Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

03.11.2025 В театре «Et Cetera» премьера «Завтрака у предводителя» Евгения Сиротова , Театрал 02.11.2025 Тургенев, о котором не рассказывают в школе Екатерина Бородина , Московский комсомолец 02.11.2025 В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева Ольга Штраус , Российская газета 31.10.2025 не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera" Слава Шадронов , Livejournal 01.09.2025 Можно ли понять любовь? Матвей Матфеев , ДрамТеатр 23.04.2025 Сила Соляриса Марианна Власова , Независимая газета 23.04.2025 Отцы и дети /«Закрытая комната» в Московском театре «Et Cetera» Елена Омеличкина , Культура двух столиц 01.04.2025 Сыграем национальный миф Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 01.03.2025 Долгая дорога к папе Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 21.02.2025 Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera» Татьяна Ратькина , Театр To Go 18.02.2025 «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera» Аделаида Иосифиди , Театральный журнал 14.02.2025 Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera Ольга Штраус , Российская газета 08.02.2025 В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики" Юрий Юдин , Российская газета 07.02.2025 Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя Зоя Игумнова , Известия
Пресса

В театре «Et Cetera» премьера «Завтрака у предводителя»

Евгения Сиротова
Театрал , 03.11.2025
30 октября в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина прошёл показ спектакля Юрия Буторина «Завтрак у предводителя», поставленного по одноименной пьесе Тургенева об имущественном споре между братом и сестрой, за примирение которых берётся предводитель местного дворянства.

Постановка приурочена к юбилею заслуженной артистки России Ольги Беловой, роль помещицы Кауровой для своего бенифиса актриса выбрала сама.
«Вся история зародилась из-за аферы: Оля Белова позвонила мне зимой и попросила помочь ей в этой работе. На свой юбилей она хотела спектакль. Поначалу я мучился, но всё же согласился. Теперь можно увидеть, во что наша афера превратилась», – поделился режиссёр спектакля Юрий Буторин.

Тёплый свет, высокие колонны, тиканье часов и камердинер Герасим (Данил Никитин), переводящий их стрелки – часть жизни в доме предводителя дворянства, назначенного на должность три года назад. Спектакль и начинается с этого дня. Николай Иванович Балагалаев, вставая на трибуну перед народом, произносит клятвенные обещания, которые обязуется выполнить в течение своего предводительского срока. Его слушают бывший предводитель, Петр Петрович Пехтерьев (заслуженный артист России РФ Алексей Осипов) и Герасим. Последний после каждого слова бросает на посуду столовое серебро, отчего сразу становится понятно – ничего из вышеперечисленного, вышеобещанного Николай Иванович не выполнит. Но время летит быстро: слова подвергаются изменениям, предвыборная кампания исчезает из людской памяти, мостовые трещат от запущенности с каждым днём всё больше, а дворяне только и ищут, как бы уколоть друг друга посильнее. Неизменно лишь одно: Николай Иванович Балагалаев по-прежнему местный предводитель: «не всегда выбирают самых достойных, и если кого отставили, это еще не значит, что он недостойный. Впрочем, я это, конечно, говорю не для вас…»

В одно утро, когда на часах время завтракать, имение предводителя Николая Ивановича Балагалаева взрывается от происходящего в нём хаоса. Фамилия героя чрезвычайно говорящая и заранее свидетельствует, что только в доме Николая Ивановича мог произойти подобный балаган. Дело кроется в наследстве. На протяжении трёх лет Анна Ильинична Каурова (заслуженная артистка РФ Ольга Белова) и её брат, Ферапонт Ильич Бecпaндин (Григорий Старостин), не могут разобраться с имуществом, оставшимся от тётушки. Их отношения своей остротой становятся похожи на лезвие ножа, соскользнуть с которого решительно нельзя, иначе есть риск потерять не только свою жизнь, но и близкого человека. От семейных ссор у героев давно накопилась усталость, никому в действительности ни усадьба, ни прилегающие к ней территории не нужны, и борьба за землю ведётся исключительно из-за нежелания уступать. Посему Николай Иванович Балагалаев берётся всерьёз за это дело и приглашает в свой дом всех, кто может помочь ему помирить семью: судью Евгения Суслова (Иван Косичкин), помещиков Антона Алупкина (Андрей Кондаков) и Мирволина (Фёдор Урекин), письмоводителя Вельвицкого (Владимир Урм).

В роли Балагалаева занят Фёдор Бавтриков, и он в совершенстве раскрыл все черты характера своего героя, показал его отношение к жизни, к своей службе, а главное – к людям. При прочтении пьесы обычно складывается впечатление, что Николай Иванович человек добродушный, к делам и участию открытый, но нерешительный. От этого Балагалаева можно назвать человеком слабым. И откуда тогда в нём такое пылкое желание помочь Ферапонту Ильичу и Анне Ильиничне? Всё просто. В планах у Николая Ивановича стояла покупка рощи, что будет передана в руки Бecпaндину после завершения конфликта с сестрой. Предводитель Бавтрикова выглядит человеком бесхитростным, искренне вовлечённым в дела наследственные.

Как и в пьесе, ближе к финалу замысел Николая Ивановича открывается гостям имения, только нет у зрителя грусти от этого, напротив, хочется Балагалаева пожалеть. За всё утро он не смог даже на толику пробиться через стену упрямства и категорического неприятия. Разделение чужого имущества не только не прекращается, но и становится спусковым крючком перед выстрелом следующих ссор, вмешаться в которые Николай Иванович не может от утомления и разочарования: «Дележ, козёл, упрямая баба, помещик из Тамбова, вдруг неожиданный становой, завтра дуэль, у меня нечистая совесть, усадьба, роща за бесценок, завтрак, шум, кутерьма... нет, это слишком. Извините меня, господа... я не в состоянии...».

