Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Тетка Чарлея опять сыграла вождя

Ольга Фукс
"Вечерняя Москва" , 31.01.2002
«У вас там что, тетка Чарлея будет играть вождя?» — допрашивали Олега Ефремова на министерском «ковре», когда тот решил дать роль Ленина Калягину в программно-провокационном спектакле «Так победим». В папаше Убю — заглавной роли Александра Калягина — шут и диктатор соединились.Альфреду Жарри было 14 лет, когда он написал «Короля Убю», вдохновляясь мыслями о ненавистном учителе при создании, так сказать, образа Убю. На премьере в парижском театре «Эвр» в рафинированную публику понеслась брань. А позже, как образно написано в программке, «из толстого брюха Папаши Убю родились и театр сюрреализма, и театр абсурда, и „театр жестокости“… а за право называться учениками Жарри боролись Борис Виан, Хулио Кортасар и Мишель де Гельдерод».Пересказывать сюжет пьесы, не имевшей в России сценической истории, дело не самое благодарное. Причинно-следственные связи здесь сродни диалогам вроде: «Себя Венере уподобивши. — Что-что? У кого вши?» — они абсолютно алогичны. И тем не менее. Папаша Убю, вдохновленный Мамашей Убю (привет леди Макбет), убивает беспечного польского короля Венцеслава избирает себе его корону. Затем он недолго правит Польшей, шокируя окружающих, а после отправляется воевать с Россией, увязает в ее просторах, теряет войско и вскоре узнает, что польский трон занял сын покойного Венцеслава. Театр с «буквой» пьесы несколько порезвился — например, добавил сцену торговли за стратегическую высоту между папашей Убю и русским воином Михаилом Федоровичем (самую смешную) и некоего дерганого персонажа-гимназиста Альфреда (самого скучного). Но «дух» сохранил. Ставить «Короля Убю» предложил Калягину болгарин Александр Морфов. Внятных поводов поставить «Убю» в “Et cetera”, по-моему, два — театроведческо-просветительский (вряд ли кто-то еще возьмется за эту пьесу-манифест столетней давности) и личностно-актерский.  Александр Калягин буквально купается в роли. Человек-«жополик» (термин, придуманный, как определение персонажей художника Олега Целкова, по сути, очень подходит к герою Калягина), не обезображенный интеллектом. Стихийное бедствие. Жестокость, замешанная на детской непосредственности и непобедимом обаянии. «Жопы», «клизмы старые» и прочие «ласковые» обращения сыпятся в неимоверном количестве. Пародия на всех диктаторов сразу — театральных и политических. Клад для фотографов — Калягин в шароварах, в беретке с помпочкой или летном шлеме уморителен.Александр Морфов придумал много постановочных трюков. Снова, как и в «Дон Кихоте», использовал экран с видеоизображением (убийцы короля закалывают его экранное изображение). Закончил первый акт эффектным, в буквальном смысле воздушным, танцем висельников — повешенных польских дворян (хореограф Сергей Грицай). Придумал вставные номера вроде знакомства новоиспеченного диктатора с доселе им невиданным микрофоном для тронной речи, которое для микрофона закончилось плачевно. Но сколько-нибудь внятной идеи, ради которой стоило бы сегодня ставить «Короля Убю», режиссер так и не предложил. Эстетических пощечин общественному вкусу «Папаша Убю» не наносит — так, невинные шалости. Да и правда-матка о том, кто нами правит и какими путями добивается власти, тоже как-то не впечатляет.

© 2007–2020, Театр Et Cetera

Официальный сайт Александра Калягина
www.kalyagin.ru

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-48-47