24.10.2003
Getting Back to Basics in Racy Plays
John Freedman ,
"The Moscow Times"
15.10.2003
В театре “Et Cetera” стреляли
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
09.10.2003
Если стрелять — то сразу!
Наталия Каминская ,
"Культура"
08.10.2003
Всегда в позитиве
Алла Верди ,
www.utro.ru
08.10.2003
Стрельба по особым правилам
Алексей Филиппов ,
"Известия"
06.10.2003
Свиные ножки в До-Mажоре
Светлана Осипова ,
"Московский комсомолец"
17.05.2003
Провокации et cetera
Дмитрий Чепурных ,
"Зеркало недели"
28.01.2003
Оглянуться — и не узнать себя
Ольга Егошина ,
"Первое сентября"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Стрельба по особым правилам
Алексей Филиппов
"Известия" ,
08.10.2003
Для начала договоримся о терминах. Есть коммерческие спектакли — без них театру будет нечего есть. Есть спектакли, проходящие по ведомству высокого искусства, — без них театр теряет смысл. И там, и здесь могут быть взлеты и провалы, и все же сопоставлять эти постановки нельзя: мхатовский «№ 13» — коммерческий шедевр и ничто по сравнению с любым из спектаклей Фоменко. Но это, если судить по критериям высшей, замешенной на абсолюте истины. А в своей системе координат «№ 13» самоценен. Театр и потешает, и - по правде говоря, очень редко — потрясает. Умение потешить зрителя — востребованное и далеко не всем дающееся искусство.Премьера театра “Et cetera”, поставившего пьесу Жоржа Фейдо «Люсьет Готье, или Стреляй сразу!», принадлежит к чистейшим образцам этого жанра. Француз Фейдо (1862-1921) считался мастером бульварной драматургии; режиссер Александр Морфов сделал все, чтобы репутация автора не померкла: такого количества гэгов, кульбитов, подзатыльников, падений навзничь и спущенных штанов не было ни в одном московском спектакле последнего десятилетия. Драматург написал пустоватый, но изящный текст, режиссер превратил его в энергичное и чрезвычайно смешное действо, насыщенное трюками. Молодой человек (Владимир Скворцов) женится на девушке из хорошей семьи (Наталья Житкова) и не может признаться в этом своей любовнице-певичке. Ту приглашают петь на свадьбе, юноша разрывается между своей пассией, невестой и будущей тещей (Людмила Дмитриева). В конце концов эстрадную диву и ее друга обнаруживают в огромном кофре. Сюжет пошловат, но Морфов доводит ситуации Фейдо до безумия: он заставляет его героев ходить колесом и гонит действие вскачь. Музыканты из окружения певички (Юрий Буторин и Григорий Старостин) превратились в клоунов, то и дело выкидывающих какой-то трюк (им среди прочего ничего не стоит и раздеться), влюбленный в диву боливийский генерал (Петр Смидович) стал карикатурным воплощением мачо, а великосветская невеста героя обернулась чуть подмороженной, но бескомпромиссной нимфоманкой. По сцене мечутся маски, сходство с цирком усугубляет и то, что персонажи ходят по карнизам, принимают душ из газированной воды, вина и свежезаваренного чая и с удовольствием наступают друг другу на любимые мозоли. Пошлость Фейдо увеличивается до титанических размеров. И снимается: мастеровитый и банальный сюжет становится поводом для игры в абсурд.Пьеса Жоржа Фейдо сложнее, чем кажется на первый взгляд: по мере концентрации сюжетных нелепостей она переходит в иное качество, повторение нелепостей превращает персонажей комедии положений в марионеток. Режиссер делает на этом акцент: все его гэги на редкость однообразны, и с ног герои спектакля валятся совершенно одинаково — как оловянные солдатики. И все это, оказывается, театр: в финале выясняется, что действие разворачивалось на сцене кабаре, и было лишь спектаклем, который репетирует труппа Люсьет Готье.И все же изящные постановочные ходы здесь вторичны: суть дела в том, что Александр Морфов выпустил крепкий, смешной, пригодный и для Москвы, и для гастролей коммерческий спектакль. В своем — во всех отношениях полезном — роде он вполне хорош. Удивляет лишь то, что никто из занятых в «Люсьет Готье» актеров по-настоящему не запоминается. Такого рода драматургия испокон века была поводом для актерских бенефисов, а здесь все работают ровно, гладко, вполне профессионально, но ни одной действительно яркой работы в спектакле нет. А главный герой теряется и на этом, достаточно блеклом фоне — он не лучше и не хуже шустрых ребят из команды Люсьет Готье. Понять, почему певица пылко любит именно его, невозможно. Отсюда и общее ощущение сглаженности: режиссер сделал то, чего от него хотел театр, артисты — то, что было нужно режиссеру, а зритель понемногу устает от актерски не наполненной постановочной акробатики. Смех тоже утомляет, и когда подходит к концу третий час сценического действия, начинает хотеться чего-то большего: такие истории надо рассказывать гораздо короче или наполнять их хоть каким-то смыслом.Но это уже относится к спектаклям иного рода: в своей системе координат, среди московских коммерческих постановок «Люсьет Готье» — почти совершенство.