Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Старая драма

Григорий Заславский
"Независимая газета" , 27.09.2007
Премьера «Компаньонов», новой пьесы Александра Галина, вышла в самый разгар фестиваля «Новая драма», собирающего свеженаписанные тексты со всего мира и тут же предлагающего их публике в виде читок и только-только поставленных спектаклей. Несмотря на то что пьеса Галина написана только что и спектакль— самый что ни на есть премьерный, в афише «Новой драмы» ее нет. И быть не может. Пьеса Александра Галина — скорее анекдот. Скорее грустный. К слову, персонажи пьесы — вполне «новодрамовские»: люди обочины, пьяница, мечтающий о собственном катере и в итоге спускающий последние деньги (разумеется, не свои, а жены), и его жена, когда-то давно поменявшая столицу на ближнее Подмосковье и теперь выгуливающая корову и козу по экологически чистым лугам «подмосковной Швейцарии». Но сама история — совершенно классическая, к тому жег ерои вовсе непользуются ненормативной лексикой, никого не режут, мыла не едят… В общем, интереса для «Новой драмы» в пьесах Галина нет. Тем не менее, как и на фестивальных спектаклях, здесь тоже тесно, пусть и в малом — Эфросовском — зале все билеты проданы, так что приглашенным критикам предлагают посмотреть спектакль стоя. Спасибо, не выгоняют (в последние годы таких спектаклей все больше: публике нравится — следовательно, в критике нужды нет. Зачем? Только песню испортят, ду-ра-ки…). Галин — мастер рассказывать истории. Раньше — длинные, с годами — все короче. Нынешний спектакль, который сам драматург и поставил, идет полтора часа без антракта… У Евгения Бунимовича, замечательного московского поэта, имеется цикл стихов, написанных в театральном общежитии. Там есть такие строчки: «И не то чтобы роль — так, вставной эпизод». Вот такие «вставные эпизоды» Галин вытаскивает то ли из случайно услышанных где-то рассказов, то ли из криминальной хроники… Трудно сказать. Впечатление такое, будто бы Александр Галин взялся вести нечто вроде театральной рубрики «Уроки Остапа Бендера», адресованной наименее защищенным слоям населения, которые из его пьес узнают о разнообразных способах более или менее законного отъема денег. Об этом — о милых аферистах-авантюристах — его пьесы последних лет. Сам драматург, кажется, живет по пушкинским заветам, призывая милость к падшим.«Компаньоны» поставлены в бенефис Людмилы Дмитриевой, хорошей актрисы, в театре Et Cetera остающейся в тени. Она играет Петровну, коровницу-молочницу, снабжающую молоком окрестных прокуроров (такой уж у нее сложился контингент). Ее мужа, пьяницу и мечтателя, играет Виктор Вержбицкий, только что сыгравший одну из главных ролей в картине Михалкова «12». Там он - респектабельный деятель столичного строительного бизнеса, здесь — жертва этого самого бума московских строек. Примерно так. Он, когда-то служивший на флоте, мечтает пойти по Волге на собственном катере… А катер стоит пять тысяч… А у жены есть десять… Ну и попадает, конечно. История — самая обыкновенная, люди — обыкновенные, со стороны, в отличие, скажем, от гоголевских «Игроков», все роли — все «функции» — понятны спервой минуты. Ясно, кто есть кто. Что милая среднестатистическая красавица, помощник адвоката (Ольга Белова), которая привезла Петровне из города туфли и платье, — грубо говоря, разводит, только и ждет, когда старший ей крикнет: «Шухер!»… Когда Петровна вытаскивает из-под платья умело припрятанные сбережения, хочется крикнуть со своего места: «Ну что ж ты, дура, делаешь!..» Все равно отдаст… Но можно вообразить, что ради такого вот странного, неконтролируемого желания вся эта история и затевалась. К сказанному можно добавить, что «Компаньоны»— только первая премьера нынешнего 15-го сезона втеатре Et Cetera. В декабре состоится премьера по Брэдбери «451градус по Фаренгейту» в постановке Адольфа Шапиро, который стал и автором инсценировки. Над спектаклем работает известный художник Борис Заборов. А сразу после Нового года начнутся репетиции знаменитого мюзикла «Продюсеры» Брукса и Михэна. Театр Et Cetera получил эксклюзивное право на постановку этого бродвейского мюзикла на территории Восточной Европы и, более того,  добился разрешения сделать свою сценическую версию произведения.