25.12.2024
Александр Калягин о премьерах театра "Et Cetera", работе артиста в театре и киноролях
Москва 24
23.12.2024
Эффект английского газона
Московская беседка
17.12.2024
Хоронить надо красиво: "Закрытая комната" Т.Загдай в "Et Ceterа"
Слава Шадронов ,
Livejournal
17.12.2024
Видеорепортаж с премьеры спектакля "Закрытая комната"
Полина Шакрыл ,
Пресс-служба театра "Et Cetera"
16.12.2024
Театр "Et Cetera" представляет премьеру спектакля "Закрытая комната"
Телеканал "Россия-Культура"
02.12.2024
Фестиваль "Виват, театр!": спектакль "Чайная" Лао Шэ
Телеканал "Вести Тамбов"
02.12.2024
Спектакль "Чайная" на фестивале "Виват, театр!"
Геннадий Любич ,
Фестивальный вестник
28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
27.11.2024
Солнечный луч
Московская беседка
01.11.2024
Тамбов (фестиваль "Виват, театр!", ноябрь 2024)
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Александр Калягин и его театр очаровали алматинцев
Московский комсомолец (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
22.10.2024
Будем дружить театрами
Елена Брусиловская ,
Казахстанская правда
18.10.2024
На сцене Театра Лермонтова - гастроли Театра Et Cetera
Ассоциация деятелей русских театров зарубежья
18.10.2024
Александр Калягин провел мастер-класс для актеров Русского театра драмы в Алматы
Телеканал "Мир" (Республика Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
15.10.2024
Театр Et Cetera выступит в Казахстане
Редакция портала «Русский мир»
13.10.2024
Театр "Et Cetera" повезет два спектакля в Алматы
Театрал
03.10.2024
Московский театр Et Cetera проведет "Большие гастроли" в Алматы
Sputnik Казахстан
06.09.2024
Театр Et Cetera приглашает на "Мандат"
Москва 24
02.09.2024
Программа "Доброе утро" об открытии 32-го театрального сезона в "Et Cetera"
Первый канал
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
28.08.2024
Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон
Театральный журнал
28.08.2024
В Et Cetera объявили планы на сезон
Нина Дымченко ,
Театрал
28.08.2024
Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров
Зоя Игумнова ,
Известия
28.08.2024
Телеканал "Культура": В Московском театре "Et Cetera" прошел сбор труппы на 32-й сезон
Телеканал "Россия-Культура"
26.08.2024
Человеколюбие по-китайски
Екатерина Морозова ,
Журнал «Вопросы театра», 2024 №№ 1-2
08.07.2024
Завершение 31-го театрального сезона в "Et Cetera"
Телеканал "ОТР"
05.07.2024
Спектакль "Чайная" в "Et Cetera"
Павел Руднев ,
Театровидение
23.06.2024
В театре "Et Cetera" показали спектакль "Надежда, вера и любовь"
Телеканал "Москва 24", программа "Cити"
20.06.2024
Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera
Маргарита Петрова ,
Самарская газета
19.06.2024
Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму
Ирина Чечурина
14.06.2024
Театр Et Cetera привез в Самару три комедии по произведениям классиков
Телеканал "Культура"
13.06.2024
В Самару с большими гастролями приехал московский театр Et Cetera
Телеканал "Губерния"
12.06.2024
Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща
Россия-Самара
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
30.05.2024
Премьера спектакля "Любовная досада" в театре "Et Cetera"
"Москва 24", программа "Сити"
14.05.2024
"Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю"
СИНЬХУА Новости
09.05.2024
Видеосюжет программы "Доброе утро" о спектакле "Надежда, вера и любовь"
Первый канал, программа "Доброе утро"
07.05.2024
В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы"
Театрал
27.04.2024
Видеосюжет к премьере: закулисье спектакля "Любовная досада" Ж.-Б.Мольера
пресс-служба театра "Et Cetera"
16.04.2024
«Хочется очень вернуть хорошую русскую речь на сцену» — премьера спектакля «Любовная досада» театра “Et Cetera”
Медиацентр «Старт-ПРО»
01.04.2024
Чаепитие длиною в жизнь
Дмитрий Родионов ,
«Сцена», №2 (148), 2024
29.03.2024
«Любовная досада» в театре Et Cetera
Story
28.03.2024
"Я человек партийный": "Мандат" Н.Эрдмана в театре "ET Cetera"
Валерия Терещенко, Арина Кокорина ,
Театрал
26.03.2024
«Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг
Ирина Аренкова ,
Musecube
25.03.2024
Театр «Et Cetera» представляет спектакль «Любовная досада» по Мольеру
Телеканал "Россия-Культура"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
01.03.2024
Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло
Софья Малинникова ,
Театрал
01.03.2024
"Чайная. Восточный аромат".
