19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
05.05.2000
«Shylock» Is Rich and Poor
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет
Нина Агишева ,
"Московские новости"
29.04.2000
Бессонница на скотном дворе
Глеб Ситковский ,
"Вечерний клуб"
27.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше
Наталия Каминская ,
"Культура"
27.04.2000
Они — венецианцы
Мария Седых ,
"Общая газета"
26.04.2000
У кого чего болит, тот о том не говорит
Дина Кирнарская ,
"Время MН"
25.04.2000
Толкование сновидений
Олег Зинцов ,
"Ведомости"
25.04.2000
Это не сон
Майя Одина ,
"Сегодня"
24.04.2000
Меловая звезда Давида
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.03.2000
Шейлок с компьютером
Ольга Коршунова ,
"Новая газета"
01.03.2000
Что за комиссия, создатель?
Евгения Тропп ,
"Петербургский театральный журнал"
01.03.2000
Не хочу быть взрослым
Ольга Галахова ,
"Дом Актера"
28.02.2000
Игра любви и случая
Екатерина Дмитриевская ,
"Экран и сцена"
19.02.2000
Выходить замуж трудно, но забавно
Ольга Егошина ,
"Вечерний клуб"
15.02.2000
В мире сказочных грез
Алексей Гончаренко ,
"Московская правда"
04.02.2000
Тетушка раскрыла тайну
Эдуард Графов ,
"Век"
01.02.2000
Было весело и смешно
Елена Мовчан ,
"Искусство" №6
14.01.2000
Рождество, волшебство, еt cetera
Анастасия Горская ,
"Народная газета"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
И Шейлок чувствовать умеет
Нина Агишева
"Московские новости" ,
02.05.2000
В Москве — мода на «еврейский вопрос»: в этом сезоне уже второй театр играет премьеру «Венецианского купца» Шекспира, громко оглашая сцену неприличным словом «жид»Если в моссоветовской постановке блистал Михаил Козаков, то героем спектакля «Шейлок» театра “Et cetera” стал режиссер Роберт Стуруа. «Шейлок» — это культурный европейский спектакль, где гармонично сосуществуют и изысканное оформление Георгия Алекси-Месхишвили, и неподражаемые лирические аккорды Гии Канчели, и умная, острая режиссура Роберта Стуруа, который, хотя и ставит с успехом по всему миру, всегда остается грузином, чуть-чуть наивно воспевающим любовь и доброту. В эту спаянную временем компанию вписался и продюсер Давид Смелянский, благодаря которому постановка получилась недешевой — в прямом и переносном смысле. Стуруа сильно сократил пьесу и энергично смешал в своей работе разные эпохи, жанры и стили. Зрителю ни минуты не скучно, что немаловажно для пространных шекспировских текстов: в офисе Шейлока экраны телевизоров сообщают последние биржевые новости и вовсю работают компьютеры, знатные жители Венеции ходят в кроссовках и разъезжают на велосипедах, слева в углу, прямо за мониторами, растут странные бирюзовые деревья, откуда выходит босая и прекрасная Порция. Гротескно-карнавальное представление и вовсе становится капустником, когда на сцене появляется неотразимо-эстрадный Игорь Золотовицкий, играющий поочередно двух принцев-женихов. Режиссер точно подобрал исполнителей: Алена Ивченко в роли Порции, похожая одновременно и на молодую Татьяну Друбич, и на приму театра Руставели, любимую актрису Стуруа красавицу Нино Касрадзе, романтический герой Театра Вахтангова Алексей Завьялов в роли Бассанио, характерные Виктор Вержбицкий и Ольга Белова в роли слуг. Мария Скосырева — Джессика за четыре свои небольшие сцены умудряется сыграть и оторву-школьницу с косичками, и добропорядочную еврейскую дочку, и страстную женщину, готовую за любовника на все. Но главный режиссерский замысел связан, конечно, с двумя знаменитостями: Шейлок — Александр Калягин и Антонио — Александр Филиппенко.Сразу надо сказать: постановочные планы Стуруа оказались столь серьезными, что солировать он известным любимцам публики решительно не позволил. Нет у них сцен «на разрыв аорты», как у Михаила Козакова в уже упоминавшемся спектакле Театра имени Моссовета, — тот спектакль вообще лиричнее и откровеннее, этот же - абстрактнее и изящнее. Шейлок — Калягин поначалу если и вызывает эмоции, то только отрицательные. Он жаден, зануден, мелочен, неуважителен с людьми — словом, вполне понятно, за что его не любят в Венеции. Дальше — больше: раздраженный бегством дочери, он с безразличием мясника и профессионализмом хирурга готовится вырезать-таки у Антонио фунт мяса за неуплату долга, как было оговорено заранее. Месть, как водится, ничем хорошим не кончается, судебное иезуитство торжествует, и вот уже сам Шейлок становится жертвой: на него набрасывается разъяренная толпа. Здесь Стуруа готовит катарсис: нельзя попирать права человека, даже если он такой противный, как Шейлок. И чем более он несимпатичный, тем более нельзя — мысль суперактуальная, только что подтвержденная Советом Европы, к нашему всеобщему стыду. Но убитого горем отца — Михаила Козакова все равно жалеешь больше: у сцены свои законы. Еще небанальнее решена роль Антонио. Блистательный Александр Филиппенко, которому только дай развернуться, ходит с лицом-маской и делает вид, что он один знает что-то такое, что неведомо остальным. Он остранен, инфернален и замкнут. Его брезгливое отношение к богачу-еврею сродни отношению к миру, и на смерть он идет столь же безразлично-высокомерно, сколь до того рисковал всем своим состоянием. Похож он скорее на аристократа, чем на венецианского купца. А почему бы и нет, если Венецию Стуруа населяют просто фантастические типы: например, Дож в исполнении Людмилы Дмитриевой — это вылитая Старицкая в исполнении Серафимы Бирман из «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. Безудержная игра затягивает спектакль, как воронка опытного пловца, и сверхзадача куда-то исчезает. Умом мы понимаем, что Шейлоки тоже люди, но на театре испокон веков эмоция оказывалась сильнее тезиса.