29.11.2002
Sturua’s «Last Tape» Poignant, But Not Potent
John Freedman ,
"The Moscow Times"
21.11.2002
Гроссмейстер
Елена Ямпольская ,
"Новые Известия"
21.11.2002
Метафизическая свалка
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
21.11.2002
Пропала жизнь
Глеб Ситковский ,
"Алфавит"
15.11.2002
New Director’s Achievement is in His Ambition
John Freedman ,
"The Moscow Times"
15.11.2002
Парадокс об актере
Марина Давыдова ,
"Консерватор"
14.11.2002
Я мог быть счастлив!
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
14.11.2002
«Ночь уже близка…»
Александр Строганов ,
"Независимая газета"
14.11.2002
Магнитофон и песня без слов
Наталия Каминская ,
"Культура"
14.11.2002
Одинокий голос человека
Майя Одина ,
"Еженедельный журнал"
12.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого»
Алена Карась ,
"Российская газета"
11.11.2002
Юбилейный абсурд
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
08.11.2002
Страдания скучны
Мария Хализева ,
"Вечерний клуб"
06.11.2002
Характер нордический
Наталия Каминская ,
"Культура"
04.11.2002
Сонные игры
Роман Должанский
01.10.2002
Иллюзия грязи
Александр Соколянский
01.05.2002
Пигмалион и Лизка Дулина
Галина Снитовская ,
"Музыкальная жизнь"
23.02.2002
Не форсируйте фарс!
Ольга Егошина ,
"Версты"
18.02.2002
Как важно быть несерьезным
Глеб Ситковский ,
"Ваш досуг"
15.02.2002
Long Live the King of Crank Comedy
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран.
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
01.02.2002
Папаша-кураж
Елена Ковальская ,
"Афиша"
31.01.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
24.01.2002
Фарс написан, фарс и поставлен
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.01.2002
Нам не страшен Бармалей
Марина Давыдова ,
"Время новостей"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Зловещий шут, резвящийся тиран.
Наталия Балашова
"Московская правда" ,
02.02.2002
Критика не пустили в театр. Вот так встали, раскинув руки, в дверях и вежливо, но непреклонно вытеснили за порог. Обида была горькая, тем более, что театр “Et cetera” — в числе нежно любимых, а работы Александра Калягина в его спектаклях — сплошное наслаждение. И было решено: больше в этот театр — ни ногой. Когда же притупилась острота обиды, профессиональное чувство долга все-таки призвало критика к исполнению своих обязанностей, тем более что от театра поступило учтивейшее приглашение с извинениями за происшедший инцидент. Знаю Театр “Et cetera” с момента его создания. Видела все его спектакли: отличные, хорошие, средние, проходные. Сейчас же со всей ответственностью смею утверждать, что премьера «Короля Убю» по пьесе Альфреда Жарри в постановке болгарского режиссера Александра Морфова с Александром Калягиным в заглавной роли — лучшее из всего показанного “Et cetera” за годы существования. Блестящий спектакль, фантастическая работа Калягина! Но сначала немного истории. Некий четырнадцатилетний мальчик Альфред Жарри, доведенный до исступления учителем физики, накатал на своего тирана сатирическую пародию в форме пьесы для кукольного театра, наделив к тому же ненавистного героя непечатным лексиконом. И назвал свое сочинение «Король Убю». Впервые пьеса была показана в 1896 году режиссером Орильен-Мари Люнье-По в парижском театре «Эвр», приведя в шоковое состояние французских театралов, воспитанных на возвышенной классике Корнеля и Росина. Мольер, правда, баловался фарсом, но не до такой же степени! Однако все, что скандально, обретая огласку, становится сенсацией. Альфред Жарри в одночасье стал героем скандальной хроники, а его «Король Убю» — культовой пьесой ХХ века, вобравшей в себя истоки будущих театральных направлений абсурда, жестокости, сюрреализма. Антонен Арто — один из крупнейших режиссеров ХХ века - даже назвал свой театр именем Альфреда Жарри. Вся Европа играла «Короля Убю», находя в пьесе аллюзии на собственную историю, а в главном герое — пародийное обобщение всякой тирании от Нерона