29.11.2002
Sturua’s «Last Tape» Poignant, But Not Potent
John Freedman ,
"The Moscow Times"
21.11.2002
Гроссмейстер
Елена Ямпольская ,
"Новые Известия"
21.11.2002
Метафизическая свалка
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
21.11.2002
Пропала жизнь
Глеб Ситковский ,
"Алфавит"
15.11.2002
New Director’s Achievement is in His Ambition
John Freedman ,
"The Moscow Times"
15.11.2002
Парадокс об актере
Марина Давыдова ,
"Консерватор"
14.11.2002
Я мог быть счастлив!
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
14.11.2002
«Ночь уже близка…»
Александр Строганов ,
"Независимая газета"
14.11.2002
Магнитофон и песня без слов
Наталия Каминская ,
"Культура"
14.11.2002
Одинокий голос человека
Майя Одина ,
"Еженедельный журнал"
12.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого»
Алена Карась ,
"Российская газета"
11.11.2002
Юбилейный абсурд
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
08.11.2002
Страдания скучны
Мария Хализева ,
"Вечерний клуб"
06.11.2002
Характер нордический
Наталия Каминская ,
"Культура"
04.11.2002
Сонные игры
Роман Должанский
01.10.2002
Иллюзия грязи
Александр Соколянский
01.05.2002
Пигмалион и Лизка Дулина
Галина Снитовская ,
"Музыкальная жизнь"
23.02.2002
Не форсируйте фарс!
Ольга Егошина ,
"Версты"
18.02.2002
Как важно быть несерьезным
Глеб Ситковский ,
"Ваш досуг"
15.02.2002
Long Live the King of Crank Comedy
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран.
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
01.02.2002
Папаша-кураж
Елена Ковальская ,
"Афиша"
31.01.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
24.01.2002
Фарс написан, фарс и поставлен
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.01.2002
Нам не страшен Бармалей
Марина Давыдова ,
"Время новостей"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Страдания скучны
Мария Хализева
"Вечерний клуб" ,
08.11.2002
Свое десятилетие театр, возглавляемый Александром Калягиным, встречает сразу двумя премьерами: густонаселенной «Игрой снов» в постановке петербуржца Григория Дитятковского и моноспектаклем «Последняя запись Крэппа» в режиссуре тбилиссца Роберта Стуруа. Актерский расклад таков: в стриндберговском спектакле участвует значительная часть труппы, спектакль по Сэмуэлю Беккету исполняется художественным руководителем театра Калягиным в одиночку. Итак, Стриндберг, Дитятковский Еt Сetera. Непритворное увлечение творчеством Августа Стриндберга лично меня неизменно устрашает. Однако Дитятковский, с энтузиазмом обращающийся к безысходной драматургии шведского писателя, похоже, достаточно рационален, чтобы не остаться навсегда в плену его вязких, тошнотворных сновидений. Одарив несколько лет назад петербургский БДТ пьесой «Отец», облагороженной выдающейся актерской работой Сергея Дрейдена, режиссер решил осчастливить Москву и взялся репетировать «Игру снов» в пригласившем его театре “Et Cetera”. Формальный профессионализм создателей действа налицо. На актеров, к сожалению, это утверждение не распространяется. Все пожелания драматурга, высказанные в кратеньком «Напоминании», старательно учтены постановщиком и сценографом (Эмиль Капелюш(*)): «бессвязная, но кажущаяся логичной форма сновидения» — бессмыслица затирает и задавливает крупицы логики, «времени и пространства не существует» — время на спектакле коварно останавливается, «смесь воспоминаний, переживаний, свободной фантазии, вздора и импровизаций» — вздор лидирует с отрывом, «герои расщепляются, раздваиваются, испаряются» — и даже растраиваются, «сон-избавитель — нередко бывает мучительным» — особенно для публики! et cetera. Зрелище вышло донельзя эстетское: красивое и томительное, фрагментарное и тягуче-многозначительное. Призрачная голубая подсветка вскоре сменяется призрачной же коричневой, в некий момент перетекая в неестественно желтый, какой-то безжалостно-больничный свет. Тут вам и шум ветра, и звук хлюпающей воды, и легкий дымок, и причудливые звуки рояля. И очень много слов! Совершенно лишних! С предельно внятным лейтмотивом: «Жалко людей!» Подвижная деревянная рама величиной во все зеркало сцены постоянно изменяет пространство спектакля, вычерчивая в глубине на заднике двери, щели, окна и всякие неприспособленные в быту, но такие завораживающие для глаза геометрические фигуры. Не менее прыток и реквизит этой постановки: ряды деревянных лавок с лихостью катаются по авансцене; покрытые скатертями столы бесконечно носят взад-вперед; сигнальными флажками, красными и белыми, естественно, сигналят без устали — мир все глубже погружается в пучину броуновского движения. Однообразного, хаотичного, бездумного. Et cetera. Героев множество, сюжета минимум, поскольку: «превыше всего — сознание сновидца». Каково такое смотреть два часа кряду? — Можно попытаться проснуться, а можно с твердостью испить чашу театральной грезы до дна, вынеся при этом стойкое убеждение: беспросветно скучны человеческие страдания. Ибо мелки, ничтожны, многословны.