Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Туманность Рустама: Соавтор "Белого солнца пустыни" поставил пьесу в "Et Cetera"
Ирина Корнеева
Российская газета ,
05.02.2019
Свое 80-летие, 5 февраля, Рустам Ибрагимбеков проведет в Театре Et Сetera - днем, после прогона, отвечая на вопросы журналистов, а вечером - пригласив на премьеру спектакля "Утро туманное" своих друзей. Ничего странного: сценарист, за кинодеятельность отмеченный Госпремиями СССР и России, соавтор фильмов "Белое солнце пустыни", "Урга. Территория любви", "Храни меня, мой талисман", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", Рустам Ибрагимбеков написал и пятнадцать пьес.
В театрах разных стран шли спектакли по его сочинениям "Женщина за закрытой дверью", "Похороны в Калифорнии", "Дом на песке" и "Похожий на льва". В 2010 году в Москве состоялось открытие театра "Ибрус" (Ибрагимбеков Рустам) под его руководством. И к своему юбилею сценарист и драматург, державший в руках и Оскара, и "Золотого льва", решил именно в театре испытать на себе и первых благодарных зрителях новый для себя жанр лирической комедии и рассказать историю про идеальную любовь на всю жизнь. Пожалуй, впервые сделав главным действующим лицом своего произведения не мужчину, а роскошную женщину. С характером - как у скалы, о которую разбиваются все житейские неприятности и ненужные человеческие рефлексии.
…Она всегда любила одного, а жила с другими. Как красивое, знаменитое и абсолютно экстравертное создание женского пола актерского рода, не понимающее радостей одиночества и не способное находиться без внимания других людей ни минуты. "Ну ты же знаешь, я одна жить не умею", - и этого бытового объяснения достаточно, чтобы простить ей все грехи: прошлые, будущие и настоящие.
Никто, собственно, ее ни в чем и не обвиняет. В дом к известной актрисе через пятьдесят лет приходят ее одноклассники. Романы в прошлом, романтизма поубавилось: "У меня два инфаркта. - А у меня два инсульта"; "Я ДНК люблю. - А я - ЖЗЛ"; "Мне коньяк. - А мне теперь только кофе без кофеина"… К своему удивлению, вместо пожилой женщины, они видят перед собой обаятельную девушку, тогда как сами уже почти старики. Секрет ее молодости - не в удачной пластической хирургии. В отличие от своих школьных друзей, предлагающих теперь ей руку и сердце только вместе с брачным контрактом, она не разучилась бескорыстно и самоотверженно любить. Так, чтобы, как в сказке, с милым рай и в шалаше, а в реалиях пьесы Ибрагимбекова - хоть в доме престарелых…
На этом принципе - молодость в награду за любовь - основан и главный режиссерский ход Рустама Ибрагимбекова: роль народной артистки СССР в сильно почтенном возрасте он поручает молодой актрисе Ольге Беловой. Ее героиня лицом и телом - молодая обворожительная особа, а манерами и статью - гранд-дама, по всей видимости, "съевшая" в театральных кулисах не одну свою подругу-соперницу. Говорит нараспев, мелодикой речи ретушируя любые отрицательные эмоции, все удары судьбы принимает с королевским достоинством. Что ей, переигравшей десятки великих женских трагедий на сцене, например, предательство любимого внука, решившего продать квартиру своей моложавой бабки и заложившего все ее драгоценности?
Ситуацию Рустам Ибрагимбеков как режиссер спектакля и автор пьесы доводит почти до гротеска. Лирическая комедия у него разрушает границы жанра, быль уходит в сказку. Героиню-актрису потянет на неожиданные поступки и подарки, приступы ее внезапной щедрости окажутся заразными. Вдруг возникший в ее жизни миллионер будет отвергнут, внук морально раздавлен, непутевый друг прощен. И наступит черед выхода на авансцену ее идеала - мужчины не от мира сего (в максимально убедительном исполнении Владимира Левашева), человека из дома престарелых, который то ли работает там, то ли живет... И все самое интересное только начнется. Когда хаос борьбы за совершенство красоты останется позади, а перспектива познать вечную гармонию куда ближе, чем видимая линия горизонта...
Мужской подход к женской психологии и к женскому характеру результаты дает неожиданные. Юбиляр, чьи истории завоевывали гран-при Каннского кинофестиваля и главную награду Венецианского, теперь синтезирует женскую суть и ведет с миром - не в расчете на громкие овации - очень камерный диалог о том, что "кто не любит, тот стар, кто не любил, никогда не был молод". Любовь и молодость души у него окажутся едва ли не синонимами, а женщина без мужчины перестанет быть реальностью. Вне любви, как теперь выяснится, ее просто не существует.
