27.12.2017
Короткие дороги любви во время чумы
БКИ МОСКВА
01.09.2017
Страшный Суд был вчера
Наталия Каминская ,
журнал "Сцена" №4
29.08.2017
Эльза плюс Василий – любовь: Людмила Дмитриева и Евгений Стеблов – в главных ролях.
Анжелика Заозерская ,
Вечерняя Москва
20.08.2017
Старик и горе
Ирина Удянская ,
WATCH
16.08.2017
К нам приехал "Ревизор.Версия": Александр Калягин предстал в образе инфернального Хлестакова
Слава Шадронов ,
Окно в Москву
21.06.2017
Ревизор приходит дважды
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
18.06.2017
Хлесткий Хлестаков
Андрей Максимов ,
Российская газета
07.06.2017
Александр Калягин прикинулся Ревизором
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
06.06.2017
Последний день города N: Как пьесу Гоголя «Ревизор» превратили в «Карточный домик»
Анна Гордеева ,
Lenta.ru
05.06.2017
«А рыба была хороша!»
Марина Токарева ,
Новая газета
01.06.2017
Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
31.05.2017
По щучьему велению и именному повелению: Александр Калягин сыграл Хлестакова
Ольга Егошина ,
Театрал
22.05.2017
«Ревизор. Версия»
Филипп Резников ,
Rara Avis
20.04.2017
Мы, нижеподписавшиеся
Андрей Максимов ,
Театрал
24.01.2017
Никогда не разговаривайте с деревьями: "Лодочник" в театре "Et Cetera"
Татьяна Филиппова ,
Театральная Афиша
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Старик и горе
Ирина Удянская
WATCH ,
20.08.2017
НАРОДНЫЙ АРТИСТ РСФСР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РФ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА ET CETERA АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН В МАЕ ОТМЕТИЛ 75-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ. ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР ТЕАТРА РОБЕРТ СТУРУА ПРЕПОДНЕС СВОЕМУ ДАВНЕМУ ДРУГУ ПОДАРОК – ГЛАВНУЮ РОЛЬ В НОВОМ СПЕКТАКЛЕ «РЕВИЗОР. ВЕРСИЯ», ГДЕ АРТИСТ НЕОЖИДАННО СЫГРАЛ НЕ ГОРОДНИЧЕГО, А ХЛЕСТАКОВА, КОТОРОГО ГОГОЛЬ ОПИСЫВАЛ КАК «МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ЛЕТ ДВАДЦАТИ ТРЕХ, ТОНЕНЬКОГО, ХУДЕНЬКОГО, БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ», И НА ЭТО ОДНОЗНАЧНО СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ.
Премьеру готовили долго – почти полтора года, при закрытых дверях (даже сотрудники театра, не принимавшие участия в постановке, до последнего момента не знали, что происходит на репетициях), и у каждой сцены было огромное количество вариантов. Отсюда и появилось слово «версия» в названии – этакая постмодернистская игра, намекающая на то, что классический текст, хоть и дает широкое поле для интерпретаций, но никогда не может быть прочитан и понят до конца. Стуруа сократил гоголевскую пьесу (спектакль идет всего полтора часа без антракта), оставив лишь ключевые эпизоды и обрывки знакомых фраз, воспринимающихся уже на уровне культурного кода, очистил пространство от примет времени (действие разворачивается внутри темной коробки-колизея с пустыми глазницами окон и огромной, съезжающей с потолка дворцовой люстрой) и по-новому расставил акценты. В его уездном городке N звучит джаз, за окнами бьют молнии, а все население будто вымерло или «как мухи, выздоровело», по словам попечителя богоугодных заведений Земляники, и теперь ограничивается лишь узким кругом проворовавшихся и ожидающих возмездия чиновников. Этот «Ревизор» немного напоминает «Грозу» Островского с ее мрачноватым Калиновом, где царят «жестокие нравы» и за тяжелыми засовами льются невидимые миру слезы. В нем есть даже своя странница Феклуша – горбатая немая богомолка в черном, добавляющая инфернального колорита (Елизавета Рыжих). Зрителям не смешно, а страшно и слегка не по себе – слишком уж легко безумие прорывается сквозь ткань обыденности, а реальность оборачивается своей темной, мертвой, зловещей изнанкой. И поэтому не так уж удивительно, что Хлестаков здесь вовсе не легкомысленный, зарвавшийся петербургский мальчик, а немощный старик, выезжающий на сцену в инвалидном кресле.
Александр Калягин играет виртуозно, от него невозможно отвести глаз, каждое слово, произнесенное тихо, как-то по-детски или по-стариковски искренне, простодушно, кажется важным, а ведь ничего важного он не говорит, так, с удовольствием вспоминает о вкусной рыбке «лабардан-с», поданной на завтрак, и даже знаменитый хвастовской монолог про «суп в кастрюльке из Парижа» обрывает на полуслове. Актер настолько органичен, что начинаешь всерьез задумываться, а почему бы Хлестакову и действительно не быть стариком. Какие шансы у 23-летнего «фитюльки» обвести вокруг пальца прожженного Городничего, который у Стуруа похож на уголовника – крепкий, бритоголовый, в расшитом золотом камзоле поверх мятой черной майки (Владимир Скворцов)?