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
14.02.2024
Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera
Татьяна Филиппова ,
Газета "Культура"
28.01.2024
Калягин смотрит на восток. «Чайная» в театре Et Cetera
Ангелина Веверис ,
ОколоТеатр
25.01.2024
«Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Musecube
25.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах»
Оксана Есипова ,
Musecube
23.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera
Story
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
19.01.2024
Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera
Лидия Широнина ,
Москва 24
19.01.2024
Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera»
Театр To Go
18.01.2024
В театре "Et Cetera" – премьера спектакля "Чайная" по мотивам пьесы Лао Шэ
Телеканал "Россия-Культура"
17.01.2024
Знать о жизни самое простое
Марианна Власова ,
Независимая газета
16.01.2024
В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная"
ТАСС
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
Озерск, Новоуральск ("Большие гастроли", июнь 2025)
Алматы ("Большие гастроли ", октябрь 2024)
Тамбов (фестиваль "Виват, театр!" )
Кемерово (сентябрь 2024)
Самара ("Большие гастроли", июнь 2024)
Камчатка ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
Магадан ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
Казань ("Большие гастроли", июнь 2023)
Луганск ( "Большие гастроли", апрель 2023)
Сургут (Большие гастроли, сентябрь 2022)
Горно-Алтайск ("Большие гастроли", 2021)
Санкт-Петербург (фестиваль "LOFT", 2021)
Калининград (Балтийские сезоны, октябрь 2019)
Берлин (октябрь 2019)
Кузбасс (май-июнь 2019)
Санкт-Петербург (октябрь 2018)
Рим (сентябрь 2018)
Санкт-Петербург (май 2018)
Тбилиси (март-апрель 2018)
Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017)
Белгород
Тбилиси (Грузия)
Киров
Колумбия (Богота)
Буэнос-Айрес (Аргентина)
Гавана (Куба)
Гданьск (Польша)
Ереван (Армения)
Иркутск
Иркутск, Улан-Удэ, Чита
Калиниград (Балтийские сезона)
Киев (Украина)
Одесса (Украина)
Оренбург
Рига (Латвия)
Тель-Авив (Израиль)
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева
Театральная афиша столицы ,
01.03.2024
Актриса театра «Et Cetera» п/р А. Калягина Наталья Баландина потрясающе достоверна в любой роли, будь то соблазнительная проститутка, умудренная жизнью старуха или экстравагантная и очень обаятельная «Королевская корова». Наталья с одинаковом мастерством перевоплощается в диаметрально противоположных друг другу героинь, поражая естественностью, органичностью, умением одним жестом, без слов, выразить любую эмоцию, интонацией передать сложную изменчивость чувств и подтекст скрытых смыслов. Вдохновенная игра этой удивительной актрисы всегда вызывает множество ассоциаций и будоражит воображение.
– Вы окончили Школу-студию МХАТ и уехали работать в Эстонию. Работали в труппе Русского драматического театра, в 2006 году даже стали лауреатом премии «Хрустальный башмачок» за лучший дебют. Почему вы оказались в Эстонии?
– Я родилась в городе Вильянди. И была в числе 12 человек, которые поехали учиться в Москву в Школу-студию МХАТ по договору между Русским драматическим театром в Таллине и Россией. Мы обязаны были вернуться в Эстонию и отработать там два года. Я проработала всего год, хотя должна сказать, что в Эстонии была начинающей звездой. Меня приглашали сниматься в кино, много играла в театре. Я прекрасно знала эстонский язык, естественно, знала русский, у меня не было проблем. Я не собиралась переезжать в Россию, но однокурсники уговорили приехать в Москву, чтобы познакомить меня с Денисом, с моим будущим мужем. Я приехала и сразу поняла, что потерять такого человека не могу. Вопросов не осталось: жить и работать я могла теперь только в Москве.
