29.11.2002
                Sturua’s «Last Tape» Poignant, But Not Potent
                    John Freedman                                            , 
                                            "The Moscow Times"
                                
                	
                21.11.2002
                Гроссмейстер
                    Елена Ямпольская                                            , 
                                            "Новые Известия"
                                
                	
                21.11.2002
                Метафизическая свалка
                    Мария Львова                                            , 
                                            "Вечерний клуб"
                                
                	
                21.11.2002
                Пропала жизнь
                    Глеб Ситковский                                            , 
                                            "Алфавит"
                                
                	
                15.11.2002
                New Director’s Achievement is in His Ambition
                    John Freedman                                            , 
                                            "The Moscow Times"
                                
                	
                15.11.2002
                Парадокс об актере
                    Марина Давыдова                                            , 
                                            "Консерватор"
                                
                	
                14.11.2002
                Я мог быть счастлив!
                    Ольга Фукс                                            , 
                                            "Вечерняя Москва"
                                
                	
                14.11.2002
                «Ночь уже близка…»
                    Александр Строганов                                            , 
                                            "Независимая газета"
                                
                	
                14.11.2002
                Магнитофон и песня без слов
                    Наталия Каминская                                            , 
                                            "Культура"
                                
                	
                14.11.2002
                Одинокий голос человека
                    Майя Одина                                            , 
                                            "Еженедельный журнал"
                                
                	
                12.11.2002
                Метаморфозы «вкрадчивого»
                    Алена Карась                                            , 
                                            "Российская газета"
                                
                	
                11.11.2002
                Юбилейный абсурд
                    Роман Должанский                                            , 
                                            "Коммерсантъ"
                                
                	
                08.11.2002
                Страдания скучны
                    Мария Хализева                                            , 
                                            "Вечерний клуб"
                                
                	
                06.11.2002
                Характер нордический
                    Наталия Каминская                                            , 
                                            "Культура"
                                
                	
                04.11.2002
                Сонные игры
                    Роман Должанский                                        
                                
                	
                01.10.2002
                Иллюзия грязи
                    Александр Соколянский                                        
                                
                	
                01.05.2002
                Пигмалион и Лизка Дулина
                    Галина Снитовская                                            , 
                                            "Музыкальная жизнь"
                                
                	
                23.02.2002
                Не форсируйте фарс!
                    Ольга Егошина                                            , 
                                            "Версты"
                                
                	
                18.02.2002
                Как важно быть несерьезным
                    Глеб Ситковский                                            , 
                                            "Ваш досуг"
                                
                	
                15.02.2002
                Long Live the King of Crank Comedy
                    John Freedman                                            , 
                                            "The Moscow Times"
                                
                	
                02.02.2002
                Зловещий шут, резвящийся тиран.
                    Наталия Балашова                                            , 
                                            "Московская правда"
                                
                	
                01.02.2002
                Папаша-кураж
                    Елена Ковальская                                            , 
                                            "Афиша"
                                
                	
                31.01.2002
                Тетка Чарлея опять сыграла вождя
                    Ольга Фукс                                            , 
                                            "Вечерняя Москва"
                                
                	
                24.01.2002
                Фарс написан, фарс и поставлен
                    Мария Львова                                            , 
                                            "Вечерний клуб"
                                
                	
                24.01.2002
                Отвязанно гремит словами бранными широкая арена
                    Наталия Каминская                                            , 
                                            "Культура"
                                
                	
                23.01.2002
                Прекрасные оттенки дерьма
                    Роман Должанский                                            , 
                                            "Коммерсантъ"
                                
                	
                23.01.2002
                Нам не страшен Бармалей
                    Марина Давыдова                                            , 
                                            "Время новостей"
            
   
Пресса
                                5:00 
                                              2025 
                                              2024 
                                              2023 
                                              2022 
                                              2021 
                                              2020 
                                              2019 
                                              2018 
                                              2017 
                                              2016 
                                              2015 
                                              2014 
                                              2013 
                                              2012 
                                              2011 
                                              2010 
                                              2009 
                                              2008 
                                              2007 
                                              2006 
                                              2005 
                                              2004 
                                              2003 
                                              2002 
                                              2001 
                                              2000 
                                              1999 
                                              1998 
                                              1997 
                                              1996 
                                              1995 
                                              1994 
                                              1993 
                                              0:00 
                                               