Александр Калягин играет именно старика, с трясущимися руками, смирен- ной, просящей интонацией, в которой угадывается герой гоголевской «Шинели», с маразматическими грезами, с привычкой мирно засыпать прямо посреди беседы. Ему сложно противостоять как напору властной и яркой светской львицы Анны Андреевны (Наталья Благих), так и очаровательной невинности Марьи Антоновны (Кристина Гагуа), видящей в нем, очевидно, некоего доброго дедушку, союз с которым сулит блестящую жизнь в Петербурге. И тем более парадоксальным выглядит финал, когда исчезнувший было «дедушка» вдруг возвращается на сцену в образе Командора, со стальными интонациями в голосе, без коляски и каких бы то ни было признаков дряхлости и «требует всех сей же час к себе». То ли он неузнаваемо изменился, почувствовав вкус власти, то ли прибыл прямиком из Третьего отделения для борьбы с коррупцией и притворялся немощным специально, работая под прикрытием, чтобы раздобыть улику – увесистый чемодан с деньгами, собранный чиновниками, то ли сами они, охваченные страхом, взрастили фигуру «мирного старичка» до масштабов настоящего Ревизора.
Премьеру готовили долго – почти полтора года, при закрытых дверях (даже сотрудники театра, не принимавшие участия в постановке, до последнего момента не знали, что происходит на репетициях), и у каждой сцены было огромное количество вариантов. Отсюда и появилось слово «версия» в названии – этакая постмодернистская игра, намекающая на то, что классический текст, хоть и дает широкое поле для интерпретаций, но никогда не может быть прочитан и понят до конца. Стуруа сократил гоголевскую пьесу (спектакль идет всего полтора часа без антракта), оставив лишь ключевые эпизоды и обрывки знакомых фраз, воспринимающихся уже на уровне культурного кода, очистил пространство от примет времени (действие разворачивается внутри темной коробки-колизея с пустыми глазницами окон и огромной, съезжающей с потолка дворцовой люстрой) и по-новому расставил акценты. В его уездном городке N звучит джаз, за окнами бьют молнии, а все население будто вымерло или «как мухи, выздоровело», по словам попечителя богоугодных заведений Земляники, и теперь ограничивается лишь узким кругом проворовавшихся и ожидающих возмездия чиновников. Этот «Ревизор» немного напоминает «Грозу» Островского с ее мрачноватым Калиновом, где царят «жестокие нравы» и за тяжелыми засовами льются невидимые миру слезы. В нем есть даже своя странница Феклуша – горбатая немая богомолка в черном, добавляющая инфернального колорита (Елизавета Рыжих). Зрителям не смешно, а страшно и слегка не по себе – слишком уж легко безумие прорывается сквозь ткань обыденности, а реальность оборачивается своей темной, мертвой, зловещей изнанкой. И поэтому не так уж удивительно, что Хлестаков здесь вовсе не легкомысленный, зарвавшийся петербургский мальчик, а немощный старик, выезжающий на сцену в инвалидном кресле.
Александр Калягин играет виртуозно, от него невозможно отвести глаз, каждое слово, произнесенное тихо, как-то по-детски или по-стариковски искренне, простодушно, кажется важным, а ведь ничего важного он не говорит, так, с удовольствием вспоминает о вкусной рыбке «лабардан-с», поданной на завтрак, и даже знаменитый хвастовской монолог про «суп в кастрюльке из Парижа» обрывает на полуслове. Актер настолько органичен, что начинаешь всерьез задумываться, а почему бы Хлестакову и действительно не быть стариком. Какие шансы у 23-летнего «фитюльки» обвести вокруг пальца прожженного Городничего, который у Стуруа похож на уголовника – крепкий, бритоголовый, в расшитом золотом камзоле поверх мятой черной майки (Владимир Скворцов)?
Александр Калягин играет именно старика, с трясущимися руками, смирен- ной, просящей интонацией, в которой угадывается герой гоголевской «Шинели», с маразматическими грезами, с привычкой мирно засыпать прямо посреди беседы. Ему сложно противостоять как напору властной и яркой светской львицы Анны Андреевны (Наталья Благих), так и очаровательной невинности Марьи Антоновны (Кристина Гагуа), видящей в нем, очевидно, некоего доброго дедушку, союз с которым сулит блестящую жизнь в Петербурге. И тем более парадоксальным выглядит финал, когда исчезнувший было «дедушка» вдруг возвращается на сцену в образе Командора, со стальными интонациями в голосе, без коляски и каких бы то ни было признаков дряхлости и «требует всех сей же час к себе». То ли он неузнаваемо изменился, почувствовав вкус власти, то ли прибыл прямиком из Третьего отделения для борьбы с коррупцией и притворялся немощным специально, работая под прикрытием, чтобы раздобыть улику – увесистый чемодан с деньгами, собранный чиновниками, то ли сами они, охваченные страхом, взрастили фигуру «мирного старичка» до масштабов настоящего Ревизора.