После окончания Школы-студии несколько худруков обещали, что возьмут меня к себе в театр, но, уже когда я здесь оказалась, никому не хотелось иметь проблем с актрисой, у которой заграничный паспорт. В итоге меня взял Александр Александрович Калягин, о чем я никогда не пожалела.
– Ваши родители и сейчас живут в Эстонии?
– Да. А моя бабушка живет до сих пор на Украине.
– Сложно менять страну?
– Когда я сделала свой выбор, когда четко поняла, что жить могу только здесь, в Москве, все сложности остались позади. Но каждая страна оставила свой отпечаток, все сохранилось в моей памяти: и детство на Украине, и школьные годы в Эстонии – это все мое богатство.
В Вильянди я прожила 22 года и никогда не чувствовала себя здесь чужой, а когда поехала туда, чтобы поменять паспорт, меня встретили, скажем так, недружелюбно. Уже десять лет мы не были в Эстонии, и очень хочется туда поехать, повидаться со своими родными.
В моей памяти запечатлено множество лиц: и те, что повстречались мне на Украине или в Эстонии, и те, с кем я встречаюсь в России. Я очень люблю людей. Мне интересен каждый человек: кого-то я помню долго, кого-то быстро забываю. Но может быть, это сугубо актерское, они все всплывают вдруг неожиданно, а потом возникают в моих персонажах.
Вот сегодня я еду в метро, нервничаю, опаздываю на интервью. И вдруг вижу, что мне во весь рот улыбается девочка, которая сидит с мамой напротив. Я ей в ответ улыбнулась, она застеснялась и сразу спрятала улыбку. Через несколько минут она снова улыбнулась. Вроде что про это рассказывать? Ничего особенного, возникли добрые эмоции, и я не буду специально про них помнить, но они сохранятся во мне и когда-нибудь неожиданно всплывут. Может быть, она улыбнулась, чтобы я угомонилась, перестала суетиться. А я очень суетная.
– Какая была первая роль в театре «Et Cetera»?
– Корова. Я сразу сыграла главную роль в детском спектакле «Королевская корова». Это здорово! А вообще, я люблю все свои роли, все свои спектакли. Мне нравится, что все они разные. Сегодня я проститутка в спектакле «В зоне доступа», а завтра уже древняя старуха в «Земле Эльзы».
– И все режиссеры разные – наверное, трудно всякий раз пристраиваться?
– Каждый раз расшатывается твоя нервная система, приходится себя менять. Для одной работы ты много читаешь, смотришь фильмы, для другой слушаешь музыку. Всякий раз ты погружаешься в другой мир и начинаешь жить по-другому. Это невыносимо трудно, но и бесконечно прекрасно. Сейчас мы работаем с Григорием Дитятковским над пьесой Мольера «Любовная досада». Он в жизни совершенно другой, бесконечно обаятельный, но на репетициях с ним так сложно, что мне хочется убить его, убить себя. Григорий Исаакович садится, поднимает глаза – они уже совсем другие, и ты понимаешь, что он словно в трансе, он весь в авторском тексте, который знает наизусть.
Я первый раз работаю с ним, когда он ставил «Сердце не камень», была в декрете. И сегодня работа с ним для меня огромный подарок.
– Кем вы себя считаете – героиней или характерной актрисой?
– Всегда считала себя характерной актрисой. Но вдруг и Галин, и Морфов, и другие режиссеры мне стали предлагать роли героинь. Это очень важно, как тебя видят и насколько в тебе заинтересованы, насколько в тебе уверены режиссеры. Тогда и ты начинаешь себя слышать по-другому, понимать, что ты можешь быть и такой. Каждую свою работу я начинаю делать уверенно, а потом подключаются мозги. И все, как я это называю, начинается математика: высчитываешь, просчитываешь. И многое теряешь. Хорошо, что у меня муж – артист: он понимает все мои сомнения, страдания, метанья. Мы оба приходим домой уставшие, но все равно засиживаемся часто до четырех утра, хотя в семь мне уже надо вставать. Мы рассказываем друг другу про то, как прошел день, про все свои впечатления, радости.