Справка "РГ"
Первое образование Рустама Ибрагимбекова было техническим - он окончил Азербайджанский институт нефти и химии и аспирантуру Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. В литературу пришел в 1962 году, когда в газете "Молодежь Азербайджана" был опубликован его рассказ "Хлеб без варенья". Написал более пятидесяти сценариев художественных и телевизионных фильмов. Является председателем Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии.
В театрах разных стран шли спектакли по его сочинениям "Женщина за закрытой дверью", "Похороны в Калифорнии", "Дом на песке" и "Похожий на льва". В 2010 году в Москве состоялось открытие театра "Ибрус" (Ибрагимбеков Рустам) под его руководством. И к своему юбилею сценарист и драматург, державший в руках и Оскара, и "Золотого льва", решил именно в театре испытать на себе и первых благодарных зрителях новый для себя жанр лирической комедии и рассказать историю про идеальную любовь на всю жизнь. Пожалуй, впервые сделав главным действующим лицом своего произведения не мужчину, а роскошную женщину. С характером - как у скалы, о которую разбиваются все житейские неприятности и ненужные человеческие рефлексии.
…Она всегда любила одного, а жила с другими. Как красивое, знаменитое и абсолютно экстравертное создание женского пола актерского рода, не понимающее радостей одиночества и не способное находиться без внимания других людей ни минуты. "Ну ты же знаешь, я одна жить не умею", - и этого бытового объяснения достаточно, чтобы простить ей все грехи: прошлые, будущие и настоящие.
Никто, собственно, ее ни в чем и не обвиняет. В дом к известной актрисе через пятьдесят лет приходят ее одноклассники. Романы в прошлом, романтизма поубавилось: "У меня два инфаркта. - А у меня два инсульта"; "Я ДНК люблю. - А я - ЖЗЛ"; "Мне коньяк. - А мне теперь только кофе без кофеина"… К своему удивлению, вместо пожилой женщины, они видят перед собой обаятельную девушку, тогда как сами уже почти старики. Секрет ее молодости - не в удачной пластической хирургии. В отличие от своих школьных друзей, предлагающих теперь ей руку и сердце только вместе с брачным контрактом, она не разучилась бескорыстно и самоотверженно любить. Так, чтобы, как в сказке, с милым рай и в шалаше, а в реалиях пьесы Ибрагимбекова - хоть в доме престарелых…
На этом принципе - молодость в награду за любовь - основан и главный режиссерский ход Рустама Ибрагимбекова: роль народной артистки СССР в сильно почтенном возрасте он поручает молодой актрисе Ольге Беловой. Ее героиня лицом и телом - молодая обворожительная особа, а манерами и статью - гранд-дама, по всей видимости, "съевшая" в театральных кулисах не одну свою подругу-соперницу. Говорит нараспев, мелодикой речи ретушируя любые отрицательные эмоции, все удары судьбы принимает с королевским достоинством. Что ей, переигравшей десятки великих женских трагедий на сцене, например, предательство любимого внука, решившего продать квартиру своей моложавой бабки и заложившего все ее драгоценности?
Ситуацию Рустам Ибрагимбеков как режиссер спектакля и автор пьесы доводит почти до гротеска. Лирическая комедия у него разрушает границы жанра, быль уходит в сказку. Героиню-актрису потянет на неожиданные поступки и подарки, приступы ее внезапной щедрости окажутся заразными. Вдруг возникший в ее жизни миллионер будет отвергнут, внук морально раздавлен, непутевый друг прощен. И наступит черед выхода на авансцену ее идеала - мужчины не от мира сего (в максимально убедительном исполнении Владимира Левашева), человека из дома престарелых, который то ли работает там, то ли живет... И все самое интересное только начнется. Когда хаос борьбы за совершенство красоты останется позади, а перспектива познать вечную гармонию куда ближе, чем видимая линия горизонта...
Мужской подход к женской психологии и к женскому характеру результаты дает неожиданные. Юбиляр, чьи истории завоевывали гран-при Каннского кинофестиваля и главную награду Венецианского, теперь синтезирует женскую суть и ведет с миром - не в расчете на громкие овации - очень камерный диалог о том, что "кто не любит, тот стар, кто не любил, никогда не был молод". Любовь и молодость души у него окажутся едва ли не синонимами, а женщина без мужчины перестанет быть реальностью. Вне любви, как теперь выяснится, ее просто не существует.
Справка "РГ"
Первое образование Рустама Ибрагимбекова было техническим - он окончил Азербайджанский институт нефти и химии и аспирантуру Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. В литературу пришел в 1962 году, когда в газете "Молодежь Азербайджана" был опубликован его рассказ "Хлеб без варенья". Написал более пятидесяти сценариев художественных и телевизионных фильмов. Является председателем Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии.