31.12.2012
Гастроли в Тбилиси
27.12.2012
Передача "Рожденные в СССР", в гостях Людмила Дмитриева
18.12.2012
На сцене театра «Et Cetera» представлена обновленная постановка Роберта Стуруа «Звездный мальчик»
Новости культуры
15.12.2012
Премьера «Звездного мальчика» по Уайльду прошла в столичном театре
Мария Ганиянц ,
РИА Новости
14.12.2012
В Et Cetera сыграют спектакль по сказке Оскара Уайльда
«Театрал»
13.12.2012
Любовь на два дома
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
13.12.2012
Театр Et Cetera поставил «Звездного мальчика» по Уайльду
«Театрон»
13.12.2012
Премьера спектакля «Звездный мальчик» состоится в Et Cetera в субботу
РИА Новости
13.12.2012
Звездный мастер
Алексей Филиппов ,
«Независимая газета»
12.12.2012
Роберт Стуруа нарасхват
Рита Болотская ,
Голос России
12.12.2012
Грузия дождалась «Бурю»
GeorgiaTimes
12.12.2012
Стуруа хочет устранить институт управляющих в театре Руставели
РИА Новости
11.12.2012
Стуруа заявил, что устранит "институт эмиссаров" в театре им. Руставели
NewsGeorgia
10.12.2012
А теперь по-русски
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонёк"
10.12.2012
Возвращенец
Андрей Ванденко ,
«Итоги»
10.12.2012
Роберт Стуруа вернулся в Театр Руставели... с гастролями
новости ТК Культура
10.12.2012
Возвращенец
Андрей Ванденко ,
«Итоги»
09.12.2012
Шекспировская «Буря» вторит грузинским реалиям
Марина Тимашева ,
Голос России
08.12.2012
Роберт Стуруа покинул Тбилиси вместе с московским театром «Et Cetera»
Грузия Online
07.12.2012
Роберт Стуруа покидает Тбилиси вместе с Московским театром «Et Cetera»
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
07.12.2012
Министр культуры Грузии посетит Москву
Тбилисская неделя
07.12.2012
Министр нового правительства Грузии решил посетить Москву
«Взгляд»
07.12.2012
Министр культуры Грузии приедет в Москву из любви к русскому театру
Анна Грибоедова ,
ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»
06.12.2012
Министр культуры Грузии посетит Москву по приглашению Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
05.12.2012
Премьер-министр Грузии аплодировал театру «Эт Сетера» под руководством Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
03.12.2012
Буря на сцене театра Руставели
Варвара Есипова ,
«Тбилисская неделя»
03.12.2012
«Люди заставили меня поверить, что я умею предсказывать»
Марина Тимашева ,
«Известия»
01.12.2012
Московский театр «Эт Сетера» под руководством Александра Калягина, открыл гастроли в грузинской столице
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
30.11.2012
Спектаклем «Буря» открывает гастроли в Тбилиси Московский театр «Эт Сетера»
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
27.11.2012
После долгого перерыва на гастроли в Тбилиси отправляется театр из России -«Эт Сетера» под руководством Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
27.11.2012
Московский театр Et Cetera едет в Грузию по приглашению Иванишвили
Эхо Кавказа
27.11.2012
Московский театр Et Cetera едет в Грузию по приглашению Иванишвили
Новости-Грузия
27.11.2012
Московский театр Et Cetera отправляется на гастроли в Тбилиси
MosDays.ru
27.11.2012
После долгого перерыва в Грузию на гастроли приехал российский театр Et Cetera
НТВ
27.11.2012
Театр «Et Cetera» отправляется на гастроли в Тбилиси
Кристина СЫЦКО ,
«Театрал»
27.11.2012
Московский театр Et Cetera отправляется на гастроли в Тбилиси
РИА Новости
27.11.2012
Et Cetera летит в Тбилиси
GeorgiaTimes
27.11.2012
Бидзина Иванишвили пригласил в Грузию московский театр Et Cetera
«GHN»
27.11.2012
Театр из России впервые после долгого перерыва отправляется гастролировать в Грузию
«Особая буква»
24.11.2012
Давид Яковлевич Смелянский в гостях у Алексея Райкова на радио «Говорит Москва»
Алексей Райков ,
«Говорит Москва»
13.11.2012
Гия Канчели — о Роберте Стуруа, Михаиле Саакашвили, прошлом и будущем
Ольга Завьялова ,
«Известия»
12.11.2012
Лицедей
Андрей Ванденко ,
«Итоги»
08.11.2012
Гастроли в Ригу
04.11.2012
Калягин и Вержбицкий в Национальном театре: рижане увидели «Шейлока»
Вилена МАКАРИЧ
03.11.2012
Бесконечность Александра Калягина
http://www.telegraf.lv
02.11.2012
Калягин: «Латвия – это мой климат, моя аура!»