– А если одновременно вы выпускаете премьерные спектакли и оба возвращаетесь домой уже к ночи? Кто сидит с детьми?
– У нас есть няня. Она всегда выручает, у нас же график работы все время меняется, но она всегда находит время, когда нужна. И я детей приучила к самостоятельности; они могут приготовить себе еду, лечь спать вовремя. Мои дети не учат уроки в гримерке и не обедают в служебном буфете. «С детства вкусил запах кулис» – это не про моих детей. В театр они приходят смотреть спектакли. Когда Ванечка в пять лет увидел «Блаженный остров», он очень переживал, что все герои погибли. «Мама, я бы тебя обязательно спас», – он мне очень серьезно обещал.
Недавно я вдруг почувствовала свой возраст. Все время думала, что мне 28, и вдруг поняла, что уже больше. По ворчанию, состоянию. Сто желаний, как раньше, уже не напишу. Всего десять, вполне конкретных. Я очень хочу родить третьего ребенка.
– А в эти десять желаний не входят роли?
– Каждая роль – это подарок. Иногда, и чаще всего, неожиданный. В «Мандате» исполнилась моя мечта, видимо, возникшая еще в студенческие годы, когда мы делали пародии. Переоделся – и ты другой человек. В «Мандате» у всех актеров маски, и чем ужаснее маска, тем интереснее играть. Появляется больше куража, адреналина. За две недели до премьеры я получила огромный нос, благодаря ему появилась маска. И я стала делать другого человека, стала искать прямо на сцене. В моей героине соединились сразу три человека, а когда я увидела себя в зеркале, поняла, что я старуха из мультфильмов моего любимого Миядзаки.
В «Мандате» мы только сейчас начали взлетать, стали ощущать реакцию зрительного зала. А я всегда чувствую, до какого ряда могу энергетически взять зал. Люблю, когда зрители реагируют, это ужасно, если они приходят с холодным носом.
Помню, однажды на спектакле «Надежда, вера и любовь…» я услышала, как девушка говорит своему парню: «Давай уйдем». Этот спектакль посвящен Великой Победе, в нем звучат стихи, песни, есть сатирические сценки. У спектакля и такой подзаголовок «Музыка Победы». Видимо, про войну ей смотреть не хотелось, но они досидели до конца, и в финале я увидела, что девушка в слезах, положила своему другу голову на плечо и тихо плачет.
– Неужели вы не только чувствуете реакции зрителей, но даже слышите их тихие реплики?
– Нет, конечно, я не могу слышать все, о чем шепчутся люди в зале. Но я всегда слышу, насколько они со мной, насколько их волнует то, что происходит на сцене. Проживают ли они вместе с нами историю, которую мы рассказываем, или смотрят в телефоны, думают о своем.
Когда играешь на Большой сцене, зрительный зал взять труднее. На Малой сцене другие затраты энергии, здесь проще.
– А «четвертая стена» по Станиславскому? Вы разве не отгорожены от зрителей?
– С одной стороны, вроде отгорожены, если во время спектакля схлопнется мир, я не замечу. Ну, например, в «Декамероне» звучит музыка в начале спектакля – и все, я уже там, в другом мире. Я почти как йог, вступаю в транс. Но «дыхание зала» – не просто красивая фраза, ты реально ощущаешь это дыхание. Мне неинтересно читать отзывы о спектаклях, хорошо прошел спектакль или плохо – это я понимаю по реакциям зрителей уже во время действия.
– Спектакли «Мандат» и «Грех да беда на кого не живет» выпускались почти одновременно. Такие разные роли, наверное, это было непросто?
– Очень непросто. Но это и огромное везенье. Репетировать сатирическую пьесу Эрдмана и почти параллельно малоизвестную пьесу А.Н. Островского. Работать с такими разными режиссерами, как Марина Брусникина и Владимир Панков. Участвовать в масштабном спектакле на Большой сцене и в камерном спектакле на Малой сцене, где все происходит так близко от зрителя. Тебе предлагают совершенно разные способы актерского существования – это же такая удача!
