19.12.2013
Ошибочка вышла
Анна Чужкова ,
Газета «Культура»
12.12.2013
«Комедия ошибок»: веселый шум
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
11.12.2013
Премьера "Комедии ошибок" Шекспира в Московском театре Et Cetera
Ольга Подкопаева, Алексей Куренков ,
«Голос России»
11.12.2013
Счастливый конец опасной истории
Анна Чепурнова ,
«Вечерняя Москва»
11.12.2013
Роберт Стуруа ошибся комедией
Марина Шимадина ,
«Известия»
11.12.2013
"Комедия ошибок", или путь к самому себе
Рита Болотская ,
«Голос России»
11.12.2013
Роберт Стуруа в театре Et Cetera: путаница по-шекспировски
Вера Копылова ,
РИА Новости
10.12.2013
Роберт Стуруа представит "Комедию ошибок" в Еt Cetera
РИА Новости
10.12.2013
К юбилею Шекспира Роберт Стуруа поставил "Комедию ошибок" в московском театре Et Cetera
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
12.11.2013
Девятнадцатый век растворяется в двадцать первом. В театре Et Сetera
Николай Корнацкий ,
портал Musecube
23.05.2013
История одного безумства
Анжелика Сафронова ,
24МИР
22.05.2013
«Пятый элемент» Лопе де Вега
Елена Вилле ,
Радио «Мир»
05.03.2013
Мюзикл Продюсеры. «Гитлер, он же еге-гей!»
ПОЛИНА ПЕТЛИНА ,
BESTOFLIFE
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Роберт Стуруа ошибся комедией
Марина Шимадина
«Известия» ,
11.12.2013
Шекспировскийсезон в московских театрах продолжается. Вслед за «Отелло» в «Сатириконе»,«Мерой за меру» в Театре Пушкина, «Гамлетом» в «Гоголь-центре» и «Укрощениемстроптивой» в Театре Наций в игру включился театр Et Cetera с «Комедией ошибок» Роберта Стуруа. Она завершает шекспировскую трилогию режиссера в этомтеатре, начатую «Шейлоком» и «Бурей» с участием Александра Калягина.Грузинскийрежиссер — признанный специалист по Шекспиру. Одного только «Гамлета» он ставилпять раз, каждый раз по новому, и британская версия 1992 года вошла в десяткулучших интерпретаций этой пьесы за последние полвека. «Комедию ошибок» онтоже уже ставил в Хельсинки и считает тот спектакль одной из лучших своихработ. Но в этот раз режиссер решил сделать не трагифарс, а драму, благо пьесадает веские основания.Хотя«Комедия ошибок», написанная по мотивам «Менехм» Плавта, внешне выглядитклассической комедией положений, в этой ранней шекспировской пьесе под веселойпутаницей уже шевелится хаос. Тут есть две пары разлученных в детстве ислучайно оказавшихся в одном городе братьев-близнецов, которых все принимаютдруг за друга, что порождает множество забавных ситуаций. У Шекспира(*)традиционный комический прием превращается в повод задуматься о хрупкости инеустойчивости мира. Где верный муж в один миг может оказаться лишним всобственной семье, честный человек — быть брошенным в тюрьму за чужие долги истать в глазах бывших друзей сумасшедшим.Ощущениеопасности создает и тревожная музыка Гии Канчели, и лаконичное оформлениеГеоргия Алекси-Месхишвили: красные стены залиты снизу черной краской, словнобушующее море подступило к стенам Эфеса. Компания стражников в черных мантиях,с выбеленными лицами тоже производит гнетущее впечатление.Но играактеров тут строится на контрасте с мрачным окружением — они беззаботно ломаюткомедию. Роберт Стуруа устраивает на сцене что-то вроде площадного театра,где артисты заламывают руки, округляют глаза и вопят дурными голосами. Дляобнажения приема он вводит в спектакль нового персонажа — девочку-помрежа,которая работает звуковиком, в нужные моменты барабаня по пустым железнымбакам, а в финале объясняет, что у них перегорел пульт и продолжения не будет.Но стилизуябалаган, очень просто в этот самый балаган скатиться. Это, к сожалению, ипроизошло со спектаклем. В постановках Стуруа актеры всегда существовали вусловной, подчеркнуто театральной, порою утрированной и гротескной манере. Ноздесь они доводят свои образы почти до карикатурности — ни одного естественногожеста и интонации, всё с жирным нажимом и наигрышем.ВладимирСкворцов, исполняющий роли сразу двух братьев-близнецов, — артист хороший, сбогатой эмоциональной палитрой, и мог бы сыграть то же самое гораздо тоньше иаккуратнее, одной бровью. Тем более что его партнер, Кирилл Щербина, успешнообходится без форсированного комикования — ведь ситуации, в которые попадаютгерои, смешны сами по себе. Чтослучилось с Ольгой Котельниковой и Натальей Благих, почему оникривляются, как в каком-то пародийном телешоу, сказать сложно. Говорят,спектакль выпускался в трудных условиях, в сжатые сроки. Вероятно, этимобъясняется и скомканность финала.После тогокак братья, одного из которых незаметно подменил другой актер, наконец нашлидруг друга и обнялись, на сцене вдруг гаснет свет, и зрителей просят покинутьзал — мол, у нас технические проблемы. Но тут же, как ни в чем не бывало, всеактеры выходят в масках и перьях и начинают петь что-то про любовь, хотяникакой любовью в спектакле и не пахло.Этотвнезапный кафешантан совершенно сбивает с толку — что хотели сказать-то? Началис хрупкости бытия, а закончили утверждением, что весь мир — не театр даже, агрубый водевиль. Остается надеяться, что спектакль будет еще развиваться и чтобатоно Стуруа как-то изменит финал и проведет с актерами работу надошибками.