Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Спектакль "Чайная" на фестивале "Виват, театр!"

Геннадий Любич
Фестивальный вестник , 02.12.2024
ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ  КОЛЛЕКТИВОВ
«Виват, театр», 2024

Фестиваль порадовал разнообразием спектаклей. Побывать практически на всех — это был немалый труд, но он того стоил. Завершающий день фестиваля принес настоящий подарок, мне просто хотелось кричать «браво» еще во время спектакля. Прекрасно, что была возможность посмотреть новинку этого сезона, познакомиться с работой молодого, но уже имеющей опыт и, главное, свой почерк.
Актеры играют прекрасно, все точно, ничего лишнего. Достаточно увидеть, как стареют их герои — полтора часа спектакля охватывают несколько десятилетий, — чтобы убедиться в их мастерстве. Они играют возраст практически без возрастного грима, а главный герой — и вовсе ничего не меняет, но у него другим становится даже выражение глаз.
Оформление лаконичное, но очень содержательное, много метафор, которые нужно и можно разгадывать и после спектакля, как, к примеру, те же чашечки в клетках, неизменный атрибут чайной во всех сценах. Эта метафора прямо связана с важной темой, к которой обращается режиссер, — положением «маленького человека». Китайская стилистика внесена в спектакль очень тонко, но она его важнейшая составляющая; в некоторых моментах происходил отход от нее, что сразу становилось заметно.

«Чайная» доставила большую радость, и, наверное, еще будет немало приятных минут размышлений и воспоминаний о ней.
Режиссер спектакля «Чайная» Ичэнь Лю — выпускница ГИТИСА, китаянка, знакомит зрителя с произведением классика китайской литературы прошлого века Лао Шэ, писавшего произведения, обличающие социальную несправедливость. Эта его пьеса в Китае известна, но постановки удачными не были.
Действие происходит в чайной, месте, которое в Китае имеет очень много функций, из которых едва ли не важнейшей является общение. Про-исходящее охватывает около шестидесяти лет: с конца XIX до середины XX века. В чайной «Юйтай» ее хозяин Ван Лифа старается сделать тихий островок, куда бы не долетал шум реальности, но это не получается. На глазах зрителей происходят многочисленные события, встречаются разные люди, стареют, теряют все, умирают...

Для постановки «Чайной» на российской сцене потребовалась большая адаптация, отказ от множества персонажей, выявление нескольких основных линий, в результате чего пьеса приобрела необходимую лаконичность.
Так же лаконично, просто и ясно постановке оформление: сухое дерево, клетки для птиц, в которых «сидят» крохотные красные чашечки, стол, несколько стульев, ширма. Никаких драконов и фонариков! Выверено звуковое и световое оформление. Такая простота позволяет сбалансировать сложный пластический рисунок спектакля, в котором решена очень непростая задача ввести специфичные движения актеров китайского традиционного театра так, чтобы они, сохраняя аутентичность, были понятны европейскому зрителю. Не только движение, но и мимика, голоса — зрителю непривычно все, но «языковой барьер» успешно преодолевается, потому что история, рассказанная на сцене, близка едва ли не всем — это история маленького человека. «Большая гора в Китае велика даже издали — маленький человек в Китае крохотен даже в увеличительное стекло. Маленькому человеку дан очень узкий коридор для мыслей, и он, как канарейка, прыгает от решетки к решетке». И все же маленький человек, даже если ему нельзя думать и говорить, способен сохранить свободу души. Испытания, выпадающие на долю героев «Чайной», подтверждают это. В финале встречаются трое стариков. Порядочный и благородный (по происхождению тоже) господин Чан треть жизни провел в тюрьме, у состоятельного и стремившегося к со-временным методам хозяйствования господина Цинь отобрали завод. А у простого и доброго Ван Лифа отобрали чайную, потому что он не согласился выдать полиции Кан Шуньцзы, которую когда-то приютил (ее приемный сын оказался в рядах повстанцев). Они приглашают друг друга на похороны, балагурят и смеются, потому что теперь, на пороге смерти, им уже ничего не страшно, да и терять больше нечего. (финал пьесы смягчен — в оригинале Ван Лифа совершает самоубийство). И понимаешь, как невероятно близки стали они всеми залу...