Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Утиный сюр
Мария Юрченко
Радио "Орфей" ,
19.09.2015
Сезон в московском театре «Et Cetera» открыла премьера в необычном жанре. Спектакль по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» поставил режиссер Владимир Панков – основатель и художественный руководитель студии «Soundrama».
Представьте себе следующую картину. Пол сцены покрыт тонким слоем воды. С колосников падают редкие капли, рассыпаясь мириадами бликов в пространстве. Чуть поодаль стоит красный запорожец. На переднем плане в тон запорожцу гроб. Три старухи в резиновых сапогах и с утиными манками в зубах, «покрякивая», старательно укладывают в гроб человека. Вернее, наносят последние штрихи: скрещивают руки на груди, разглаживают складки на пиджаке, поправляют галстук и оборки. Только вот беда – непослушная левая нога у «мертвеца» то и дело поднимается вверх. Именно так начинается спектакль «Утиная охота», поставленный специально к открытию сезона в театре «Et Cetera».
Жанр постановки именуется саундрамой. Это своего рода ноу-хау режиссера Владимира Панкова, у которого за плечами внушительный театральный опыт и незаурядное музыкальное прошлое. С юности Панков занимался изучением и собиранием традиционной русской музыки, был участником ряда фольклорных экспедиций, освоил мастерство игры на рожке, чаранге, балалайке, гуслях и еще с десяток необычных музыкальных инструментов. Параллельно работал в театре – сначала как актер, затем как автор музыки к спектаклям и постановщик. Творческие достижения Владимира Панкова отмечены премиями «Дебют», «Триумф», «Чайка» и «Золотая маска». В 2000-м году он создал свой первый независимый проект – музыкальную группу «Пан-квартет». Из нее впоследствии выросла студия «Soundrama», чьи эксперименты к настоящему моменту оформились в полнокровный художественный метод.
Действие внутри спектакля разворачивается по музыкальной партитуре. Для режиссера это еще и способ видоизменять реальность, прежде всего сценическую, которая опирается на авторский текст. А он в свою очередь трансформируется под влиянием музыки. Это не так сложно себе представить, когда все диалоги и реплики произносятся по музыкальным законам. Кроме того, здесь появляются такие специфические «эффекты», как рефрены и повторы. Сказанная несколько раз подряд одна и та же фраза просто непросто теряет свою реалистичность.
Точно таким же образом растеряла всю свою реалистичность бытовая (как принято считать) драма Александра Вампилова «Утиная охота». Если коротко напомнить, ее главный герой – Виктор Зилов, служащий бюро технической информации. Чем-то он напоминает персонажа Олега Янковского из фильма Балаяна «Полёты во сне и наяву»: то ли затянуло в воронку очередного возрастного кризиса, то ли опротивело сражаться с пеной дней. Пребывающий в затяжной хандре Зилов за ненадобностью обижает людей: лезет на рожон с друзьями, дерзит начальнику (стараниями которого получил новую квартиру), оскорбляет любимых женщин, коих у него целых три – официальная жена Галина, любовница Вера и «невеста» Ирина. Единственная отдушина в жизни – сезонная утиная охота, в ожидании которой пребывают и герой, и читатель, и зрители.
Впрочем, до охоты так и не дойдет: вконец ошалевший Зилов сначала попытается свести счеты с жизнью, а потом устраивает пьяный демарш. В отместку друзья отправляют к нему мальчика-посыльного с похоронным венком.
Панков укладывает Зилова сразу в гроб, окружает «озером» воды и мифическими двойниками. Все происходящее дальше предстает, как плод воспаленного воображения, где события реальной жизни смешиваются с видениями и фантомами. Зилова преследуют призраки невест (символ обманутых надежд его женщин), не рожденные дети (воспоминание об аборте Галины) и бурятские шаманы (отсылка к Забайкалью, откуда родом сам Вампилов и где чудесным образом соединяются буддизм и православие). Водная стихия вписана в коробку обветшалого помещения наподобие школьного актового зала с обшарпанными стенами, скрипучими окнами и мигающими люминесцентными лампами (художник – Максим Обрезков).
Все это лишь перечисление компонентов, с помощью которых постановщики скрупулезно выстраивают единую и несокрушимую в своей парадоксальности надреальность, где сходятся грехи Зилова и его же муки совести. В итоге действие продолжительностью около четырех часов обрастает наслоениями смыслов – дивных и сумасбродных. Часть из них закодирована в музыке, где встречаются, в частности, элементы горлового пения. Ради этого заслуженный артист Республик Алтай и Тыва Амаду Мамадаков (он же исполнитель роли официанта Димы) разучил несложный алтайский кай. Ритуальные мантры разбавляются сочным авторским шансоном и «печальным» Цоем. В целом оркестровый ансамбль насчитывает порядка четырнадцати музыкантов с арсеналом духовых, смычковых, струнных и аккордеоном.
В постановке занята почти вся калягинская труппа, а также несколько артистов «Саундрамы». Из беспрекословных актерских удач: фактурный Антон Пахомов в роли Зилова – нервный и шальной, обреченный погибать в своей порочности; Наталья Благих – разбитная Вера, обманутая столькими мужчинами, что теперь каждый новый для нее просто «алик»; возвышенная, но земная Галина – Анжела Белянская; возвышенная и неземная Ирина – Сэсэг Хапсасова в очередной раз успешно тиражирует амплуа пришелицы из горнего мира. Бесподобное попадание в характер Марины Чураковой, которая играет жену одного из сослуживцев Зилова. Бойкая рыжеволосая бабенка аккумулирует в себе типовые черты хлопотливой советской женушки, пробивающей непутевому мужу дорогу по карьерной лестнице.
Действие не сбавляет оборотов ни на секунду. Так умеет работать только Панков – концентрируя внимание зрителя на мельчайших деталях, затемненных подтекстах, колебаниях мелодий и шумов. Пожалуй, эволюцию режиссера на стезе саундрамы можно сравнить с эволюцией позднего Дэвида Линча. Если предыдущая постановка – «Кто боится Вирджинии Вульф» это перегруженное «Шоссе в никуда», то «Утиная охота» – безупречный «Малхолланд-драйв».
Представьте себе следующую картину. Пол сцены покрыт тонким слоем воды. С колосников падают редкие капли, рассыпаясь мириадами бликов в пространстве. Чуть поодаль стоит красный запорожец. На переднем плане в тон запорожцу гроб. Три старухи в резиновых сапогах и с утиными манками в зубах, «покрякивая», старательно укладывают в гроб человека. Вернее, наносят последние штрихи: скрещивают руки на груди, разглаживают складки на пиджаке, поправляют галстук и оборки. Только вот беда – непослушная левая нога у «мертвеца» то и дело поднимается вверх. Именно так начинается спектакль «Утиная охота», поставленный специально к открытию сезона в театре «Et Cetera».
Жанр постановки именуется саундрамой. Это своего рода ноу-хау режиссера Владимира Панкова, у которого за плечами внушительный театральный опыт и незаурядное музыкальное прошлое. С юности Панков занимался изучением и собиранием традиционной русской музыки, был участником ряда фольклорных экспедиций, освоил мастерство игры на рожке, чаранге, балалайке, гуслях и еще с десяток необычных музыкальных инструментов. Параллельно работал в театре – сначала как актер, затем как автор музыки к спектаклям и постановщик. Творческие достижения Владимира Панкова отмечены премиями «Дебют», «Триумф», «Чайка» и «Золотая маска». В 2000-м году он создал свой первый независимый проект – музыкальную группу «Пан-квартет». Из нее впоследствии выросла студия «Soundrama», чьи эксперименты к настоящему моменту оформились в полнокровный художественный метод.
Действие внутри спектакля разворачивается по музыкальной партитуре. Для режиссера это еще и способ видоизменять реальность, прежде всего сценическую, которая опирается на авторский текст. А он в свою очередь трансформируется под влиянием музыки. Это не так сложно себе представить, когда все диалоги и реплики произносятся по музыкальным законам. Кроме того, здесь появляются такие специфические «эффекты», как рефрены и повторы. Сказанная несколько раз подряд одна и та же фраза просто непросто теряет свою реалистичность.