                          
Пропала жизнь
    Глеб Ситковский
    "Алфавит"            ,
            21.11.2002
Шекспир называл их «кратким обзором нашего времени». Гордон Крэг видел в них «сверхмарионеток». Классик драмы абсурда Сэмюэль Беккет в ремарках к одной из своих одноактовок назвал актеров «жертвами, на которых нацелен свет».Старик Крэпп, сыгранный Александром Калягиным в спектакле Роберта Стуруа, явно устал быть на этом слепящем свету. Выйдя из черноты кулис, он чуть сожмурится и обведет осовевшим взглядом пространство, в котором, став частью интерьера, торчит уже множество лет. Затем осторожно обойдет владения, попавшие в круг уличного фонаря. Обветшалые вещи и враждебны, и привычны одновременно. До того привычны, что при составлении программки режиссер мог бы внести в перечень действующих лиц предметы, ставшие равноправными партнерами Калягина.Крэпп вступает в долгий молчаливый спор с собственным транзистором. Оттуда несутся издевательски подпрыгивающие аккорды Гии Канчели. Крэпп глушит эти звуки своим котелком (он подозрительно смахивает на тот, в котором Калягин щеголял в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»): набросишь шляпу на антенну, — музыка смолкает, снимешь — и она снова начнет глумиться над стариком. Непокорные черные зонты слетают с вышины. В сражении человека с зонтом пока что побеждает первый, но ясно, что это ненадолго.Спектакль короток — чуть дольше часа, хотя Стуруа и пополнил пьесу фрагментами из беккетовского романа «Моллой». В «Последней ленте Крэппа» (всего 20 компьютерных страничек, не больше) Беккет спрессовал человеческую жизнь с помощью нехитрого приема: посадил никчемного полумертвого старика за стол и заставил его прослушивать старые магнитофонные ленты — своеобразный аудиодневник, который Крэпп вел в течение многих лет.69-летний старик спорит с 39-летним Крэппом, самодовольным хозяином жизни. Суфлирует ему, заканчивает за него фразы. Иногда проклинает своего аудиодвойника или вдруг с ним за компанию издевательски хохочет над Крэппом сопливо-двадцатилетним.В этом моноспектакле у Калягина нет почти ни одного монолога. Он вступает в диалог то с магнитофоном, то с подпрыгивающим мячиком, нежданно вернувшимся из вчерашней молодости, то с черепашкой… С Богом он беседует точно в таком же тоне, как и со своим домашним хламом: вежливо осведомляется у Него, чем занимался Господь до сотворения мира и наивно спрашивает, не стоит ли отслужить заупокойную мессу по живым.Крэпп жадно жрет бананы и трясет карманные часы. Но зря трясет, время не движется. Где-то за сценой с инфернальным грохотом несутся на огромной скорости поезда, а Крэпп внимательно рассматривает живую черепаху, которую никогда не догнать ни Ахилессу, ни самому скорому экспрессу.Калягин говорит мало. Молчит и слушает. Молчит и рассматривает одушевленные предметы, обступившие Крэппа в его лачуге. Молчит на грани гениальности. Кто-то из критиков написал, что актер Калягин слишком жизнелюбив и успешен, чтобы сыграть пустое ничтожество, брошенное всеми на старости лет. Если бы Калягин исполнил роль Крэппа, выжимая из зрителя слезы сострадания по отношению к бедным бесприютным бомжам, так бы оно и было. Но Калягин, добившийся к своим 60-ти и достатка, и чинов, и всенародной славы, играет самого себя. Свою собственную погубленную жизнь. Доказывает как дважды два, что всякая человеческая жизнь есть жизнь загубленная. Вместо того, чтоб слушать 39-летнего Крэппа, он мог бы с таким же успехом врубить фонограмму 35-летнего Калягина — Платонова из «Неоконченной пьесы для механического пианино»: «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел. Из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский…».Крэпп в исполнении Александра Калягина — это постаревшие Платонов и дядя Ваня, вместе взятые. Крэпп уже давно не бьется в истерике и даже не оклеивает ближайшие фонарные столбы объявлениями о пропаже жизни. Он ждет окончания пьесы. Собственно, все, что сделал в литературе XX столетия Беккет, — это всего лишь завершил чеховскую «неоконченную пьесу». Мы не увидим небо в алмазах. Мы не отдохнем, мы не отдохнем.
 
                 
                





 
                        
                        
                        
                     
                 
                    
                