15.04.2005
Deadly Sins
John Freedman ,
"The Moscow News"
07.04.2005
Торжество невысшего суда
Валерий Золотухин ,
"Полит.ру"
07.04.2005
Сухово без Кобылина
Ольга Галахова ,
"Независимая газета"
07.04.2005
Тени забитых предков
Наталия Каминская ,
"Культура"
06.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина
Полина Ерофеева ,
"Собеседник"
04.04.2005
Мцырь в полосочку
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
04.04.2005
Еt cetera в полосочку
Алена Карась ,
"Российская газета"
04.04.2005
Смерть в полосочку
Ольга Егошина ,
"Новые Известия"
04.04.2005
У него люди в полосочку
Марина Давыдова ,
"Известия"
04.04.2005
Вся Россия — наш ад
Глеб Ситковский ,
"Газета (Gzt.Ru)"
04.04.2005
У вас спина полосатая
Олег Зинцов ,
"Ведомости"
04.04.2005
Русь полицейская
Александр Соколянский ,
"Время новостей"
02.04.2005
Полосатый фарс
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
01.04.2005
Главное событие сезона — смерть
Алла Верди ,
"Газета.ru"
01.04.2005
Кто твои сообщники?
Дина Годер ,
"Газета.ru"
22.03.2005
Смерть Тарелкина
Екатерина Рябова ,
"Афиша"
01.01.2005
О некоторых загадках…
Ольга Нетупская ,
"Планета Красота"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Еt cetera в полосочку
Алена Карась
"Российская газета" ,
04.04.2005
Театр Еt cetera взял на себя почетную и красивую обязанность — время от времени предоставлять свою площадку режиссерам ближайших к нам стран, которые долгие десятилетия были вовлечены в единое с Россией культурное и политическое пространство. Роберт Стуруа прописался в театре давно, равно как и болгарин Александр Морфов. Теперь дело дошло до Литвы. Оскарас Коршуновас, с легкостью завоевавший европейский пейзаж и с почетом не единожды представленный на множестве международных фестивалей, принял приглашение Калягина и попытался взять на абордаж русский театр.Его давно влекла к себе гротескная традиция русской литературы. Начав с Хармса и Введенского, он закономерно пришел к гоголевскому «Ревизору». Закономерной в этом ряду оказалась сухово-кобылинская «Смерть Тарелкина». В те же дни, что Коршуновас, ее показал Алексей Левинский в Театре им. Ермоловой. Очевидно, вновь пришло время этой едва ли не самой удивительной пьесы русского репертуара, которую дважды ставил Мейерхольд, которая стала основой легендарного спектакля Петра Фоменко 1966 года, с гениальным Тарелкиным — Алексеем Эйбоженко.Главный объект стилизаторского интереса Коршуноваса- спектакль Мейерхольда 1922 года с черно-белой «полосатой» конструктивистской сценографией Веры Степановой. Черно-белая рябь покрывает у Коршуноваса всю сценическую коробку — специально выстроенную сцену на сцене. Тарелкин Владимира Скворцова является в халате, из которого потом вылезает в полосатом черно-белом белье… Постепенно всю эту черно-белую рябь заполняют маски — остроносенькая, с упыриными ушами кухарка Мавруша (Людмила Дмитриева), прачка Брандахлыстова (Татьяна Владимирова), а также многочисленные тени, пляшущие на экране свой собственный инфернальный танец. Театр теней и гротескные маски и грим актеров вполне предсказуемы в «Тарелкине». Есть только два непредсказуемых обстоятельства — артисты, готовые играть гораздо более сложные субстанции, чем черно-белые маски, и сам текст Сухово-Кобылина, чья таинственная метафизика не сводится к чистому гротеску и социально-обличительному пафосу. Тарелкин, решивший прикинуться мертвецом, стать трупом, исчезнуть от кредиторов и начать новую жизнь как Сила Копылов, решительно входит в область теней, теряется между жизнью и смертью, забываясь в крике «Кто я?», в котором слышится не шутовское, но реальное отчаянье. Фантасмагория в пьесе Сухово-Кобылина трансформируется в экзистенциальную драму, а потом и вовсе улетает к Дантовым адским пределам. Так парадоксально играл Алексей Эйбоженко своего Тарелкина, соединяя невозможное — лирику, метафизику и гротеск.Владимир Скворцов такого в своей небольшой актерской карьере еще не играл, но сыграть потенциально мог. Как мог бы Александр Калягин, мастерски и очень крупно играющий Варравина, существовать в этой парадоксальной и страстной формуле. Он почти приближается к ней, превращая Варравина из монстра полицейского государства в растерянную и потрясенную жертву. Но режиссер точно не слышит поэтического объема пьесы, расширяющегося до шекспировской мощи. Коршуновас сочинил очень стильный, аккуратно собранный спектакль. В нем придуман замечательный финал, когда лицо Тарелкина-Скворцова исчезает в черно-белой чересполосице экрана… Бесконечно монотонная музыка усыпляюще действует на сознание, скрывая в своей вязкой фактуре самые резкие повороты сухово-кобылинской пьесы. Точно нечего было сказать Коршуновасу по существу этого страшного русского текста. В том, сколь неизобретательна оказалась на сей раз его муза, видно, как далека для этого успешного литовского режиссера нынешняя Россия с ее вечным чиновничьим адом и безысходной метафизической тоской.