Точно таким же образом растеряла всю свою реалистичность бытовая (как принято считать) драма Александра Вампилова «Утиная охота». Если коротко напомнить, ее главный герой – Виктор Зилов, служащий бюро технической информации. Чем-то он напоминает персонажа Олега Янковского из фильма Балаяна «Полёты во сне и наяву»: то ли затянуло в воронку очередного возрастного кризиса, то ли опротивело сражаться с пеной дней. Пребывающий в затяжной хандре Зилов за ненадобностью обижает людей: лезет на рожон с друзьями, дерзит начальнику (стараниями которого получил новую квартиру), оскорбляет любимых женщин, коих у него целых три – официальная жена Галина, любовница Вера и «невеста» Ирина. Единственная отдушина в жизни – сезонная утиная охота, в ожидании которой пребывают и герой, и читатель, и зрители.
Впрочем, до охоты так и не дойдет: вконец ошалевший Зилов сначала попытается свести счеты с жизнью, а потом устраивает пьяный демарш. В отместку друзья отправляют к нему мальчика-посыльного с похоронным венком.
Панков укладывает Зилова сразу в гроб, окружает «озером» воды и мифическими двойниками. Все происходящее дальше предстает, как плод воспаленного воображения, где события реальной жизни смешиваются с видениями и фантомами. Зилова преследуют призраки невест (символ обманутых надежд его женщин), не рожденные дети (воспоминание об аборте Галины) и бурятские шаманы (отсылка к Забайкалью, откуда родом сам Вампилов и где чудесным образом соединяются буддизм и православие). Водная стихия вписана в коробку обветшалого помещения наподобие школьного актового зала с обшарпанными стенами, скрипучими окнами и мигающими люминесцентными лампами (художник – Максим Обрезков).
Все это лишь перечисление компонентов, с помощью которых постановщики скрупулезно выстраивают единую и несокрушимую в своей парадоксальности надреальность, где сходятся грехи Зилова и его же муки совести. В итоге действие продолжительностью около четырех часов обрастает наслоениями смыслов – дивных и сумасбродных. Часть из них закодирована в музыке, где встречаются, в частности, элементы горлового пения. Ради этого заслуженный артист Республик Алтай и Тыва Амаду Мамадаков (он же исполнитель роли официанта Димы) разучил несложный алтайский кай. Ритуальные мантры разбавляются сочным авторским шансоном и «печальным» Цоем. В целом оркестровый ансамбль насчитывает порядка четырнадцати музыкантов с арсеналом духовых, смычковых, струнных и аккордеоном.
В постановке занята почти вся калягинская труппа, а также несколько артистов «Саундрамы». Из беспрекословных актерских удач: фактурный Антон Пахомов в роли Зилова – нервный и шальной, обреченный погибать в своей порочности; Наталья Благих – разбитная Вера, обманутая столькими мужчинами, что теперь каждый новый для нее просто «алик»; возвышенная, но земная Галина – Анжела Белянская; возвышенная и неземная Ирина – Сэсэг Хапсасова в очередной раз успешно тиражирует амплуа пришелицы из горнего мира. Бесподобное попадание в характер Марины Чураковой, которая играет жену одного из сослуживцев Зилова. Бойкая рыжеволосая бабенка аккумулирует в себе типовые черты хлопотливой советской женушки, пробивающей непутевому мужу дорогу по карьерной лестнице.
Действие не сбавляет оборотов ни на секунду. Так умеет работать только Панков – концентрируя внимание зрителя на мельчайших деталях, затемненных подтекстах, колебаниях мелодий и шумов. Пожалуй, эволюцию режиссера на стезе саундрамы можно сравнить с эволюцией позднего Дэвида Линча. Если предыдущая постановка – «Кто боится Вирджинии Вульф» это перегруженное «Шоссе в никуда», то «Утиная охота» – безупречный «Малхолланд-драйв».