Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Старая драма
Григорий Заславский
"Независимая газета" ,
27.09.2007
Премьера «Компаньонов», новой пьесы Александра Галина, вышла в самый разгар фестиваля «Новая драма», собирающего свеженаписанные тексты со всего мира и тут же предлагающего их публике в виде читок и только-только поставленных спектаклей. Несмотря на то что пьеса Галина написана только что и спектакль— самый что ни на есть премьерный, в афише «Новой драмы» ее нет. И быть не может. Пьеса Александра Галина — скорее анекдот. Скорее грустный. К слову, персонажи пьесы — вполне «новодрамовские»: люди обочины, пьяница, мечтающий о собственном катере и в итоге спускающий последние деньги (разумеется, не свои, а жены), и его жена, когда-то давно поменявшая столицу на ближнее Подмосковье и теперь выгуливающая корову и козу по экологически чистым лугам «подмосковной Швейцарии». Но сама история — совершенно классическая, к тому жег ерои вовсе непользуются ненормативной лексикой, никого не режут, мыла не едят… В общем, интереса для «Новой драмы» в пьесах Галина нет. Тем не менее, как и на фестивальных спектаклях, здесь тоже тесно, пусть и в малом — Эфросовском — зале все билеты проданы, так что приглашенным критикам предлагают посмотреть спектакль стоя. Спасибо, не выгоняют (в последние годы таких спектаклей все больше: публике нравится — следовательно, в критике нужды нет. Зачем? Только песню испортят, ду-ра-ки…). Галин — мастер рассказывать истории. Раньше — длинные, с годами — все короче. Нынешний спектакль, который сам драматург и поставил, идет полтора часа без антракта… У Евгения Бунимовича, замечательного московского поэта, имеется цикл стихов, написанных в театральном общежитии. Там есть такие строчки: «И не то чтобы роль — так, вставной эпизод». Вот такие «вставные эпизоды» Галин вытаскивает то ли из случайно услышанных где-то рассказов, то ли из криминальной хроники… Трудно сказать. Впечатление такое, будто бы Александр Галин взялся вести нечто вроде театральной рубрики «Уроки Остапа Бендера», адресованной наименее защищенным слоям населения, которые из его пьес узнают о разнообразных способах более или менее законного отъема денег. Об этом — о милых аферистах-авантюристах — его пьесы последних лет. Сам драматург, кажется, живет по пушкинским заветам, призывая милость к падшим.«Компаньоны» поставлены в бенефис Людмилы Дмитриевой, хорошей актрисы, в театре Et Cetera остающейся в тени. Она играет Петровну, коровницу-молочницу, снабжающую молоком окрестных прокуроров (такой уж у нее сложился контингент). Ее мужа, пьяницу и мечтателя, играет Виктор Вержбицкий, только что сыгравший одну из главных ролей в картине Михалкова «12». Там он - респектабельный деятель столичного строительного бизнеса, здесь — жертва этого самого бума московских строек. Примерно так. Он, когда-то служивший на флоте, мечтает пойти по Волге на собственном катере… А катер стоит пять тысяч… А у жены есть десять… Ну и попадает, конечно. История — самая обыкновенная, люди — обыкновенные, со стороны, в отличие, скажем, от гоголевских «Игроков», все роли — все «функции» — понятны спервой минуты. Ясно, кто есть кто. Что милая среднестатистическая красавица, помощник адвоката (Ольга Белова), которая привезла Петровне из города туфли и платье, — грубо говоря, разводит, только и ждет, когда старший ей крикнет: «Шухер!»… Когда Петровна вытаскивает из-под платья умело припрятанные сбережения, хочется крикнуть со своего места: «Ну что ж ты, дура, делаешь!..» Все равно отдаст… Но можно вообразить, что ради такого вот странного, неконтролируемого желания вся эта история и затевалась. К сказанному можно добавить, что «Компаньоны»— только первая премьера нынешнего 15-го сезона втеатре Et Cetera. В декабре состоится премьера по Брэдбери «451градус по Фаренгейту» в постановке Адольфа Шапиро, который стал и автором инсценировки. Над спектаклем работает известный художник Борис Заборов. А сразу после Нового года начнутся репетиции знаменитого мюзикла «Продюсеры» Брукса и Михэна. Театр Et Cetera получил эксклюзивное право на постановку этого бродвейского мюзикла на территории Восточной Европы и, более того, добился разрешения сделать свою сценическую версию произведения.