмеивает мелочность, жадность, лицемерие и духовную пустоту помещиков. Завтрак у предводителя заканчивается без предводителя, как и сама пьеса — открытым финалом. Герои остаются ни с чем — и это главная мораль. «Посмеялись, посмеялись, а в итоге плачем», - комментирует Ольги Беловой
Вопрос о жанре произведения Тургенева остаётся дискуссионным: одни исследователи называют его сатирической драмой, другие — социально-бытовой комедией. Юрий Буторин предлагает свою трактовку, называя пьесу трагикомедией.
«Комедия — это трагедия, которая произошла не с тобой. Для зрителей смешно, а для героев — на грани срыва», — признается режиссер.
По словам режиссёра, смех здесь — не украшение, а инструмент наблюдения: он позволяет зрителю увидеть время и самого себя.
Постановка выглядит свежо и актуально. На протяжении всего действия публика не переставала смеяться, но в финале смех исчезает. За шутками скрылась совсем не смешная мысль — люди часто разрушают не только все вокруг, но и свою жизнь, не замечая, ради чего спорят.
Источник: https://www.mk.ru/culture/2025/11/02/turgenev-o-kotorom-ne-rasskazyvayut-v-shkole.html