Андрей ШАВРЕЙ ,
Телеграф.lv
02.11.2012
Калягин: «Латвия – это мой климат, моя аура!»
Андрей ШАВРЕЙ ,
Телеграф.lv
31.10.2012
«Буря» над Ставрополем
26.10.2012
Гастроли на Кубу
24.10.2012
Роберт Стуруа: «В России я, как на родине»
Наталия Викторова ,
Голос России
23.10.2012
Роберт Стуруа надеется вернуться на родину
Кристина СЫЦКО ,
«Театрал»
21.10.2012
Фотохудожник Олег Хаимов открыл ставропольцам театральное зазеркалье
ГТРК «Ставрополье»
15.10.2012
Москва слезам не верит
Франк Падрон ,
RadioMetropolitana
12.10.2012
Ещё одна неоконченная пьеса Калягина на Кубе
Марианела Гонсалес ,
Гавана
12.10.2012
Дирижер из подполья
Яна Жиляева ,
ВТБ-РОССИИ
09.10.2012
Лица надежды: сезон русского театра в Гаване
Велес Бычков ,
Гавана.Кубинское агентство новостей
08.10.2012
Чеховские «Лица» пришлись по вкусу кубинцам
Елена Лазарева ,
портал «Русский мир»
08.10.2012
Театр «Et cetera» порадует кубинцев
Ирина Алпатова ,
Театрал
07.10.2012
Гастроли театра Et Cetera начались на Кубе под оглушительные овации
Александр Соловский ,
РИА Новости
06.10.2012
Здравствуйте, я ваша смерть
Анна Чужкова ,
«Культура»
05.10.2012
Министр культуры Кубы принял российскую театральную делегацию
Гавана
05.10.2012
На сцене Национального театра Гаваны спектакли московского театра «Еt Сetera»
Пренса Латина
04.10.2012
Ничего себе местечко для Калягина
Геннадий Демин ,
«Трибуна»
04.10.2012
«Ничего себе местечко для кормления собак» сосредоточен на опустошении
Джон Фридман ,
The Moscow Times
04.10.2012
Ничего себе местечко для Калягина
Геннадий Демин ,
«Трибуна»
03.10.2012
На Неделе русских театров в Гаване исполнят песни Великой Отечественной войны
Анна Грибоедова ,
портал «Русский мир»
03.10.2012
Московский театр Et Cetera едет с гастролями на Кубу
МК
03.10.2012
Московский театр Et Cetera впервые покажет спектакли на Кубе
РИА Новости
02.10.2012
Ни конца, ни света
Роман Должанский ,
Газета "Коммерсантъ"
01.10.2012
Место хорошее…
Григорий Заславский ,
«Независимая газета»
01.10.2012
Конец собачьей жизни
Наталья Каминская ,
«Итоги»
01.10.2012
«Ничего себе местечко для кормления собак»: шок на ровном месте
Наталья Витвицкая ,
«Ваш Досуг»
28.09.2012
Ничего себе комедия
Николай Берман ,
Газета.ру
27.09.2012
Александр Калягин сыграл «торговца смертью»
Журнал «Театрал»
26.09.2012
«Et Cetera» начинает свой юбилейный двадцатый сезон
Новости телеканала Культура
26.09.2012
Александр Калягин сыграл мировую премьеру нового спектакля в постановке Роберта Стуруа
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
26.09.2012
Премьера в «Et Cetera» от Роберта Стуруа
Карина Ивашко ,
«Голос России»
11.09.2012
«У всех, кто целовался с американцами, выпали зубы»
Мария Аполинская ,
«Комсомольская правда в Украине»
10.09.2012
Театр в России больше, чем театр. «Встречи в Одессе» близятся к концу...
Мария Гудыма ,
«ТАЙМЕР»
10.09.2012
Александр Галин принимает поздравления с юбилеем
Радио Культуры
05.09.2012
Театр Et cetera ждет на премьеру драматурга из Франции, автора пьесы
«Театрал»
01.09.2012
Театральный фестиваль стартовал в Одессе
Владимир Новак ,
UkrInform
01.09.2012
Мы — поборники репертуарного театра!
Валентина Левчук ,
«Вечерняя Одесса»
30.08.2012
Одесситам покажут живых кукол, спектакль на иврите и "Страсти по дивану"
Елана Вишневская ,
Комсомольская правда в Украине
29.08.2012
Театральный фестиваль в Одессе откроет Александр Калягин
Елана Вишневская ,
Комсомольская правда в Украине
28.08.2012
Одесситам покажут настоящую женщину
Александра Шевчук ,
Одесская жизнь
23.08.2012
«Зачем терять великих?!» Русский репертуарный театр заявит о себе на «Встречах в Одессе»
Таймер
22.08.2012
Александр Калягин блеснет на сцене своего театра "Et Cetera" в новом спектакле Роберта Стуруа
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
22.08.2012
Александр Калягин блеснет в новом спектакле Роберта Стуруа
Новости канала Культура
22.08.2012
Теперь каждый полуметр будет считать себя мэтром
Ирина Мустафина ,
Новые Известия
22.08.2012
Первый год без Фоменко
Елена Юринская ,
Российская газета
22.08.2012
Калягин усомнился в репертуарном будущем театра Гоголя
Lenta.ru
21.08.2012
Ничего себе местечко для сбора
Марина Райкина ,
МК
21.08.2012
«В театре все меняется без приказов чиновников»
Алла Шевелева ,
«Известия»
21.08.2012
Московский театр Et Cetera открывает свой 20-й юбилейный сезон
Наталия Курова ,
WEEKEND
21.08.2012
Московский театр Et Cetera открывает свой 20-й юбилейный сезон
Газета.ru
21.08.2012
Александр Калягин боится сесть в лужу
Ася Иванова ,
«Вечерняя Москва»
20.08.2012
Стуруа возьмется за постановку Тарика Нуи
Валерия Маркова ,
UnitedEuropeNews.ru
10.08.2012
Театры и театралы готовятся к «Встречам»
«Порто-Франко»
13.07.2012
Мадам Эвридика от черта вернется / "Орфей" (Театр "Et cetera")
Владимир Анзикеев ,
Журнал «Страстной бульвар
13.07.2012
Александр Калягин - человек-театр
Ирина Решетникова ,
Журнал «Страстной бульвар
12.07.2012
Заслуженный деятель искусств Давид Смелянский празднует юбилей
Кристина Сыцко ,
Журнал «Театрал»
12.07.2012
Бюджет закрыт: все ушло на фронт?
Алена Карась ,
«Российская газета»
10.07.2012
Александр Калягин призвал деятелей российского театра помочь пострадавшим от наводнения на Кубани
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
02.07.2012
Мэр Москвы вручил премии театральным деятелям
Журнал «Театрал»
02.07.2012
Правительство Москвы наградило деятелей литературы и искусства
Александр Андрюхин ,
Вечерняя Москва
26.06.2012
Отголоски бури
Михаэль Хендельзальц ,
"Вести-Тель-Авив"
20.06.2012
Счастливый билет Роберта Стуруа
Оксана Власова ,
«ТРИБУНА»
16.06.2012
Александр Калягин: Актер должен наступать на горло своему тщеславию
Татьяна Медведева ,
«Вечерняя Москва»
04.06.2012
Александр Калягин: «Если не веришь, что можешь – надо уходить»
Екатерина Писарева ,
"Курская правда"
01.06.2012
Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе»
Марина Белова ,
журнал «Театрон»
31.05.2012
Связь времен
Яков Шаус ,
«Вести»
31.05.2012
Между родиной и чужбиной
Шели Шрайман ,
«Окна»
30.05.2012
Буря - месть и прощение
Цви Горен ,
"Вести-Тель-Авив"
30.05.2012
Юбиляр Калягин устроил «Праздник шута»
Ежедневная всеукраинская газета «День»
28.05.2012
Сан Саныч намекнул на пороховую бочку
Ян Смирнитский ,
МК
26.05.2012
Свой юбилей Калягин отметил блистательной игрой
Вести.ru
26.05.2012
Александр Калягин: «Стоп-кран я еще не нажал»
ТК «Мир»
26.05.2012
Александр Калягин: Золотой Клоун
Марина Тимашева ,
Радио Свобода
26.05.2012
Настоящий цирк поздравил Александра Калягина с юбилеем
Наталия Курова ,
РИА Новости
25.05.2012
Гия Канчели: «Главное, не страна, а люди»
Виктор Лихт ,
«NAUTILUS»
25.05.2012
Сан Саныч отметит юбилей как скоморох
Анастасия ПЛЕШАКОВА ,
Комсомольская правда
25.05.2012
Александр Калягин отметит 70-летний юбилей цирковым шоу
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
25.05.2012
Александру Калягину - 70
Тарбут.ru
25.05.2012
Владимир Путин поздравил Александра Калягина с юбилеем
ТВЦ
25.05.2012
Александр Калягин отмечает 70-летие
Вениамин Трубачев, Виталий Коваленко ,
"Подробности"
25.05.2012
Калягин, как донна Роза д`Альвадорец, цветет и пахнет
Сергей Пальчиковский ,
«Первая Крымская» информационно-аналитическая газета N 425
23.05.2012
Александр Калягин: «Все на что-то жалуются»
Марина Мурзина ,
АИФ №21
20.05.2012
Роберт Стуруа: Искусство должно быть в конфликте с властью
Яков Зубарев ,
«Секрет»
16.05.2012
Феерическая "Буря" и "саунддрама доктора Полякова"
Zahav.ru
13.05.2012
«Буря» Шекспира – от репетиций к спектаклю
ISRAland
07.05.2012
Неласковый зверь
Мария Седых ,
«Итоги» №19
04.05.2012
«Я все думал, когда нас Бог покарает за Сталина, и вот...»
Инна Шейхатович ,
Тарбут.ru
04.05.2012
Полицейский должен улыбаться
Александр Малюгин-Гаврилов ,
«Аргументы Недели»
06.04.2012
Измученный и скучный зверь
Ирина Алпатова ,
«Культура»
02.04.2012
«Драма на охоте»: смертельная доза
Наталья Витвицкая ,
«Ваш Досуг»
31.03.2012
Спектакль Антона Яковлева «Драма на охоте» показали в «Et cetera»
Анна Банасюкевич ,
РИА Новости
12.03.2012
«Моя Марусечка»
Ирина Алпатова ,
Газета «Культура»
02.03.2012
Просто Маруся
Ирина Алпатова ,
«Культура»
01.03.2012
В деревне Гадюкино дожди
Ирина Анисимова ,
«Театрал»
14.02.2012
Роберт Стуруа: вот-вот должно произойти что-то настоящее
Наталия Курова ,
«РИА Новости»
09.02.2012
У Калягина в театре Et Cetera премьера спектакля «Моя Марусечка»
Дина Радбель ,
«Фамильные ценности»
06.02.2012
«Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной
Наталья Витвицкая ,
«Ваш Досуг»
06.02.2012
Сопрано под транзистор
Елена Ларина ,
Голос России
06.02.2012
Марусечкино царство
Ирина Анисимова ,
«Новые Известия»
03.02.2012
Марина Брусникина устроила разговор по душам в театре «Et Сetera»
Новости телеканала «Культура»
01.01.2012
«Похождения Шипова, или Старинный водевиль»
Жанна Филатова ,
"Театральная Афиша"
Пресса
«Люди заставили меня поверить, что я умею предсказывать»
Марина Тимашева
«Известия» ,
03.12.2012
Роберт Стуруа, уволенный в августе 2011-го с должности художественного руководителя театра имени Шота Руставели, вновь займет этот пост. Свое первое после назначения интервью режиссер дал корреспонденту «Известий».— Как жил театр без вас, кто его возглавил? — Управляющим стал актер, который долго не мог трудоустроиться, а потом наш директор (Георгий Тевзадзе) принял его в штат заместителем директора, с условием, что он будет играть роли. Но когда власти захотели от меня избавиться, он пришел с приказом о моем освобождении от должности. Я в это время курил, дым попал в глаз, глаз заслезился и, видимо, он решил, что я плачу. Я воспользовался ситуацией и попросил разрешить мне сфотографировать этот документ. Ему трудно было отказать мне, раз я в таком состоянии. И я сфотографировал приказ, тут же поместил фотографию в фейсбуке. Так все узнали, что произошло. После того, как я ушел, все происходило в соответствии со вторым законом термодинамики, то есть стремилось к хаосу и к охлаждению. Здесь создали худсовет, в который вошли актеры, главный режиссер, заведующий литературной частью, а председателем был сам управляющий, но как-то не получилось ничего, что лишний раз доказывает: театром должен руководить человек (сейчас я не буду себя расхваливать) с определенной художественной идеей. А они начали, по-моему, делать деньги — сдавали в аренду помещение, проводили конкурсы пения, ставили мюзиклы, которые были заказаны нашим президентом, потом оперу грузинского классика Владимира Канделаки «Кэто и Котэ», которая была осовременена, а без тбилисского фона (я имею в виду «золотой период» от начала ХХ века и до середины 1920-х годов) она теряет всякий смысл. За ней появились «Мелодии Верийского квартала», римейк фильма Георгия Шенгелая, где Софико Чиаурели играла главную роль. Позвали для этой постановки одного из ассистентов постановки «Нотр-Дам де Пари», все стоило колоссальных денег, чуть ли не $300 тыс., которые можно было дать несчастным театрам, особенно провинциальным, они живут ужасно. Еще конкурс бальных танцев проводится сейчас... — Сохранились ли ваши спектакли в репертуаре? — Они как будто сохранили все, но, допустим, последний спектакль, который я поставил в августе прошлого года, и который получил премию Марджанишвили, шел шесть раз всего, его практически не играли. А если год не играть спектакль, то надо его заново делать. И не только потому, что он забывается, но и потому, что происходят какие-то изменения в жизни, и актеры теряют связь с тем, что сделано раньше, с сегодняшним днем. У всех актеров кончается в январе договор. И я хочу распустить всю труппу, как делается в нормальных театрах, а потом заново собрать. Там в отделе пиара десять человек сидит с очень большими зарплатами, это такое подражание Западу, которое мне кажется смешным для бывших советских людей. Какие-то бумажки, странная реклама, может, и красивая, но ненужная никому. Здесь иногда действует злополучный закон советской рекламы, когда никто не покупал то, что рекламировали, а спектакли, которые ругали в официальной прессе, были самыми посещаемыми. Как будто бы что-то строится, я не говорю о качестве и о вкусе, это уже другой вопрос, но строительство иногда бывает обратно пропорционально духовному состоянию народа. Я всегда удивляюсь тому, что современные, опытные журналисты, критически отзывающиеся о своей стране, о России, в Грузии отчего-то многого не замечают, становятся такими благодушными, восторженными. Считают, например, что здесь праздник демократии, приводят в пример полицию, которая им кажется не коррумпированной, а на самом деле все это не так. Мой спектакль «Человек Леон!» по произведению Ильи Чавчавадзе, по свободному изложению этого произведения, был поставлен в 2000 году в такой острой гротескной форме. Там в имение разорившегося князя приезжает шотландец в юбке, еще какая-то женщина шикарная, и они начинают покупать дома, имение это. А у князя — сосед. Мама его — грузинская княгиня, отец — русский. И он говорит: «Продали, все продали, имение продали, земли продали». На что этот герой в слезах, потому что у него на руках умирает жена, говорит: «Чего хотят от нас европейцы? Пусть оставят нас в покое». И вот такое состояние сейчас у нашего народа. Как будто я это предсказал. Сейчас вот на Запад поехал «агнец» наш, президент, и сказал, что в Грузии начинаются политические аресты, что там идет травля честных демократов, и они сразу всполошились: «Как это страшно, что вы делаете». — Только что у вас в Грузии не было работы, вы ставили спектакли в Москве. Теперь вас снова назначили худруком театра имени Руставели, да еще говорят, что Бидзина Иванишвили «построил» для вас еще один театр. Рады ли вы, что оказались правителем сразу трех королевств? — Когда меня уволили, Иванишвили предложил отремонтировать здание бывшей фабрики «Зингер» (у наших бабушек были, помните, такие замечательные швейные машинки, они и сейчас функционируют). В советские времена, когда связи с иностранными фабрикантами были прерваны, там возникла шелкоткацкая фабрика, тоже приносившая доход. Мать моего близкого школьного друга там работала, я знал эту фабрику. А последние годы здание было практически разграблено: нет окон, нет дверей, протекает крыша. Мы построили там современную площадку, с двух сторон зрители сидят, стены кирпичные, старинной кладки. Получилось очень красиво. Там будет Центр искусств, не только театр, но и выставочные залы. Их мы хотим открыть экспозицией работ Тонино Гуэрры, он очень близок Грузии. Пьесу про Марию Каллас я выбрал для начала. — Это американская пьеса Терренса Мак-Нелли? — Да. Хотим рассказать о судьбе гения, которого погубили не враги, а друзья и завистники, прикрывавшиеся дружбой. Это не будет точная биография, скорее, как если бы поэт написал стихотворение о ней. И это не будет реалистическим представлением. Будут, конечно, арии Марии Каллас и много танцев. У нас есть актриса, которая очень хорошо танцует, она — бывшая балерина, когда она уходила из оперного театра, Георгий Алексидзе, хореограф, был ужасно расстроен и просил меня не брать ее в труппу. В общем, мне кажется, что здесь будет не театр, а, скорее, центр, где могут проводиться концерты (акустика оказалась хорошая), выставки, где могут молодые ребята собираться. Так что на самом деле у меня два театра осталось — Et Сetera и имени Руставели, куда я заново оформлен, но я пока не вступаю в должность. Я поставил условие, что буду не только худруком, но и управляющим, интендантом. Жду официального решения. В Et Сetera я буду ставить спектакли. Не знаю, останусь там главным режиссером или нет, мне будет неудобно там тоже получать зарплату. Я, кстати, не хотел быть нигде главным. После ухода с поста худрука мне не хотелось больше отвечать за судьбы людей. За свой спектакль мне легче отвечать. А вот что мне в театре имени Руставели делать? Этот вопрос сложнее, потому что возвращаться сюда таким, каким я был, не стоит. Я должен придумать что-то, хотя бы минимально новое, что немножечко изменит и артистов. Иначе я могу им просто надоесть. Есть такие режиссеры, которых не хотят выгонять просто из милосердия, потому что они старые. И терпят их, и издеваются над несчастными старыми дедушками. Если почувствую, что не получается, уйду сам. Это тоже неплохо: сперва выгнали, потом он ушел сам. — Просперо в «Буре» живет надеждой на месть, Шейлок, поставленный вами в Et Сetera, тоже. Даже в последней премьере «Ничего себе местечко для кормления собак» юноша хочет свести счеты с жизнью, чтобы отомстить своей возлюбленной. — Если