Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Всегда актуальный Островский, или "О женской доли на Руси".
Russia News ,
13.01.2023 17:15:00
Юбилей Александра Николаевича Островского отмечается сейчас на всех сценах отечественных театральных площадок. Московский театр Et Cetera выбрал для постановки в честь 200-летия классика русской драматургии его пьесу, которая в свое время имела не меньший успех, чем всем известные еще по школьной программе «Гроза», «Лес» или «Бесприданница», и ни в чем им не уступала по остроте конфликта и внутренней жесткости. Драма «Грех да беда на кого не живет» в прочтении режиссера Марины Брусникиной - это безусловный выигрыш самого театра и непосредственно зрителя, получившего на классической основе очень мощный, по-современному динамичный спектакль.
Островский вообще чрезвычайно современен: по словам Марины Брусникиной, у него «удивительное попадание в нашу жизнь». Сейчас, когда пытаются так называемую «повестку» впихнуть сапогами во все сферы жизни, нам стоит открыть, казалось бы, классические произведения Островского, и найти там все актуальные темы, присутствующие как в жанре сплетен и инстаблогов, так и в формате серьезных социальных дискуссий. В «Бесприданнице» перед нами история падения девушки, психологически сломавшейся и готовой к карьере эскортницы. «Грех да беда на кого не живет» - это в большей степени рассказ не об измене и даже не о любви, а о домашнем насилии, абьюзивных отношениях.
В центре событий молодая замужняя женщина Татьяна Даниловна, для которой брак стал спасением от нищеты, но не принес гармонии и счастья. Чтобы вырваться из тисков удушающей любви своего мужа, она готова принять за любовь резко вспыхнувшее вновь чувство к своему предмету девичьих увлечений - молодому помещику и практически публично производит переоценку ценностей, что для традиционного общества категорически неприемлемо. Исконно-посконная среда и мещански-купеческий дух лишь усилил эффект узнавания в глазах современников Островского. Восторженно писал о накале драмы и трагическом финале главной героини Лев Толстой после премьеры спектакля. И здесь можно провести очень интересную параллель с последовавшей спустя десять лет его «Анной Карениной», где угадываются черты и обстоятельства пьесы Островского. Впрочем, этот интересный вопрос уже можно оставить для изучения профессиональным литературоведам, лишь отметив, насколько «Грех да беда» произведение сильное и цепляющее русский характер.
Именно русский характер, где «огромный маятник совершает движения от добра к злу» (Марина Брусникина), и является предметом исследования спектакля Et Cetera. Не изменившись за полтораста лет, сохранив глубинную свирепость вместе с чуткой готовностью к любви, русский характер на сцене раскрывается в двух перетекающих друг друга временных пластах - нижнее пространство, условно современное, напоминающее хитовые клипы группы «Ленинград» о хтонических сторонах жизни здесь и сейчас, и верхнее - классическое, где говорят исключительно по авторскому тексту и дают казалось бы возможность умилиться поклонникам патриархального уклада. Сценография и контрастные костюмы от Наны Абдрашитовой позволяют героям, перемещаясь между этими временными пространствами, меняя пластику и стиль речи, тем не менее оставаться прежними, иллюстрируя насколько бесконечно повторяема и циклична женская доля на Руси.
Хотя в основе сюжета классический любовный треугольник, основной конфликт разворачивается между живущими бок о бок, но бесконечно далекими меж собой супругами в остром, характерном исполнении Елизаветы Рыжих и Антона Пахомова, которые напоминают многие современные пары, живущие вместе лишь ради выплаты общих кредитов. Колоритен как всегда Сергей Плотников в роли слепого деда Архипа, пытающегося выступить медиатором конфликта, чтобы искупить свои собственные грехи. Борьба со штампами - всеми этими странными и устаревшими для нынешнего уха оборотами, величаниями и присказками - в спектакле проведена очень органично с использованием современных поэтических и песенных интермедий, и мы в итоге видим живых людей с понятными нам страхами, страстями и мыслями. Поздравляем Et Cetera с прекрасно исполненным подарком на юбилей Островского.
