Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

В деревне Гадюкино дожди

Ирина Анисимова
«Театрал» , 01.03.2012
Действие спектакля разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и развалины античности, и дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой женщины Марии Христофоровны (в основе – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас. Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей. У Васильевой описано, как в одном из отдаленных городов России, где живет шестидесятилетняя Маруся, в течение трех месяцев не переставая идут дожди. И причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафоричной форме. Под ногами – серебряные шары – та самая шаровая молния, которую то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр… Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. Единственное, что не дает погибнуть этой деревне Гадюкино, – Марусино небезразличие. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственное человечество. И в этом Марусечка, сродни Матрене Солженицына, жертвует всем ради других. Это про нее сказано: не стоит село без праведника. Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров. Различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная с «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити. А вскоре погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят, падает и ударяется головой об лед. В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно дважды подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей еще и отчество Христофоровна – несущая Христа. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простой картонный ящик, перевязанный крест-накрест бечевкой. Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз ящик во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она его не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить ящик, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново. Однако нелепая гибель уносит Марусю из жизни – наверное, в тот самый «ящик», о котором говорил старик.