29.11.2002
Sturua’s «Last Tape» Poignant, But Not Potent
John Freedman ,
"The Moscow Times"
21.11.2002
Гроссмейстер
Елена Ямпольская ,
"Новые Известия"
21.11.2002
Метафизическая свалка
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
21.11.2002
Пропала жизнь
Глеб Ситковский ,
"Алфавит"
15.11.2002
New Director’s Achievement is in His Ambition
John Freedman ,
"The Moscow Times"
15.11.2002
Парадокс об актере
Марина Давыдова ,
"Консерватор"
14.11.2002
Я мог быть счастлив!
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
14.11.2002
«Ночь уже близка…»
Александр Строганов ,
"Независимая газета"
14.11.2002
Магнитофон и песня без слов
Наталия Каминская ,
"Культура"
14.11.2002
Одинокий голос человека
Майя Одина ,
"Еженедельный журнал"
12.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого»
Алена Карась ,
"Российская газета"
11.11.2002
Юбилейный абсурд
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
08.11.2002
Страдания скучны
Мария Хализева ,
"Вечерний клуб"
06.11.2002
Характер нордический
Наталия Каминская ,
"Культура"
04.11.2002
Сонные игры
Роман Должанский
01.10.2002
Иллюзия грязи
Александр Соколянский
01.05.2002
Пигмалион и Лизка Дулина
Галина Снитовская ,
"Музыкальная жизнь"
23.02.2002
Не форсируйте фарс!
Ольга Егошина ,
"Версты"
18.02.2002
Как важно быть несерьезным
Глеб Ситковский ,
"Ваш досуг"
15.02.2002
Long Live the King of Crank Comedy
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран.
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
01.02.2002
Папаша-кураж
Елена Ковальская ,
"Афиша"
31.01.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
24.01.2002
Фарс написан, фарс и поставлен
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.01.2002
Нам не страшен Бармалей
Марина Давыдова ,
"Время новостей"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Прекрасные оттенки дерьма
Роман Должанский
"Коммерсантъ" ,
23.01.2002
В московском театре Et cetera сыграли пьесу, вызвавшую в конце позапрошлого века в Париже настоящую театральную революцию. Для того чтобы «Король Убю» Альфреда Жарри наконец-то стал событием и на российской сцене, понадобились болгарский режиссер Александр Морфов и художественный руководитель театра Александр Калягин в заглавной роли. Больше ста лет назад на вошедшей в анналы мирового театра премьере в парижском театре «Эвр» зрители свистели и кричали от негодования. О той премьере напоминает сам Жарри, выскакивающий перед началом каждого действия к зрителю и повторяющий ту же нервную речь и ту «пластику сломанной марионетки», о которой писали очевидцы исторического представления. Но в остальном от реконструкторских задач Александр Морфов далек. Русскую сценическую историю «Короля Убю» он начинает фактически с чистого листа и, по его признанию, предложил театру просто похулиганить. Вызвать сегодня в Москве приличный театральный скандал — задача невыполнимая, но все же менее актуальная, чем умело поставить модернистский фарс. Сцена и зрительный зал берут на себя взаимный риск. Рассердиться на «Убю» для столичной публики сегодня означает проявить умственное отставание на целый век. Погубить пьесу Жарри культурологическим глубокомыслием или неумным комикованием для театра означает лишний раз подтвердить, что есть вещи, которые русскому театру с его старорежимной психологической выучкой все-таки не по зубам. Есть еще один способ сегодня погубить этого «Короля», а именно — превратить его в политическую сатиру. Герой Жарри, папаша Убю, примитивный обыватель и самозванец, вместе с мамашей Убю и нелепыми сподвижниками устраивает опереточный заговор против польского короля, убивает монарха и садится на престол. Он пытается управлять государством и даже собирать налоги по своему разумению, вешает всех подряд, потом идет войной против России, но вскоре сам оказывается свергнутым. Исторические события вершатся словно в детской игре: бездумно и вдруг. Здесь все вывернуто наизнанку и выключены все тормоза. Папаша Убю начинает пьесу возгласом «Дерьмо!» и не стесняется в выражениях на протяжении всего спектакля. Известно, что Жарри наделил этого хрестоматийного героя чертами своего школьного учителя. Инфантильное сознание сполна откликается в уморительно смешной и умной игре Александра Калягина: упитанный живчик в рыжих шароварах и яркой кепочке вовсю канючит и гундосит, капризничает и дуется. Он действительно невинен как ребенок и чем-то похож на Карлсона. Папаша Убю грубит и куролесит, но жестокость его одной интонацией превращается в шалость. Жертвы, которых он отправляет на виселицу, живехонькими болтаются в петлях. Крестьяне, с которых он сдирает налоги, не менее комичны, чем он сам. Неприятель, с которым Убю ведет войну, сражается понарошку, а он знай жрет сосиски и пересчитывает купюры. Высокая калягинская клоунада оказывается сильнее любой сатиры. Все эти голосовые обертоны и шаловливые припрыжки, вороватые жесты и невинные глазки складываются в настоящую крупную современную роль. Ясно, что в папаше Убю можно запросто увидеть прогноз-пародию на великих тиранов прошлого века. Но спектакль Александра Морфова не будет отбивать хлеб у желающих поставить «Карьеру Артуро Уи» и «Ричарда III» или показать чаплинского «Великого диктатора». Если хулиганить, то без оглядки, решил режиссер. Реальность в постановке театра Et cetera, согласно закону жанра, последовательно вывернута наизнанку; а те, кто хочет испугаться, получат для этого достаточно оснований и без указующих режиссерских перстов. Господин Морфов, руководящий в Софии Национальным театром Болгарии, знает толк в языке сценического бурлеска, отлично умеет придумывать шутки и эффекты. Как, например, «интерактивное» кино: один человек бьет киноперсонажа под дых, а изображение начинает корчиться от боли. Но самый важный трюк связан все-таки не с фантазией, а с важнейшей проблемой театрального статуса. «Что это за …ня?» — раздраженно спрашивает папаша Убю, когда в сцене инаугурации ему подносят микрофон для выступления перед народом. Последующая долгая борьба короля-ничтожества с будто ожившим микрофоном сделана в духе уморительного лацци из комедии дель-арте, а зрители между тем могут переварить услышанное и наполняться гордостью. Ведь когда народный артист Российской Федерации, наша дорогая, общенациональная тетка Чарлея, председатель Союза театральных деятелей страны психологического реализма, недавний визави президента Путина и последний мхатовский вождь пролетариата ответственно произносит это слово в центре Москвы — и не в какой-нибудь подзаборной антрепризке, а в репертуарной постановке классической пьесы-манифеста, - именно в такой момент грех не почувствовать себя счастливым. Ведь это значит, что законы жанра способны одержать победу над всеми остальными законами. Разумеется, когда жанр выдержан.