01.04.2023
В Московском театре «Et Cetera» режиссер Владимир Панков поставил комедию Николая Эрдмана
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
31.03.2023
Цена личной свободы
Нина Карпова ,
Театральная афиша столицы
26.03.2023
Марина Брусникина: Островский - по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях
Ольга Штраус ,
Российская газета
21.03.2023
Театр заговорил со зрителем о проблеме домашнего насилия
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
26.02.2023
Ода конформизму. Театр "Et cetera" отметил 30-летие премьерой "Мандата"
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
06.02.2023
Театр Et Cetera предъявил «Мандат»
Елена Федоренко ,
газета "Культура"
04.02.2023
Люди в лапше не тонут
Слава Шадронов ,
livejournal /arlekin-/
02.02.2023
Премьера спектакля "Мандат": как театр Et Cetera отметил свой юбилей
Ольга Романцова ,
ТАСС
13.01.2023 17:15:00
Всегда актуальный Островский, или "О женской доли на Руси".
Russia News
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Марина Брусникина: Островский - по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях
Ольга Штраус
Российская газета ,
26.03.2023
Театр Et cetera премьерой малоизвестной пьесы Александра Островского "Грех да беда на кого не живет" в постановке Марины Брусникиной отметил 200-летие драматурга.
Островского в юбилейный год ставят часто. И очень неожиданно. Режиссеры словно прозрели, обнаруживая в классических драмах "Колумба Замоскворечья" новые, остроактуальные смыслы. Оказывается, отнюдь не только густопсовый купецкий быт, жестокость нравов "темного царства" и прочие литературоведческие штампы таит гений драматурга.
Едва ли не главное, что волновало автора - женская, семейная тема. Предельно честное исследование историй любви, поиск ответа, что выбрать - долг или счастье, если такой вопрос однажды встает перед порядочной женщиной, есть во многих его пьесах. Можно даже утверждать, что и толстовские Анна Каренина, и герои "Крейцеровой сонаты" вышли из пьес Островского. Неслучайно Лев Толстой, вообще-то недолюбливающий театр, написал про "Грех да беда на кого не живет": "Я никогда не испытывал более сильного и ни одной фальшивой нотой не нарушенного впечатления".
Режиссер Марина Брусникина тоже признается, что влюбилась в эту пьесу давно и прочно:
- Там лихо закрученный сюжет, прямо-таки шекспировские характеры, редкой силы мужской образ, что нечасто случается у Островского.
А главное - авторы постановки смогли выявить в ней животрепещущую женскую историю чисто наших дней. Ну, представьте: красивая девушка из хорошей семьи волею судеб остается нищей сиротой. Влюбленный в нее лавочник, как говорится, "мужик с рынка", делает ей предложение. Это замужество единственный способ как-то остаться на плаву…Но на беду в их маленький городок приезжает на пару дней богатый помещик, который когда-то дружил с семьей девушки и даже, кажется, был в нее влюблен. Или она в него? Неважно! Юное чувство вспыхивает в ней с новой силой, а столичной "звезде" так приятно поиграть в бывший романчик…
Авторы спектакля не побоялись переписать целые куски из текста Островского: персонажи то сочиняют рэп, то переходят на современный сленг, а дед нашего лавочника Архип (Сергей Плотников) прямо-таки изъясняется блатной феней - за ним отчетливо угадывается криминальное прошлое, узнаешь скоробогатея из "братков"…
Однако швы между текстом Островского и современным пересказом в спектакле абсолютно незаметны - настолько естественно вжились артисты в своих персонажей.
Вот главный герой Лев Краснов (Андрей Кондаков). Этот провинциальный Отелло всеми силами пытается изжить, выдавить из себя мерзость многовековой патриархальности. Хотя его любовь к жене то и дело подвергается жестоким испытаниям: и сестра с зятем подзуживают "поучить" строптивицу кулаком или вожжами, и братец-недоросль наговаривает, что молодайка его не любит, да и сам Краснов видит сдержанную холодность супруги. Но он так верит, что сможет растопить ее сердце своей непомерной любовью! Его жена Татьяна (Ольга Котельникова) и рада бы ответить взаимностью, но где ж ее взять? Тем более, что душа ее уже затрепетала в ответ на новые признания старого кавалера. А он, Бабаев (Федор Бавтриков), хочет просто скоротать скучные дни вынужденной командировки: "Она, я думаю, рада-радехонька, что я приехал… А мучат женщины нас для того, чтобы вперед вознаградить себя за те права, которые потом теряют".