Источник: https://russia-news.ru/ru/8-news/4217-vsegda-aktualnyj-ostrovskij-ili-o-zhenskoj-doli-na-rusi-postanovka-mariny-brusnikinoj-grekh-da-beda-na-kogo-ne-zhivet-na-stsene-et-cetera
Островский вообще чрезвычайно современен: по словам Марины Брусникиной, у него «удивительное попадание в нашу жизнь». Сейчас, когда пытаются так называемую «повестку» впихнуть сапогами во все сферы жизни, нам стоит открыть, казалось бы, классические произведения Островского, и найти там все актуальные темы, присутствующие как в жанре сплетен и инстаблогов, так и в формате серьезных социальных дискуссий. В «Бесприданнице» перед нами история падения девушки, психологически сломавшейся и готовой к карьере эскортницы. «Грех да беда на кого не живет» - это в большей степени рассказ не об измене и даже не о любви, а о домашнем насилии, абьюзивных отношениях.
В центре событий молодая замужняя женщина Татьяна Даниловна, для которой брак стал спасением от нищеты, но не принес гармонии и счастья. Чтобы вырваться из тисков удушающей любви своего мужа, она готова принять за любовь резко вспыхнувшее вновь чувство к своему предмету девичьих увлечений - молодому помещику и практически публично производит переоценку ценностей, что для традиционного общества категорически неприемлемо. Исконно-посконная среда и мещански-купеческий дух лишь усилил эффект узнавания в глазах современников Островского. Восторженно писал о накале драмы и трагическом финале главной героини Лев Толстой после премьеры спектакля. И здесь можно провести очень интересную параллель с последовавшей спустя десять лет его «Анной Карениной», где угадываются черты и обстоятельства пьесы Островского. Впрочем, этот интересный вопрос уже можно оставить для изучения профессиональным литературоведам, лишь отметив, насколько «Грех да беда» произведение сильное и цепляющее русский характер.
Именно русский характер, где «огромный маятник совершает движения от добра к злу» (Марина Брусникина), и является предметом исследования спектакля Et Cetera. Не изменившись за полтораста лет, сохранив глубинную свирепость вместе с чуткой готовностью к любви, русский характер на сцене раскрывается в двух перетекающих друг друга временных пластах - нижнее пространство, условно современное, напоминающее хитовые клипы группы «Ленинград» о хтонических сторонах жизни здесь и сейчас, и верхнее - классическое, где говорят исключительно по авторскому тексту и дают казалось бы возможность умилиться поклонникам патриархального уклада. Сценография и контрастные костюмы от Наны Абдрашитовой позволяют героям, перемещаясь между этими временными пространствами, меняя пластику и стиль речи, тем не менее оставаться прежними, иллюстрируя насколько бесконечно повторяема и циклична женская доля на Руси.
Хотя в основе сюжета классический любовный треугольник, основной конфликт разворачивается между живущими бок о бок, но бесконечно далекими меж собой супругами в остром, характерном исполнении Елизаветы Рыжих и Антона Пахомова, которые напоминают многие современные пары, живущие вместе лишь ради выплаты общих кредитов. Колоритен как всегда Сергей Плотников в роли слепого деда Архипа, пытающегося выступить медиатором конфликта, чтобы искупить свои собственные грехи. Борьба со штампами - всеми этими странными и устаревшими для нынешнего уха оборотами, величаниями и присказками - в спектакле проведена очень органично с использованием современных поэтических и песенных интермедий, и мы в итоге видим живых людей с понятными нам страхами, страстями и мыслями. Поздравляем Et Cetera с прекрасно исполненным подарком на юбилей Островского.
Источник: https://russia-news.ru/ru/8-news/4217-vsegda-aktualnyj-ostrovskij-ili-o-zhenskoj-doli-na-rusi-postanovka-mariny-brusnikinoj-grekh-da-beda-na-kogo-ne-zhivet-na-stsene-et-cetera