01.03.2025
Долгая дорога к папе
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
21.02.2025
Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Татьяна Ратькина ,
Театр To Go
18.02.2025
«Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Аделаида Иосифиди ,
Театральный журнал
14.02.2025
Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera
Ольга Штраус ,
Российская газета
08.02.2025
В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики"
Юрий Юдин ,
Российская газета
07.02.2025
Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя
Зоя Игумнова ,
Известия
Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
«Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Аделаида Иосифиди
Театральный журнал ,
18.02.2025
Повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» — это история о простых и в то же время необычных отношениях между давними супругами, добрыми стариками Пульхерией Александровной и Афанасием Ивановичем. Их историю на Малой сцене «Et Cetera» рассказывает писатель, гость (как указано в программке) Артём Блинов, и в нём, конечно же, нетрудно узнать самого Гоголя — это видно по внешнему виду актёра, по его костюму. Режиссёр, намеренно обозначая внешнее сходство, хочет показать, что повествователь «Старосветских помещиков» — сам автор.
Главных же героев повести мы видим словно «в блестящем, сверкающем сновидении». У актёров практически нет текста, они, как призраки прошлого, всплывают в памяти рассказчика и предстают перед зрителем безмолвными неприметными тенями.
Режиссёр спектакля Владимир Бельдиян особое внимание уделяет атмосфере: по углам сцены — красивая старая мебель, деревянные двери, ведущие в разные места действия (сценография Софьи Кобозевой). Свет, золотистый, янтарный, выстроенный Майей Шавдатуашвили, говорит о том, что сейчас лето и раннее утро. Вместе с героями повести на сцену выходят ещё несколько персонажей: кошечка, вертлявая, ловкая и непредсказуемая, в исполнении Анастасии Субботиной, — из-за неё случилось несчастье в доме помещиков; молодой крестьянин и девушка, панночка, пришедшие в спектакль из других рассказов Гоголя. Крестьянин (Евгений Шевченко), сеятель, как обозначено в программке, — высокий широкоплечий парень, простой мужичок, на котором держится всё хозяйство, деревня да и весь свет, если вспоминать русский фольклор. Рядом с ним вертится девушка-крестьянка, Дура (опять же из программки), — Екатерина Егорова, весёлая, активная, тоже, наверное, работящая. Режиссер даёт актерам ещё по несколько ролей, и Шевченко вдруг становится петушком, своим криком поднимающим солнце (ловко садится на корточки, оттопыривает локти и начинает кукарекать), а Егорова — недовольной курочкой и звонкой маленькой птичкой (а потом и бесстыдной девкой Пульхерии Ивановны).
Но несмотря на то, что быт, окружающий старосветских помещиков, воссоздан мастерски, о них самих в спектакле как будто бы забывают. Трогательная любовь двух стариков, их странная, тихая привязанность друг к другу, незаметная жизнь в том виде, в каком всё это представлено у Гоголя и только лишь отчасти сохранены в спектакле, меркнут и не вписываются в атмосферу деревенской жизни, созданную режиссёром и сценографом. Пульхерии Ивановне (Людмила Дмитриева) и Афанасию Ивановичу (Кирилл Лоскутов) как будто не хватает собственного уголка в этой деревеньке. Безусловно, текст, описывающий их дом, произносится, и у Блинова здорово получается изобразить тот самый скрип двери в спальню, похожий на фразу: «Батюшки, я зябну!» — и умилиться комнате Пульхерии Ивановны, и рассказать про замечательные обеды. Однако зритель так долго пребывает в атмосфере всеобщей беззаботности, так долго видит сеятеля, дуру и кошку, занимающих игровыми пантомимами большую часть сценического времени, что тихого бытия помещиков, а потом и драматического события в их жизни почти не замечает. Вот быстро и незаметно умирает Пульхерия Александровна, вот наступает осень, а вот проходит пять лет и… кончается спектакль. Возможно, в этом и кроется режиссёрский замысел, однако такое решение повести Гоголя лишает её текст сентиментальности, трогательности, жалостливости. Чувство, которое вызывает сюжетная линия с помещиками, явно острее, чем ощущение ностальгии по деревне или просто по местам детства, но режиссёр расставил акценты иначе.