Эта мысль, выраженная столь афористично, поражает и самого Бабаева. Она, чувствуется, очень дорога и самому Островскому. И в разных своих пьесах он пытается найти ответ на вопрос: как же сделать так, чтобы любящие и любимые преодолели, наконец, свои мучения без трагического ущерба. Не выходит. Гибнет бесприданница Лариса Огудалова. Гибнет Катерина. Настоящим "волком в овечьей шкуре" становится вдова Купавина, обретшая было семейное счастье… Все эти женские лейтмотивы - из спектаклей последнего сезона на столичных сценах.
В этой же пьесе Отелло-Краснов убивает Татьяну, не вынеся окончательности и бесповоротности ее нелюбви. Этот финал побудил авторов постановки завершить ее нравоучительной цитатой из современной хроники: "70% убитых женщин подвергались домашнему насилию". Что в свою очередь заставило рецензентов обозначить тему постановки Марины Брусникиной как "историю семейного абъюза".
На самом деле спектакль тоньше и глубже этой темы. И последняя сцена, где Татьяна окончательно объясняется с мужем, кажется, таит возможности разных финалов. Будь наша героиня чуть взрослее, чуть мудрее сердцем, чуть более чутка к чувствам мужа - вполне, верно, могла бы проникнуться его болью, пожалеть, понять, принять, приласкать… А там, глядишь, и обрели бы эти двое вожделенное взаимопонимание. Но нет! Безоглядная юная искренность не позволяет Татьяне выдать желаемое за действительное. И муж, только что чуть не плача целовавший ей руки, так сжимает жену в объятиях (нет, моя, моя, не отдам никому!), что из нее буквально дух вон.
Говоря о женской теме в пьесах Островского нельзя обойти вниманием второстепенных героинь, которые в сегодняшних постановках преподносятся особенно ярко, выпукло, сочно. Это - дамы-наперсницы, пережившие свою молодость, но не успокоившиеся сердцем и с воодушевлением проживающие ее заново в романах своих младших соплеменниц. Такова, например, экономка Марфа в "Невольницах" спектакля Театра Сатиры в блистательном исполнении Дианы Ермаковой. Такова Елена Валюшкина в роли маменьки Огудаловой в "Бесприданнице Театра Моссовета…
Здесь - это роскошная Наталия Житкова в роли танинной сестры Лукерьи. Как хлопочет она о новом романе сестры! Как тоскует и мечется в ее скучном доме! Как возмущается, не смея возвысить голос в полную силу, дремучими нравами хамоватых родственников! Именно она является пружиной всего действа и кажется даже, что это именно с ее слов Островский написал свою пьесу, уснастив жестокую женскую драму такими забавными трагикомическими обертонами.
Марина Брусникина, режиссер спектакля:
Об Островском
Когда вместе с художницей Наной Абдрашитовой мы приступали к работе над спектаклем, она спросила меня: это будет современный Островский? - Нет. Классический? - Нет. Лубок? - Нет. В результате получилось что-то такое, вместе взятое, но это, по-моему, и есть настоящий Островский. Спектакль идет в двух планах - на помосте, в белых декорациях, подлинный текст Островского, а внизу, в черных, как этот сюжет звучал бы в наши дни.
Он ведь по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях. Островский для меня - очень документальный автор. Он вербатим своего времени. По сути - родоначальник документального театра. Он же был очень наблюдателен в жизни, обладал хорошим писательских слухом. И писал, как люди говорят, при этом не боялся брать очень острые, животрепещущие темы. Потому и востребован до сих пор. Он не то чтобы опередил время, он видел то, что нам не показывали.
О персонажах
Мне очень интересны диалоги артистов со своими персонажами. Лучший человек здесь - главный герой, Краснов. Он такой замечательный-замечательный, а потом вдруг взял - и убил. Очень жалко главного героя, да. И всех жалко.
В нашем спектакле два состава, и я не могу сказать, какой лучше: оба замечательные, хотя играю героев по-разному. Я вообще не понимаю, как можно засовывать артиста в определенную болванку: вот ты, Оля, играй, как Маша. Да, все переживания известны, но каждый человек передает чувства по-своему, так ведь? Как было сказано кем-то из великих: жизнь была бы увлекательным романом, если бы не банальное начало, всем известные интриги и одинаковый финал.
О счастье и успехе
Какое чувство, я бы хотела, чтобы вызывал наш спектакль? Сострадание к нам всем. Ведь мотивации всех героев тут очень понятны - жить так, как ты бы хотел и невозможность этого. Несовершенство жизни, невозможность завоевать любовь там, где ее нет.
Невозможность рая в человеческих отношениях, невозможность понять правду друг друга - ведь у каждого она своя. Самые страшные персонажи здесь - это люди, которые точно знают как надо. Для всех.
