01.12.2010
«БУРЯ» В Еt Cetera
Ольга Коршунова ,
«Сцена» №4 (66)2010
01.12.2010
«Буря». Уильям Шекспир
Мария СПЕРАНСКАЯ ,
«Театральная касса»
11.11.2010
Sturua at His Creative Best in One-Act 'Tempest'/Стуруа и его лучшее творчество в одноактной «Буре»
John Freedman/Джон Фридман ,
«The Moscow Times»
01.11.2010
«И золотые облака мне снятся»
Наталья Казьмина ,
«Планета Красота»
15.10.2010
Буря и штиль в театре Александра Калягина
Ольга Галахова ,
РИА Новости
07.10.2010
Калягин прощает врагов
Любовь Лебедина ,
«Трибуна»
02.10.2010
Меланхоличная «Буря»
Ольга Фукс ,
«Вечерняя Москва»
01.10.2010
Душевная «Буря» Роберта Стуруа
Марина Давыдова ,
«Известия»
30.09.2010
Конец сказки
Алена Карась ,
"Российская газета"
29.09.2010
Александр Калягин сыграл Просперо
Алла Шендерова ,
OpenSpace.ru
29.09.2010
Иллюзия «Бури»
Марина Токарева ,
«Новая газета»
29.09.2010
Дух прощенья
Ольга Егошина ,
«Новые Известия»
27.09.2010
Цирк с Шекспиром
Роман Должанский ,
Газета «Коммерсантъ»
12.05.2010
«Надежда, Вера и Любовь»: сочинение ко Дню Победы
Анастасия Калачева ,
«Ваш досуг»
08.05.2010
В Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина долгожданная премьера - «Надежда, вера и любовь»
КАНАЛ ТВЦ
01.05.2010
«Олеся»
Марина Квасницкая ,
"Театральная касса"
01.01.2010
Вампука по-американски
Екатерина Дмитриевская ,
«Экран и сцена»
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Вампука по-американски
Екатерина Дмитриевская
«Экран и сцена» ,
01.01.2010
Вряд ли кто-нибудь сомневался в том, что Экспертный совет по музыкальному театру "Золотой Маски" обойдет вниманием "Продюсеров" Мела Брукса, появившихся в прошлом сезоне на сцене московского "Et Cetera". Спектакль фигурирует в списке лучших мюзиклов и в четырех частных номинациях (лучший режиссер - Дмитрий Белов, лучшая женская роль - Наталья Благих, лучшие мужские роли - Егор Дружинин и Максим Леонидов). "Продюсеры" — не частная удача, а редкий случай прорыва драматического театра на территорию музыкального жанра, осуществление давней и кажущейся недостижимой мечты. Мюзикломания возникла в советской стране в начале 70-х, когда на экранах появились почти одновременно "Моя прекрасная леди", "Вестсайдская история", "Оливер!", "Звуки музыки". Но тогда же выяснилось, что ни драматический, ни музыкальный театр не способны обеспечить нужное качество исполнения: не существовало необходимой для жанра профессиональной школы, артисты драмы могли играть, но им было трудно петь и танцевать, артисты оперетты не могли отрешиться от въевшихся штампов советской музкомедии. Идея создания русского мюзикла стала программной для ученика Г.А.Товстоногова Владимира Воробьева в Ленинградском театре музыкальной комедии, но, несмотря на интересные попытки (главным достижением можно считать "Свадьбу Кречинского" Александра Колкера), - она оказалась нереализованной. Можно вспомнить "Мелодии Верийского квартала", "Небесных ласточек", "Соломенную шляпку", артистов, кажется, рожденных для мюзикла — Алису Фрейндлих, Андрея Миронова, Людмилу Гурченко, их индивидуатьная манера и талант восхищали зрителя, но СВОИМ жанр у нас не стал, оставаясь паллиативом: музыкальным фильмом или спектаклем. Сила "Продюсеров" прежде всего в том, что, получив права на бродвейскую постановку, включавшую возможность адаптации мюзикла для русского зрителя, театр использовал их в полной мере. Получилась не калька с американского образца, а именно что наш вариант "Продюсеров", чему немало способствует остроумный и понятный зрителю перевод Ирины Лычагиной, тексты песен Алексея Кортнева и живой оркестр. Но главным чудом стал тщательно продуманный конгломерат артистов, приглашенных со стороны, и труппы "Et Cetera", поразительный ансамбль ведущих персонажей и массовки, когда даже пристреленный глаз не отличит поднаторевшего танцора и певца из "Чикаго" от дебютанта из театра А.