11.12.1997
Не так все серьезно
Александра Васильева ,
"Экран и сцена" №50
01.12.1997
Это не ремесло
Наталья Крымова
14.11.1997
Главное - жить "не хуже людей"
"Подмосковные известия"
01.10.1997
Играем Шекспира
Валентина Горшкова ,
"Московская правда"
01.10.1997
Собиратель пустейших пустяков
Юрий Фридштейн ,
"Экран и сцена"
27.09.1997
Шоу про Шекспира
Виктория Никифорова ,
"Русский телеграф"
09.09.1997
Et Cetera Opens Home With "Lady"/Et Cetera открывает свой дом «Смуглой леди»
Джон Фридман ,
"The Moscow Times"
01.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть
Александр Иняхин ,
Газета "Век"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Не так все серьезно
Александра Васильева
"Экран и сцена" №50 ,
11.12.1997
На этот раз у меня возникли некоторые сложности. Обычно я трепетно храню чистоту собственного восприятия и стараюсь выдать исключительно личное впечатление, не замутненное посторонними мнениями. Но сейчас получилось так, что я уже слышала нелестные отзывы, хотя рецензий сама и не читала, а потому приходится сразу же занимать некую оборонительную позицию. Речь идее о новом спектакле театра «Et Cetera» – «Старый друг лучше новых двух» А.Н.Островского в постановке Владимира Богатырева. Конечно, спектакль может нравиться или не нравиться, и даже бывает, что признавая все достоинства режиссера ( да кого угодно – и писателя, и актера, и художника ) терпеть его не можешь. Но из этого вовсе не следует.Что не на мой вкус делать нельзя. Поэтому вкусы критиков я обсуждать не намерена. Но я не понимаю, откуда взялся свод норм и правил, в соответствии с которыми следует обращаться с Островским. Что, обязательно оглядываться на традиции Малого театра? Вернее, на наше о них представление, дошедшее через третьи руки? Ну, видела я, к примеру, в Малом «Без вины виноватые» с нежно любимой Элиной Быстрицкой. Это было упоительно – такой чудный, милый провинциальный спектакль, все на полном серьезе. И, когда узнала, что Богатырев поставил Островского, то как-то слегка даже испугалась. По всем прежним его постановкам я не могла себе представить, что «акварельный» Богатырев ( вспомнить хотя бы «Поллианну» в Молодежном театре!) вдруг сделает этакую картину маслом. А он и не сделал. Это не столько картины, сколько картинки из московской жизни. И я с удовольствием эти картинки рассматривала. Пьеса, конечно, не самая хрестоматийная и программная. Хотя, если уж взывать к авторитетам, Некрасову с Добролюбовым она понравилась, Островскому, наверное, тоже нравилась: написав первое действие, он ее почему-то отложил и принялся за «Грозу», а после «Грозы» не бросил, дописал все-таки. (Правда, от этого какое-то такое ощущение остается, что эта пьеса была для него значительным произведением, а «Грозу» он так, между делом навалял). И я, в общем, понимаю, как именно Богатырев ее выбрал – сама когда-то выбирала пьесу Островского для курсовой работы, только в качестве художника: читаешь до полного обалдения, пока что-то не зацепит. Пьесу я не читала. Но угадала (потом проверила), что никакой отсебятины в спектакле нет, все – ну, или почти все, – по тексту, это чувствуется. Богатырев вовсе не подминает под себя классика, а просто высказывает собственные мысли по поводу. На все «нельзя так ставить» ответить, в общем, довольно легко, достаточно вспомнить Мейерхольда. Я не сравниваю и не приравниваю, мне просто странно, что сегодня еще кому-то приходит в голову указывать, как надо. И потом, не тот повод, чтобы так распаляться. Ну, пусть не нравится. Я сама, в общем-то хожу в театр не только развлекаться, и в кино тоже, и даже люблю что-нибудь в высшей степени психологическое с долгим и как можно более занудным выяснением отношений (Бергмана, например), и книжки читаю умные-элитарные. И это совершенно мне не мешает читать – в чем бы таком признаться поужаснее? – Александру Маринину, да еще с каким удовольствием, или смотреть французские комедии, правда, не из самых глупых. Мне нравится веселый, яркий театр, я совершенно не настаиваю, чтобы он нравился всем, но раз уж так вышло, приходится защищать его право на существование. Неужели надо напоминать, что художника судят по его законам, и так далее, и тому подобное – словом, даже перечислять скучно.Ну. Смотрите на меня с презрением – мне смешно, когда Орест выходит в валенках на котурнах. Мне нравится, когда лезут в окна, превращаются в фамильные портреты, скатываются с горки. Лишь бы все происходило в хорошем темпе, а у актеров глаза блестели. Мне повезло, я два раза смотрела «Старого друга…», и оба раза был удачный спектакль. Вполне допускаю, что другие критики попали на неудачный, актеры были не в форме и раздражали, но речь-то не об этом шла, а о том, что нельзя так обращаться с великим Островским. Да можно! И с Островским, и с Шекспиром, с кем угодно. Не хочется на примерах застревать, но из всех «Гамлетов», каких я видела, самый любимый – югославский кукольный, очень смешной. Шел сорок минут, а в конце еще все пересказали вкратце минуты за полторы. Не могу кого-то из актеров особенно выделить, получилось бы, что другие хуже, все примерно на одном уровне, сегодня один получше, завтра другой. Я по привычке присматриваюсь к декорациям и костюмам, иногда даже специально хожу на совсем обветшалые спектакли ради оформления. Так что и здесь присмотрелась. Красивые декорации (художник – Виктор Дургин), и, что лично я особенно люблю, – работающие. Удачные костюмы Аллы Черновой и Оксаны Винарчук. Да вообще все нормально, если судить по законам жанра, а не искать глубокой мысли там, где ее нет и быть не должно. Допустим, не заставляет этот спектакль пересмотреть всю свою жизнь, и что с того? (Хотя человеку, склонному размышлять, любой повод сгодится, да, впрочем, и без повода можно обойтись). И последнее. Не знаю, кого именно за это похвалить, не нашла в программке. Там фантастический дым. Обычно в театре, если уж начнут пускать дым, потом до завтра глаза слезятся и в горле першит. Без таблеток и не ходи. Поэтому при виде дыма я как-то напряглась и тоскливо посмотрела в сторону выхода. И – ничего. На сцене красиво, в зале спокойно. Просто хочется, чтобы театр этим секретом поделился с остальными. Ну, это уж так, мелочь под занавес. Просто – пустячок, а приятно. Что в какой-то степени ( поймите меня правильно: я вовсе не спектакль считаю пустяком, скорее, в данном случае, жанр) можно было бы отнести и ко всему спектаклю.