А что лучше - быть успешным или счастливым? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется. По мне - конечно, быть счастливым. Но вот Краснов - он одержим своим понятием счастья, одержим своей любовью. Ему ничего, кроме нее, не надо. Он одержим стремлением стать лучше. Он борется со своей жуткой природой, дьявол в нем сидит. И все равно природа берет свое, и перед нами - чудовищная судьба и очень живая история.
Российская газета - Федеральный выпуск: №64(9009)
Источник: https://rg.ru/2023/03/25/marina-brusnikina-ostrovskij-po-nastoiashchemu-zhivoj-avtor-potomu-chto-nichego-ne-izmenilos-ni-v-liudskih-harakterah-ni-v-otnosheniiah.html
Островского в юбилейный год ставят часто. И очень неожиданно. Режиссеры словно прозрели, обнаруживая в классических драмах "Колумба Замоскворечья" новые, остроактуальные смыслы. Оказывается, отнюдь не только густопсовый купецкий быт, жестокость нравов "темного царства" и прочие литературоведческие штампы таит гений драматурга.
Едва ли не главное, что волновало автора - женская, семейная тема. Предельно честное исследование историй любви, поиск ответа, что выбрать - долг или счастье, если такой вопрос однажды встает перед порядочной женщиной, есть во многих его пьесах. Можно даже утверждать, что и толстовские Анна Каренина, и герои "Крейцеровой сонаты" вышли из пьес Островского. Неслучайно Лев Толстой, вообще-то недолюбливающий театр, написал про "Грех да беда на кого не живет": "Я никогда не испытывал более сильного и ни одной фальшивой нотой не нарушенного впечатления".
Режиссер Марина Брусникина тоже признается, что влюбилась в эту пьесу давно и прочно:
- Там лихо закрученный сюжет, прямо-таки шекспировские характеры, редкой силы мужской образ, что нечасто случается у Островского.
А главное - авторы постановки смогли выявить в ней животрепещущую женскую историю чисто наших дней. Ну, представьте: красивая девушка из хорошей семьи волею судеб остается нищей сиротой. Влюбленный в нее лавочник, как говорится, "мужик с рынка", делает ей предложение. Это замужество единственный способ как-то остаться на плаву…Но на беду в их маленький городок приезжает на пару дней богатый помещик, который когда-то дружил с семьей девушки и даже, кажется, был в нее влюблен. Или она в него? Неважно! Юное чувство вспыхивает в ней с новой силой, а столичной "звезде" так приятно поиграть в бывший романчик…
Авторы спектакля не побоялись переписать целые куски из текста Островского: персонажи то сочиняют рэп, то переходят на современный сленг, а дед нашего лавочника Архип (Сергей Плотников) прямо-таки изъясняется блатной феней - за ним отчетливо угадывается криминальное прошлое, узнаешь скоробогатея из "братков"…
Однако швы между текстом Островского и современным пересказом в спектакле абсолютно незаметны - настолько естественно вжились артисты в своих персонажей.
Вот главный герой Лев Краснов (Андрей Кондаков). Этот провинциальный Отелло всеми силами пытается изжить, выдавить из себя мерзость многовековой патриархальности. Хотя его любовь к жене то и дело подвергается жестоким испытаниям: и сестра с зятем подзуживают "поучить" строптивицу кулаком или вожжами, и братец-недоросль наговаривает, что молодайка его не любит, да и сам Краснов видит сдержанную холодность супруги. Но он так верит, что сможет растопить ее сердце своей непомерной любовью! Его жена Татьяна (Ольга Котельникова) и рада бы ответить взаимностью, но где ж ее взять? Тем более, что душа ее уже затрепетала в ответ на новые признания старого кавалера. А он, Бабаев (Федор Бавтриков), хочет просто скоротать скучные дни вынужденной командировки: "Она, я думаю, рада-радехонька, что я приехал… А мучат женщины нас для того, чтобы вперед вознаградить себя за те права, которые потом теряют".
Эта мысль, выраженная столь афористично, поражает и самого Бабаева. Она, чувствуется, очень дорога и самому Островскому. И в разных своих пьесах он пытается найти ответ на вопрос: как же сделать так, чтобы любящие и любимые преодолели, наконец, свои мучения без трагического ущерба. Не выходит. Гибнет бесприданница Лариса Огудалова. Гибнет Катерина. Настоящим "волком в овечьей шкуре" становится вдова Купавина, обретшая было семейное счастье… Все эти женские лейтмотивы - из спектаклей последнего сезона на столичных сценах.
В этой же пьесе Отелло-Краснов убивает Татьяну, не вынеся окончательности и бесповоротности ее нелюбви. Этот финал побудил авторов постановки завершить ее нравоучительной цитатой из современной хроники: "70% убитых женщин подвергались домашнему насилию". Что в свою очередь заставило рецензентов обозначить тему постановки Марины Брусникиной как "историю семейного абъюза".