И я благодарна Александру Александровичу Калягину, который поверил в меня, когда пригласил в свой театр, и продолжает мне доверять. Все мои работы возникают с его благословения, и все встречи с талантливыми режиссерами и авторами – это тоже его заслуга.
Марина Станиславовна в спектакле «Грех да беда на кого не живет» предложила мне сыграть Лукерью Даниловну, сестру Татьяны, которая как будто подталкивает ее к измене. Моя героиня невольно становится виновной в случившейся трагедии. Меня очень пугала эта роль, надо было найти в себе этого человека и попытаться оправдать его. И всякий раз я стараюсь найти новый поворот, продолжаю работать.
– Дома вы забываете про театр?
– Во всяком случае, стараюсь своей работой не загружать домашних. Стараюсь быть внимательной к своим детям. Могу вместе с ними несколько часов откапывать червей, потом создавать для них среду обитания, а потом вместе переживать, что черви не выжили. У нас живут дома кошки, птички, недавно чуть не приобрели змею, но наш папа сказал, что не выдержит такого соседства.
Тексты повторяю в ванной или когда мою посуду. Мой сын раньше озабоченно спрашивал: «Ты текст роли повторяешь?» Наверное, ему было страшно, что мама сама с собой разговаривает. Со стороны, видимо, это выглядит жутковато. Но я ему объяснила: учить роли – моя работа. Дети уже к этому привыкли, и они понимают, что все должны работать. Собственно говоря, мое воспитание детей сводится к одной фразе: важно учиться, важно трудиться.
– Наверное, это и ваш девиз по жизни?
– Не задумывалась, но может быть. Действительно всю жизнь учусь, всю жизнь тружусь. И в этом счастье.
– Вы окончили Школу-студию МХАТ и уехали работать в Эстонию. Работали в труппе Русского драматического театра, в 2006 году даже стали лауреатом премии «Хрустальный башмачок» за лучший дебют. Почему вы оказались в Эстонии?
– Я родилась в городе Вильянди. И была в числе 12 человек, которые поехали учиться в Москву в Школу-студию МХАТ по договору между Русским драматическим театром в Таллине и Россией. Мы обязаны были вернуться в Эстонию и отработать там два года. Я проработала всего год, хотя должна сказать, что в Эстонии была начинающей звездой. Меня приглашали сниматься в кино, много играла в театре. Я прекрасно знала эстонский язык, естественно, знала русский, у меня не было проблем. Я не собиралась переезжать в Россию, но однокурсники уговорили приехать в Москву, чтобы познакомить меня с Денисом, с моим будущим мужем. Я приехала и сразу поняла, что потерять такого человека не могу. Вопросов не осталось: жить и работать я могла теперь только в Москве.
После окончания Школы-студии несколько худруков обещали, что возьмут меня к себе в театр, но, уже когда я здесь оказалась, никому не хотелось иметь проблем с актрисой, у которой заграничный паспорт. В итоге меня взял Александр Александрович Калягин, о чем я никогда не пожалела.
– Ваши родители и сейчас живут в Эстонии?
– Да. А моя бабушка живет до сих пор на Украине.
– Сложно менять страну?
– Когда я сделала свой выбор, когда четко поняла, что жить могу только здесь, в Москве, все сложности остались позади. Но каждая страна оставила свой отпечаток, все сохранилось в моей памяти: и детство на Украине, и школьные годы в Эстонии – это все мое богатство.
В Вильянди я прожила 22 года и никогда не чувствовала себя здесь чужой, а когда поехала туда, чтобы поменять паспорт, меня встретили, скажем так, недружелюбно. Уже десять лет мы не были в Эстонии, и очень хочется туда поехать, повидаться со своими родными.
В моей памяти запечатлено множество лиц: и те, что повстречались мне на Украине или в Эстонии, и те, с кем я встречаюсь в России. Я очень люблю людей. Мне интересен каждый человек: кого-то я помню долго, кого-то быстро забываю. Но может быть, это сугубо актерское, они все всплывают вдруг неожиданно, а потом возникают в моих персонажах.
