19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
05.05.2000
«Shylock» Is Rich and Poor
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет
Нина Агишева ,
"Московские новости"
29.04.2000
Бессонница на скотном дворе
Глеб Ситковский ,
"Вечерний клуб"
27.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше
Наталия Каминская ,
"Культура"
27.04.2000
Они — венецианцы
Мария Седых ,
"Общая газета"
26.04.2000
У кого чего болит, тот о том не говорит
Дина Кирнарская ,
"Время MН"
25.04.2000
Толкование сновидений
Олег Зинцов ,
"Ведомости"
25.04.2000
Это не сон
Майя Одина ,
"Сегодня"
24.04.2000
Меловая звезда Давида
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.03.2000
Шейлок с компьютером
Ольга Коршунова ,
"Новая газета"
01.03.2000
Что за комиссия, создатель?
Евгения Тропп ,
"Петербургский театральный журнал"
01.03.2000
Не хочу быть взрослым
Ольга Галахова ,
"Дом Актера"
28.02.2000
Игра любви и случая
Екатерина Дмитриевская ,
"Экран и сцена"
19.02.2000
Выходить замуж трудно, но забавно
Ольга Егошина ,
"Вечерний клуб"
15.02.2000
В мире сказочных грез
Алексей Гончаренко ,
"Московская правда"
04.02.2000
Тетушка раскрыла тайну
Эдуард Графов ,
"Век"
01.02.2000
Было весело и смешно
Елена Мовчан ,
"Искусство" №6
14.01.2000
Рождество, волшебство, еt cetera
Анастасия Горская ,
"Народная газета"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Бессонница на скотном дворе
Глеб Ситковский
"Вечерний клуб" ,
29.04.2000
Какая странная пьеса. Что с нею делать? Как можно сегодня всерьез ставить историю о страшном звере по имени Жид?А ведь что ни делай с «Венецианским купцом», как ни крути его, все равно выходит, что Шейлок — отвратительный негодяй, и негодяй в основном по той причине, что он еврей. С презрением к этому врагу рода человеческого относятся абсолютно все персонажи пьесы — даже собственная дочь и слуга.Шекспир, конечно, писал не о национальном вопросе, а о том, что на пути истинной любви иногда встают всякого рода мерзавцы, питающие страсть к наживе. В злодее, мешающем влюбленным соединиться, много отвратительных качеств, и вдобавок ко всему он еще и еврей. Ужас!Но любой режиссер, желающий доказать, что «Купца» можно ставить и в наши дни, неизбежно будет ставить спектакль не про любовь: про погромы, про Холокост, про Освенцим, про вырезанную на спине звезду Давида, в конце концов… Хочешь — не хочешь, а проблема номер один в этой пьесе — Шейлок. И потому Роберт Стуруа решительно переименовывает «Венецианского купца». Да вдобавок еще и избавляется от пятого акта — счастливой развязки любовной истории. Решительности его хватает ненадолго. Кажется, что Стуруа с удивлением всматривается в эту пьесу и спрашивает нашего совета: что же со всем этим делать? Что, так сказать, сей сон значит?Дурацкий сон, идиотская фантасмагория привиделись мечтательному венецианскому купцу Антонио (Александр Филиппенко). Антонио здесь — что-то вроде Просперо, одним махом палочки (то ли волшебной, то ли дирижерской) творящий эту совершенно сюрреалистическую историю. В ней на фоне скучного мертвенно-белого офиса с компьютерами и телевизорами, на фоне дебета с кредитом и нормативных актов возникают то влюбленные на велосипеде, то арабские шейхи во главе с Принцем Марроканским (в исполнении мхатовца Игоря Золотовицкого), то фашиствующие молодчики во главе с Принцем Арагонским (в его же исполнении). А солидный бизнесмен Шейлок (очень хорошая актерская работа Александра Калягина) вдруг превращается в злобного жида, норовящего вырезать сердце у добропорядочного христианина.Кажется, что персонажи вместе с залом ужасно удивляются всей этой нелепой истории, движущейся вперед рывками под незамысловатый мотивчик Гии Канчели (музыка вообще необычайно много значит для этого спектакля). Стуруа, знающий и любящий брехтовский эпический театр, то и дело позволяет своим актерам отбежать в сторонку и посмотреть на происходящее со стороны: «Тебе еще не надоела эта история? А мне уже надоела». А когда в сцене суда изумленная Порция (Алена Ивченко), переодетая ученым юристом, задаст Шейлоку простой вопрос, зачем же ему, черт побери, понадобился этот фунт мяса из тела Антонио, обернутся все до единого персонажи: действительно, зачем??? На этот вопрос, кажется, не знает ответа и сам Стуруа. Режиссер будто признается в том, что не способен свести в этой пьесе концы с концами, но все списывает на сон: мол, во сне все возможно.На странных людей, творящих странные дела, с недоумением уставилось из-за кулис все поголовье скотного двора в виде позолоченных кумиров. Им не до сна. Коровы и свиньи никак не возьмут в толк, чем отличается иудаизм от христианства: о том, к представителям какой конфессии они попадут на стол, бедняжки, видно, узнают уже на скотобойне. В финале спектакля скоты вылезут на сцену, заняв места людей, а очнувшийся от кошмара Антонио подытожит грустно: «Не знаю, отчего я так печален. /Мне это в тягость; вам, я слышу, тоже». Тягостное недоумение — главное чувство, остающееся от этого «Венецианского купца»: режиссер Роберт Стуруа задает много вопросов, но заранее признается, что не в состоянии дать ни одного ответа.