А.Калягина. А все потому, что режиссер Дмитрий Белов работал в тесном контакте с художественным руководителем постановки и самого "Et Cetera", и прелесть истории в том, что она не только виртуозно протанцована и спета, но и сыграна "с психологией". Чтобы сложился такой головоломный пасьянс, нужно очень многое. Во-первых: безошибочное название. "Продюсеры" Мела Брукса — его дебют в кино, произошедший в историческом 1968 году (впоследствии он будет повторен на Бродвее в 2001-м). Мне кажется, и тогда (сорок лет назад), и сейчас создатели мюзикла шли на огромный риск, ставя эту историю об афере. Сюжет о двух продюсерах (матером и начинающем), решивших разбогатеть на деньгах спонсорах, специально сочинив плохой спектакль, — попадание в архетип. Тема "Продюсеров" вечна: театр непредсказуем. Так было, есть и будет. Не об этом ли бессмертные "Мадемуазель Нитуш" и "Лев Гурыч Синичкин"? Театр непредсказуем, но непредсказуем и зритель. Вот почему спрос и предложение находятся в таких непростых отношениях. Создать заведомо плохой спектакль так же трудно, как заведомо хороший. На сцене - переливающиеся лампочками афиши. Хит "Смешной парниша Гамлет" отслужил свой срок. "Парниша" возник неспроста. Ведь Брукс в свое время ставил "12 стульев". Но и сама идея использовать в названии язык Эллочки-людоедки — хорошая мысль. Ведь герой-продюсер Макс Бьялосток (эту роль играют в очередь Максим Леонидов и Юрий Мазихин) печется о массовом успехе, а пресловутая Эллочка — чем ни среднестатистический зритель с недлинным словарным запасом. Завязка неожиданна: робкий клерк Лео Блум (Егор Дружинин), помешанный на театре, рвется в продюсеры и предлагает Максу вышеизложенную комбинацию. Так неожиданно возникает странный, но притягательный дуэт: уставшего до чертиков профи и недотепы-романтика. Дуэт вскоре превратится в трио, когда на сцене возникнет шведка Улла, готовая на любые роли (эксцентричная умница у Натальи Благих и наивная, хотя и без комплексов - у Наталии Диевской). По сюжету, Улла становится секретаршей, но и страстной любовью новоиспеченного продюсера. Она заставит робкого и закомплексованного клерка раскрепоститься и оказаться способным на безумства. Тут самое время сказать о потрясающей пластике Егора Дружинина, о его способности летать по сцене, выкидывать головокружительные коленца. Спотыкающийся на каждом шагу бедолага с плохо слушающимися его ногами и руками неожиданно превратится в блистательного танцовщика, выразительно говорящего телом (удивляться тут не стоит, ведь Дружинин – известный хореограф мюзиклов, учился и работал в Штатах). Чтобы обеспечить провал, продюсеры обращаются к графоману-неофашисту Францу Либкинду, сочинителю идиотской пьесы «Весна для Гитлера» (его очень смешно играет Кирилл Лоскутов). «Достойную» компанию горе-драматургу должен составить режиссер-неудачник Роджер де Бри (Алексей Черных). Эта роль – еще одна явная удача спектакля. Роджер – гей, расфуфыренное существо, манерное и самовлюбленное. За ним, как тень, следует его секретарь (Григорий Старостин), старательно копирующий повадки хозяина. Но за уморительными ужимками режиссера явственно присутствует второй план (печальный и унизительный опыт невезений). Вот почему герой Черныха самозабвенно кидается в работу, а потом, когда выбранный на роль Гитлера автор пьесы ломает ногу, впрыгивает в безнадежный спектакль и своим талантом обеспечивает ему непредвиденный успех. "Весна для Гитлера" (как и "Продюсеры" в целом) оказывается заводной и уморительной пародией (не зря над ней витает тень ча-гатиновского "Диктатора") на мюзикл, да и вообще на театр с его нравами. Театральная пародия — любимейший жанр с давних времен. Но есть одна закавыка. Чтобы талантливо пародировать, нужно по-настоящему владеть профессией. Трюизм, но он же — закон жанра. Иначе получится КВН.