Вот сегодня я еду в метро, нервничаю, опаздываю на интервью. И вдруг вижу, что мне во весь рот улыбается девочка, которая сидит с мамой напротив. Я ей в ответ улыбнулась, она застеснялась и сразу спрятала улыбку. Через несколько минут она снова улыбнулась. Вроде что про это рассказывать? Ничего особенного, возникли добрые эмоции, и я не буду специально про них помнить, но они сохранятся во мне и когда-нибудь неожиданно всплывут. Может быть, она улыбнулась, чтобы я угомонилась, перестала суетиться. А я очень суетная.
– Какая была первая роль в театре «Et Cetera»?
– Корова. Я сразу сыграла главную роль в детском спектакле «Королевская корова». Это здорово! А вообще, я люблю все свои роли, все свои спектакли. Мне нравится, что все они разные. Сегодня я проститутка в спектакле «В зоне доступа», а завтра уже древняя старуха в «Земле Эльзы».
– И все режиссеры разные – наверное, трудно всякий раз пристраиваться?
– Каждый раз расшатывается твоя нервная система, приходится себя менять. Для одной работы ты много читаешь, смотришь фильмы, для другой слушаешь музыку. Всякий раз ты погружаешься в другой мир и начинаешь жить по-другому. Это невыносимо трудно, но и бесконечно прекрасно. Сейчас мы работаем с Григорием Дитятковским над пьесой Мольера «Любовная досада». Он в жизни совершенно другой, бесконечно обаятельный, но на репетициях с ним так сложно, что мне хочется убить его, убить себя. Григорий Исаакович садится, поднимает глаза – они уже совсем другие, и ты понимаешь, что он словно в трансе, он весь в авторском тексте, который знает наизусть.
Я первый раз работаю с ним, когда он ставил «Сердце не камень», была в декрете. И сегодня работа с ним для меня огромный подарок.
– Кем вы себя считаете – героиней или характерной актрисой?
– Всегда считала себя характерной актрисой. Но вдруг и Галин, и Морфов, и другие режиссеры мне стали предлагать роли героинь. Это очень важно, как тебя видят и насколько в тебе заинтересованы, насколько в тебе уверены режиссеры. Тогда и ты начинаешь себя слышать по-другому, понимать, что ты можешь быть и такой. Каждую свою работу я начинаю делать уверенно, а потом подключаются мозги. И все, как я это называю, начинается математика: высчитываешь, просчитываешь. И многое теряешь. Хорошо, что у меня муж – артист: он понимает все мои сомнения, страдания, метанья. Мы оба приходим домой уставшие, но все равно засиживаемся часто до четырех утра, хотя в семь мне уже надо вставать. Мы рассказываем друг другу про то, как прошел день, про все свои впечатления, радости.
– А если одновременно вы выпускаете премьерные спектакли и оба возвращаетесь домой уже к ночи? Кто сидит с детьми?
– У нас есть няня. Она всегда выручает, у нас же график работы все время меняется, но она всегда находит время, когда нужна. И я детей приучила к самостоятельности; они могут приготовить себе еду, лечь спать вовремя. Мои дети не учат уроки в гримерке и не обедают в служебном буфете. «С детства вкусил запах кулис» – это не про моих детей. В театр они приходят смотреть спектакли. Когда Ванечка в пять лет увидел «Блаженный остров», он очень переживал, что все герои погибли. «Мама, я бы тебя обязательно спас», – он мне очень серьезно обещал.
Недавно я вдруг почувствовала свой возраст. Все время думала, что мне 28, и вдруг поняла, что уже больше. По ворчанию, состоянию. Сто желаний, как раньше, уже не напишу. Всего десять, вполне конкретных. Я очень хочу родить третьего ребенка.
– А в эти десять желаний не входят роли?
– Каждая роль – это подарок. Иногда, и чаще всего, неожиданный. В «Мандате» исполнилась моя мечта, видимо, возникшая еще в студенческие годы, когда мы делали пародии. Переоделся – и ты другой человек. В «Мандате» у всех актеров маски, и чем ужаснее маска, тем интереснее играть. Появляется больше куража, адреналина. За две недели до премьеры я получила огромный нос, благодаря ему появилась маска. И я стала делать другого человека, стала искать прямо на сцене. В моей героине соединились сразу три человека, а когда я увидела себя в зеркале, поняла, что я старуха из мультфильмов моего любимого Миядзаки.