На самом деле спектакль тоньше и глубже этой темы. И последняя сцена, где Татьяна окончательно объясняется с мужем, кажется, таит возможности разных финалов. Будь наша героиня чуть взрослее, чуть мудрее сердцем, чуть более чутка к чувствам мужа - вполне, верно, могла бы проникнуться его болью, пожалеть, понять, принять, приласкать… А там, глядишь, и обрели бы эти двое вожделенное взаимопонимание. Но нет! Безоглядная юная искренность не позволяет Татьяне выдать желаемое за действительное. И муж, только что чуть не плача целовавший ей руки, так сжимает жену в объятиях (нет, моя, моя, не отдам никому!), что из нее буквально дух вон.
Говоря о женской теме в пьесах Островского нельзя обойти вниманием второстепенных героинь, которые в сегодняшних постановках преподносятся особенно ярко, выпукло, сочно. Это - дамы-наперсницы, пережившие свою молодость, но не успокоившиеся сердцем и с воодушевлением проживающие ее заново в романах своих младших соплеменниц. Такова, например, экономка Марфа в "Невольницах" спектакля Театра Сатиры в блистательном исполнении Дианы Ермаковой. Такова Елена Валюшкина в роли маменьки Огудаловой в "Бесприданнице Театра Моссовета…
Здесь - это роскошная Наталия Житкова в роли танинной сестры Лукерьи. Как хлопочет она о новом романе сестры! Как тоскует и мечется в ее скучном доме! Как возмущается, не смея возвысить голос в полную силу, дремучими нравами хамоватых родственников! Именно она является пружиной всего действа и кажется даже, что это именно с ее слов Островский написал свою пьесу, уснастив жестокую женскую драму такими забавными трагикомическими обертонами.
Марина Брусникина, режиссер спектакля:
Об Островском
Когда вместе с художницей Наной Абдрашитовой мы приступали к работе над спектаклем, она спросила меня: это будет современный Островский? - Нет. Классический? - Нет. Лубок? - Нет. В результате получилось что-то такое, вместе взятое, но это, по-моему, и есть настоящий Островский. Спектакль идет в двух планах - на помосте, в белых декорациях, подлинный текст Островского, а внизу, в черных, как этот сюжет звучал бы в наши дни.
Он ведь по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях. Островский для меня - очень документальный автор. Он вербатим своего времени. По сути - родоначальник документального театра. Он же был очень наблюдателен в жизни, обладал хорошим писательских слухом. И писал, как люди говорят, при этом не боялся брать очень острые, животрепещущие темы. Потому и востребован до сих пор. Он не то чтобы опередил время, он видел то, что нам не показывали.
О персонажах
Мне очень интересны диалоги артистов со своими персонажами. Лучший человек здесь - главный герой, Краснов. Он такой замечательный-замечательный, а потом вдруг взял - и убил. Очень жалко главного героя, да. И всех жалко.
В нашем спектакле два состава, и я не могу сказать, какой лучше: оба замечательные, хотя играю героев по-разному. Я вообще не понимаю, как можно засовывать артиста в определенную болванку: вот ты, Оля, играй, как Маша. Да, все переживания известны, но каждый человек передает чувства по-своему, так ведь? Как было сказано кем-то из великих: жизнь была бы увлекательным романом, если бы не банальное начало, всем известные интриги и одинаковый финал.
О счастье и успехе
Какое чувство, я бы хотела, чтобы вызывал наш спектакль? Сострадание к нам всем. Ведь мотивации всех героев тут очень понятны - жить так, как ты бы хотел и невозможность этого. Несовершенство жизни, невозможность завоевать любовь там, где ее нет.
Невозможность рая в человеческих отношениях, невозможность понять правду друг друга - ведь у каждого она своя. Самые страшные персонажи здесь - это люди, которые точно знают как надо. Для всех.
А что лучше - быть успешным или счастливым? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется. По мне - конечно, быть счастливым. Но вот Краснов - он одержим своим понятием счастья, одержим своей любовью. Ему ничего, кроме нее, не надо. Он одержим стремлением стать лучше. Он борется со своей жуткой природой, дьявол в нем сидит. И все равно природа берет свое, и перед нами - чудовищная судьба и очень живая история.
Российская газета - Федеральный выпуск: №64(9009)
Источник: https://rg.ru/2023/03/25/marina-brusnikina-ostrovskij-po-nastoiashchemu-zhivoj-avtor-potomu-chto-nichego-ne-izmenilos-ni-v-liudskih-harakterah-ni-v-otnosheniiah.html