Но состояние есть у Кауровой и Бecпaндина. Анна Ильинична Каурова, в исполнении заслуженной артистки РФ Ольги Беловой, – личность сильная и очень противоречивая. Она приезжает в дом предводителя, чтобы поскорее закончить затянувшийся конфликт. Как и её брат. Однако не хватает вдове Кауровой душевного спокойствия и внутреннего стержня, благодаря которым она могла бы поступиться своей принципиальностью и упрямством. Каурова на протяжении трёх лет ведёт взаимную войну против близкого, даже не зная, во имя чего. При этом она понимает всю нелепость спора и сама говорит о ней, «усадьба и гроша не стоит», просит Николая Ивановича назначить ей часть наследства, уточняет: «А чей пруд?»

Каурова, на самом деле, держится не за конкретную долю земли, а за возможную победу над своим братом. Ей необходимо обойти его на этом пути, выиграть. Ольга Белова в образе Кауровой очень органична и красива. Иссиня-фиолетовое платье подчеркивает статус вдовы, в то время как белый воротничок говорит о её готовности к новой жизни, которую она наверняка хотела бы начать в полученной усадьбе. Воздушный, очень лёгкий тембр голоса Ольги Беловой сочетается с твердостью намерений Анны Ильиничны и создаёт эффект полного погружения в ситуацию. Если в пьесе у Кауровой присутствуют черты истерические, в постановке они лишь изредка проглядывают, прячась за обаятельностью Ольги Беловой. В её глазах читается неподдельная любовь к героине, и она передаётся зрителю.

Ферапонта Ильича Бecпaндина на сцене воплотил Григорий Старостин. Помещик Бecпaндин идентичен по характеру с сестрой. Наследство тётушки не просто спровоцировало семейную битву, оно открыло во всех личностях, представленных зрителю, когда-то скрытые пороки. Ферапонт Ильич – человек эгоистичный и, что удивительно, к итогу разделения наследства равнодушный. Он соглашается на все предложения предводителя, кажется, что вот-вот он подпишет нужные бумаги, но Каурова любые варианты отвергает. Конечно, это на руку Бecпaндину, уступать он точно не намерен.

Очень интересно и режиссёрское решение, видение этого конфликта Юрия Буторина. Наследство – «сельцо Кокушкино, Раково тож, душ по 8-й ревизии мужеска пола 94. Всей земли 712 десятин, неудобной 81, под усадьбой с выгоном 9; чересполосица есть, но немного...» – в спектакле изображено на огромном полотне, где видна каждая деталь. И усадьба с садом, за которую билась Каурова, ведь «какой же дом без сада?», и пруд, что планировали разделить пополам, конопляники… Но в одно мгновение на нарисованное наследство случайно проливают воду. Эмоциональное напряжение достигает своего пика, конфликт выходит на новую ступень, и теперь остановить его предводителю станет ещё сложнее.

«– Антон Семёныч, вы бы большей пустошью хотели быть или меньшей?
– Большей!»

«Евгений Тихонович, позвольте вас с линии раздела рощи повысить до конопляников!»

«Почему малая пустошь на меня всё время вскидывается?»

Это не просто диалоги. Это кусочки одной из самых смешных мизансцен спектакля – расстановки по плану местности делимого имения. После водного уничтожения карты вопрос остаётся нерешённым, и все герои под чутким руководством Николая Ивановича Балагалаева примеряют на себя разные роли: усадьба, конопляники, пустоши, роща. Каурова крепко стоит на лестнице, судья Евгений Суслов неудобно лежит среди мебели, Бecпaндин застывает между спинками стульев, на которые опирается бедный помещик Мирволин, даже Герасиму и Карпуше, кучеру Кауровой, нашлось место в этой интерпретации наследства.

Отдельно хочется рассмотреть и кульминационный момент инсценировки со знакомым почерком Юрия Буторина. Когда семейный спор достигает своего предела, от тёплого, обнимающего света в имении Балагалаева остаётся лишь луч прожектора, освещая Каурову. Мужчины вокруг неё хватаются за колонны, падают вместе с ними, фоном звучит тревожная, нагоняющая страх музыка, и изможденный голос Анны Ильиничны слышится в зале: «Я согласна! Отцы мои, на всё согласна! Всё подпишу!». Разразившийся гром пугает её, пока яркость молнии озаряет сцену, а стены имения падают под тяжестью этого конфликта. Погода становится отражением дворянского спора. Юрий Буторин не стал переносить действие пьесы в наши дни, хоть она и сейчас крайне актуальна. Он подошёл к постановке, учитывая все условия и правила ХIX века, но зрителям, тем  не менее, ясен безрадостный вывод: времена, может быть, меняются, но люди-то остаются прежними.

«Я навсегда запомнил замечательную фразу Петра Наумовича Фоменко: «современность есть в актерах, заложена уже в них, потому что они живут в этом времени. А нам надо попробовать дотянуться до автора, услышать то, что он хотел сказать. И тогда и создается связь времен, а это и есть культура», – говорит Юрий Буторин.

«Завтрак у предводителя» в «Et Cetera» очень яркий, живой, интересный своей нестандартностью, поскольку соединяет в себе лёгкость тургеневского текста, абсурдную ситуацию и печаль. Режиссёрская рука ставит перед залом зеркало. Посмотревшись в него, зрители не увидят привычного внешнего облика, но они окунутся вглубь себя. «Почему, для чего мы ссоримся из-за мелочей?», «Что важнее: семейный уют или большой кошелёк?», «Действительно ли выхода нет, или он нас попросту не устраивает?» Эти и тысячи других вечных вопросов задаёт себе человек на протяжении жизни ежедневно.


Источник: https://www.teatral-online.ru/news/39005/