Вспомним историю: "Летучая мышь" родилась в недрах Московского Художественного театра, а самую знаменитую пародию на оперу — "Вампуку — невесту африканскую" сто лет назад в Петербургском "Кривом зеркале" играли такие актеры, как Владимир Хенкин и Лев Фенин. Мюзикл — это большая форма. Как бы ни были хороши главные персонажи, важнейшую роль играет массовка. В спектакле "Et Cetera" она безупречна. Чудесны большие танцевальные номера, уморительна сцена кастинга, где звучат знакомые до боли мотивы от "Чайки" и "Тараса Бульбы" до "Обитаемого острова". Забавны старушки-меценатки, выделывающие кренделя в "ходунках". Секрет успеха "Продюсеров" в том, что, несмотря на бродвейскую специфику, русская команда взяла вес: доказав, что в пенатах постепенно выросло поколение, способное решать сложнейшие профессиональные задачи. На возникающий у скептиков вопрос: не слишком ли много приглашенных артистов занято в постановке? - можно ответить так. Во-первых, для мюзикла необходима большая труппа, превышающая творческие силы Театра Калягина. Во-вторых, не каждый артист способен играть в мюзикле так, как Максим Леонидов (кстати сказать, прошедший школу Льва Додина) или Юрий Мазихин, пять лет проработавший в Свердловской оперетте и получивший "Золотую Маску" за лучшую роль в "Норд-Осте". Они играют главного героя по-разному, но оба — хорошо. Однако и Наталья Благих, ученица Петра Фоменко, справляется с ролью Уллы отлично, хоть и не проходила школы "Чикаго", как вторая исполнительница роли шведки — Наталия Диевская. От замысла "Продюсеров" до воплощения пролегли три года. Очевидно, какая громадная работа стояла перед участниками проекта. Как и то обстоятельство, что эта работа необычайно полезна для труппы "Et Cetera", которая между "блоками" мюзикла играет Шекспира, Стриндберга, Сухово-Кобылина и Булгакова. Прививка "мюзиклом" полезна артистам драмы. Мел Брукс ловко соединил театральную пародию с плутовским романом, любимейшим жанром во все времена. Расплачиваться за успех "Весны для Гитлера" придется Максу Бьялостоку, он будет посажен в тюрьму за долги. Его партнер рванет с Уллой куда-то на Багамы, но там Лео замучает совесть, и он присоединится к другу- Результатом отсидки станет новый мюзикл "Восставшая зона", сочиненный в камере.Давно замечено: когда театр играет спектакль о театре, он невольно проговаривается. Именно по таким постановкам особенно заметно, как коллектив и руководство относятся к своему делу."Продюсеры" созданы людьми, великолепно знающими жизнь сцены и кулис, ее слабости и изнанку. Что не мешает им преданно любить искусство. Тут необходимо сказать о человеке, без которого спектакль не мог состояться - генеральном продюсере театра Давиде Смелянском. Недаром, в программке, как в титрах, обозначено: Александр Калягин и Давид Смелянский представляют... И в заключение еще несколько слов о непредсказуемости театра. Укоренившееся мнение о массовом как дурновкусном и примитивном имеет свои основания. Зритель "Красавицы и Чудовища", скорее всего, не рванет в "Мастерскую П.Фоменко" или в "Студию Театрального Искусства" С.Женовача. Создать умный спектакль для широкой аудитории - задача непростая, но благородная. Возможно, зритель, купивший билеты на "Продюсеров", пришел расслабиться и получить удовольствие. Однако то, что он увидел, вовсе не сводится к примитиву, о котором шла речь. Именно поэтому мюзикл Мела Брукса в "Et Cetera" - серьезный претендент на профессиональную Национальную премию "Золотая Маска".