В «Мандате» мы только сейчас начали взлетать, стали ощущать реакцию зрительного зала. А я всегда чувствую, до какого ряда могу энергетически взять зал. Люблю, когда зрители реагируют, это ужасно, если они приходят с холодным носом.
Помню, однажды на спектакле «Надежда, вера и любовь…» я услышала, как девушка говорит своему парню: «Давай уйдем». Этот спектакль посвящен Великой Победе, в нем звучат стихи, песни, есть сатирические сценки. У спектакля и такой подзаголовок «Музыка Победы». Видимо, про войну ей смотреть не хотелось, но они досидели до конца, и в финале я увидела, что девушка в слезах, положила своему другу голову на плечо и тихо плачет.
– Неужели вы не только чувствуете реакции зрителей, но даже слышите их тихие реплики?
– Нет, конечно, я не могу слышать все, о чем шепчутся люди в зале. Но я всегда слышу, насколько они со мной, насколько их волнует то, что происходит на сцене. Проживают ли они вместе с нами историю, которую мы рассказываем, или смотрят в телефоны, думают о своем.
Когда играешь на Большой сцене, зрительный зал взять труднее. На Малой сцене другие затраты энергии, здесь проще.
– А «четвертая стена» по Станиславскому? Вы разве не отгорожены от зрителей?
– С одной стороны, вроде отгорожены, если во время спектакля схлопнется мир, я не замечу. Ну, например, в «Декамероне» звучит музыка в начале спектакля – и все, я уже там, в другом мире. Я почти как йог, вступаю в транс. Но «дыхание зала» – не просто красивая фраза, ты реально ощущаешь это дыхание. Мне неинтересно читать отзывы о спектаклях, хорошо прошел спектакль или плохо – это я понимаю по реакциям зрителей уже во время действия.
– Спектакли «Мандат» и «Грех да беда на кого не живет» выпускались почти одновременно. Такие разные роли, наверное, это было непросто?
– Очень непросто. Но это и огромное везенье. Репетировать сатирическую пьесу Эрдмана и почти параллельно малоизвестную пьесу А.Н. Островского. Работать с такими разными режиссерами, как Марина Брусникина и Владимир Панков. Участвовать в масштабном спектакле на Большой сцене и в камерном спектакле на Малой сцене, где все происходит так близко от зрителя. Тебе предлагают совершенно разные способы актерского существования – это же такая удача!
И я благодарна Александру Александровичу Калягину, который поверил в меня, когда пригласил в свой театр, и продолжает мне доверять. Все мои работы возникают с его благословения, и все встречи с талантливыми режиссерами и авторами – это тоже его заслуга.
Марина Станиславовна в спектакле «Грех да беда на кого не живет» предложила мне сыграть Лукерью Даниловну, сестру Татьяны, которая как будто подталкивает ее к измене. Моя героиня невольно становится виновной в случившейся трагедии. Меня очень пугала эта роль, надо было найти в себе этого человека и попытаться оправдать его. И всякий раз я стараюсь найти новый поворот, продолжаю работать.
– Дома вы забываете про театр?
– Во всяком случае, стараюсь своей работой не загружать домашних. Стараюсь быть внимательной к своим детям. Могу вместе с ними несколько часов откапывать червей, потом создавать для них среду обитания, а потом вместе переживать, что черви не выжили. У нас живут дома кошки, птички, недавно чуть не приобрели змею, но наш папа сказал, что не выдержит такого соседства.
Тексты повторяю в ванной или когда мою посуду. Мой сын раньше озабоченно спрашивал: «Ты текст роли повторяешь?» Наверное, ему было страшно, что мама сама с собой разговаривает. Со стороны, видимо, это выглядит жутковато. Но я ему объяснила: учить роли – моя работа. Дети уже к этому привыкли, и они понимают, что все должны работать. Собственно говоря, мое воспитание детей сводится к одной фразе: важно учиться, важно трудиться.
– Наверное, это и ваш девиз по жизни?
– Не задумывалась, но может быть. Действительно всю жизнь учусь, всю жизнь тружусь. И в этом счастье.