Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
В деревне Гадюкино дожди
Ирина Анисимова
«Театрал» ,
01.03.2012
Действие спектакля разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и развалины античности, и дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой женщины Марии Христофоровны (в основе – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас. Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей. У Васильевой описано, как в одном из отдаленных городов России, где живет шестидесятилетняя Маруся, в течение трех месяцев не переставая идут дожди. И причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафоричной форме. Под ногами – серебряные шары – та самая шаровая молния, которую то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр… Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. Единственное, что не дает погибнуть этой деревне Гадюкино, – Марусино небезразличие. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственное человечество. И в этом Марусечка, сродни Матрене Солженицына, жертвует всем ради других. Это про нее сказано: не стоит село без праведника. Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров. Различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная с «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити. А вскоре погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят, падает и ударяется головой об лед. В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно дважды подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей еще и отчество Христофоровна – несущая Христа. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простой картонный ящик, перевязанный крест-накрест бечевкой. Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз ящик во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она его не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить ящик, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново. Однако нелепая гибель уносит Марусю из жизни – наверное, в тот самый «ящик», о котором говорил старик.