это и так, то скорее подсознательно. Люди заставили меня поверить, что я некоторым образом умею предсказывать. Ясновидящим даже называют, напоминают о пророчествах из моих спектаклей, но я сам никогда об этом не думаю. Когда я первый раз ставил «Гамлета» в Лондоне, то в газетах писали, что действие перенесено в Грузию. А в Грузии в это время была война. Я с удивлением прочел эту рецензию, потому что ничего подобного не задумывал. Но потом я вспомнил, что во время репетиций Гия (композитор Канчели. — «Известия») сидел в партере с маленьким приемником «Сони» и слушал, что происходит в Грузии, а я спрашивал: «Как там дела?». Все это, видимо, вошло в спектакль помимо моей воли. И сейчас то же самое. Никто не знал, что со мной творилось в этот период, я постоянно следил за событиями в Грузии, у меня было ощущение — что-то произойдет, и меня это очень волновало. Нет, слово «волновало» не подходит. Я находился в каком-то ненормальном состоянии, даже не понимаю, как я вообще поставил «Ничего себе местечко для кормления собак». Над такой маленькой пьесой мы работали около четырех месяцев. Одна из сложнейших для меня работ. Я целиком был погружен в атмосферу этого спектакля. Когда я делал «Шейлока», я думал о другом. А «Бурю»(*) я ставил как историю Савла, неожиданно превратившегося в святого Павла из преследователя христиан. Такая перемена похожа на чудо. То, что в нас вызревало, чему мы сопротивлялись, вдруг вырывается неожиданно даже для нас самих, как какое-то растение, которое сеешь, ухаживаешь за ним, а оно не растет, и ты уже теряешь надежду, и вдруг оно выходит на поверхность, как какое-то иноземное существо. Спектакль в какой-то момент сам начинает диктовать тебе законы. Это как история Пигмалиона. Ты что-то делаешь, а потом оно оживает и руководит твоей работой. Худрук вернулся вместе с «Бурей» На сцене Тбилисского театра имени Шота Руставели гастролирует московский театр Et Сetera. В афише — два спектакля в постановке главного режиссера Роберта Стуруа: «Ничего себе местечко для кормления собак»(*) и «Буря»(*). Все билеты проданы, несмотря на очень высокие по грузинским меркам цены — до 1600 рублей. В этот вечер в театре имени Шота Руставели сошлось все: замечательное мастерство артистов московской труппы (в первую очередь, Александра Калягина — Просперо, Натальи Благих — Ариэль, Владимира Скворцова — Калибан, Вячеслава Захарова — Гонзаго) и грузинской постановочной группы (Роберта Стуруа, художника Георгия Алекси-Месхишвили, композитора Гии Канчели), а также общественные настроения сегодняшней Грузии и темы спектакля. Герцог Просперо изгнан из Милана. Его трон узурпирован. Просперо живет жаждой мести, но в финале прощает своих врагов, возвращает себе титул и отправляется на родину. Роберт Стуруа больше тридцати лет возглавлял театр имени Руставели, но в августе 2011 года приказом тогдашнего министра культуры, Николоса Руруа, был освобожден от должности худрука. Так поплатился за свою позицию один из самых непримиримых оппонентов президента Грузии Михаила Саакашвили. Тогда же Роберт Стуруа получил приглашение от театра Et Cetera и стал его главным режиссером. В октябре премьер-министром Грузии был избран Бидзина Иванишвили, ситуация резко изменилась, и новый министр культуры Гурам Одишария подписал приказ о назначении Стуруа на прежнюю должность. В реальности будто отразился сюжет шекспировской пьесы. И справедливость восторжествовала — не только в сказке, но и в самой жизни. И все это вошло в резонанс, и зал смотрел «Бурю» так, как смотрели в 1970-е годы спектакли театра на Таганке в режиссуре Юрия Любимова. По окончании представления зрители приветствовали актеров продолжительными овациями. И бурей восторга встретили вышедшего на поклоны Роберта Стуруа, больше года не переступавшего порог своего театра.