В «Старосветских помещиках» Владимира Бельдияна сами помещики не становятся главными героями, а превращаются в одну из частей деревенской жизни, где, кажется, всё окружающее смущается их уходом, остановившим безудержное веселье, смешную игру в жизнь.
Главных же героев повести мы видим словно «в блестящем, сверкающем сновидении». У актёров практически нет текста, они, как призраки прошлого, всплывают в памяти рассказчика и предстают перед зрителем безмолвными неприметными тенями.
Режиссёр спектакля Владимир Бельдиян особое внимание уделяет атмосфере: по углам сцены — красивая старая мебель, деревянные двери, ведущие в разные места действия (сценография Софьи Кобозевой). Свет, золотистый, янтарный, выстроенный Майей Шавдатуашвили, говорит о том, что сейчас лето и раннее утро. Вместе с героями повести на сцену выходят ещё несколько персонажей: кошечка, вертлявая, ловкая и непредсказуемая, в исполнении Анастасии Субботиной, — из-за неё случилось несчастье в доме помещиков; молодой крестьянин и девушка, панночка, пришедшие в спектакль из других рассказов Гоголя. Крестьянин (Евгений Шевченко), сеятель, как обозначено в программке, — высокий широкоплечий парень, простой мужичок, на котором держится всё хозяйство, деревня да и весь свет, если вспоминать русский фольклор. Рядом с ним вертится девушка-крестьянка, Дура (опять же из программки), — Екатерина Егорова, весёлая, активная, тоже, наверное, работящая. Режиссер даёт актерам ещё по несколько ролей, и Шевченко вдруг становится петушком, своим криком поднимающим солнце (ловко садится на корточки, оттопыривает локти и начинает кукарекать), а Егорова — недовольной курочкой и звонкой маленькой птичкой (а потом и бесстыдной девкой Пульхерии Ивановны).
Но несмотря на то, что быт, окружающий старосветских помещиков, воссоздан мастерски, о них самих в спектакле как будто бы забывают. Трогательная любовь двух стариков, их странная, тихая привязанность друг к другу, незаметная жизнь в том виде, в каком всё это представлено у Гоголя и только лишь отчасти сохранены в спектакле, меркнут и не вписываются в атмосферу деревенской жизни, созданную режиссёром и сценографом. Пульхерии Ивановне (Людмила Дмитриева) и Афанасию Ивановичу (Кирилл Лоскутов) как будто не хватает собственного уголка в этой деревеньке. Безусловно, текст, описывающий их дом, произносится, и у Блинова здорово получается изобразить тот самый скрип двери в спальню, похожий на фразу: «Батюшки, я зябну!» — и умилиться комнате Пульхерии Ивановны, и рассказать про замечательные обеды. Однако зритель так долго пребывает в атмосфере всеобщей беззаботности, так долго видит сеятеля, дуру и кошку, занимающих игровыми пантомимами большую часть сценического времени, что тихого бытия помещиков, а потом и драматического события в их жизни почти не замечает. Вот быстро и незаметно умирает Пульхерия Александровна, вот наступает осень, а вот проходит пять лет и… кончается спектакль. Возможно, в этом и кроется режиссёрский замысел, однако такое решение повести Гоголя лишает её текст сентиментальности, трогательности, жалостливости. Чувство, которое вызывает сюжетная линия с помещиками, явно острее, чем ощущение ностальгии по деревне или просто по местам детства, но режиссёр расставил акценты иначе.
В «Старосветских помещиках» Владимира Бельдияна сами помещики не становятся главными героями, а превращаются в одну из частей деревенской жизни, где, кажется, всё окружающее смущается их уходом, остановившим безудержное веселье, смешную игру в жизнь.