до Гитлера, Муссолини и Сталина. Не случайно в СССР «Король Убю» не ставился и в России практически не имеет сценической истории. Фарс — жанр непростой. Малейший перебор — и пикантность обернется пошлостью, острота — натужным комикованием, игра на штампах — скукой. За последние годы наш отечественный театр стремительно теряет чувство стиля, понятия жанра и просто хорошего вкуса. В моде эклектика — бездумное, бесцельное смешение воедино времен, эпох, национальных особенностей, социальных категорий. «Король Убю» в “Et cetera” — идеальный образец жанрового, стилевого единства от режиссерского решения в целом до мельчайших деталей сценического оформления, костюмов (художник Эмиль Капелюш из Петербурга), грима (Николай Максимов), пластики (Сергей Грицай), музыкального сопровождения (Александр Морфов). Теперь я понимаю, почему критиков не пускали на первые представления. Театр шлифовал, по реакции зала дорабатывал спектакль, доводя его до совершенства. И довел, отполировал до зеркального блеска. В сценической редакции театра текст А. Жарри дополнен фрагментами рассказа А. Д. Росси «Храбрый капитан» и эссеистской прозой Э. Ионеско, которая вложена в уста самого Альфреда Жарри, худенького застенчивого мальчика, торопливо старающегося объяснить зрителям, как он ненавидит театр, но все-таки оказывается втянутым в эту странную историю. А история и впрямь диковатая. Некий Папаша Убю, приземистый толстяк в широченных штанах, клоунских башмаках и красном берете, абсолютный невежа, не умеющий даже читать и писать, ухитряется тем не менее скинуть с престола законного монарха и воцариться на опустевшем троне. Неугодных министров, царедворцев, приближенных тут же отправляет на виселицу, а с народа сам берется сдирать налоги, ибо государственная казна, как это всегда бывает, оказывается абсолютно пустой. Не спасает, а только усугубляет ситуацию затеянная Убю война. Узурпатор вынужден бежать за рубеж, где все повторяется сначала. Прозрачность намеков очевидна. Форма шутовская, но суть нешуточная: любая страна, пережившая государственные перевороты, будь они на час или на десятилетия, узнает себя в «Короле Убю». Место действия — Польша, но тоже условная, именуемая автором Нигдеей. Папаша Убю Александра Калягина — самый настоящий клоун, совершеннейший клоун: фигура — бочонок на ножках, загребущие ручонки — ухватом, размалеванное лицо, писклявый голосишко. Клоун на арене всегда смешон и добродушен. Клоунская природа калягинского героя страшна и зловеща. При том, что он чрезвычайно забавен и обезоруживает какой-то детской наивностью, легкостью в мыслях необыкновенной. Помните знаменитый фильм «Тетка Чарлея» и Калягина в роли этой уморительной пресловутой тетки? Казалось тогда: смешнее не бывает. Сегодняшний Убю артиста — на порядок выше. Воистину таланту нет предела. Калягин купается в роли. Его подонок Убю органичен, естественен в самых нелепых ситуациях, положениях. Он азартно живет, наслаждаясь могуществом безграничной власти и забавляясь этим могуществом, как ребенок новой игрушкой. Ему даже в голову не приходит подумать о завтрашнем дне, для него важно только то, что происходит сию минуту, сейчас. Велел кого-то повесить — и тут же о нем забыл, а бедняга болтается в петле и отчаянно дрыгает ногами. Под стать мужу и мамаша Убю (эту роль играют Ольга Белова и актриса Театра им. Моссовета Маргарита Шубина) — лохматая, неприбранная халда с зычным голосом и повадками старой, опытной бандерши. Но мужу предана и всюду с ним, как нитка за иголкой. Остальная банда Убю, как и положено свите, «играет короля». И, надо отдать должное, играет превосходно. Переполненный зал “Et cetera” восторженно принимает спектакль. Это уже вторая постановка Александра Морфова в театре А. Калягина (первой была «Дон Кихот»), и, наверное, уже можно сказать, что театр обретает свое лицо, отличное от всех остальных московских коллективов. Свое лицо в наше время — большая редкость, которую надо уметь сохранить.