Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Сопрано под транзистор

Елена Ларина
Голос России , 06.02.2012
Постановщик спектакля Марина Брусникина известна своим особенным талантом превращать литературную прозу в поэтические спектакли. "Моя Марусечка" поражает парадоксальностью. Например, вся театральная ткань пронизана популярными оперными ариями, дуэтами и ансамблями. А поют их простые русские женщины под транзистор, при этом концы фраз обрывают как-то "по-народному". По мнению Марины Брусникиной, это примета времени: "Я вдруг зацепилась в повести за то, что и "женат он на колоратурной сопрано", и певица в доме живет, и театр напротив. Я знаю, что целое поколение, как и моя мама, выросло под оперу. Потому что по радио все время передавали оперы. Она знает все арии, хотя в детстве не особо ходила в оперный театр. Я встречала таких женщин, которые постоянно пели вместе с радио". Повесть "Моя Марусечка" мало известного автора Александры Васильевой режиссер впервые прочла 10 лет назад в журнале "Знамя". Историю про незаметную русскую женщину Марию Христофоровну, или просто Марусечку, Марина Брусникина сначала поставила в Новосибирске. По ее признанию, материал настолько ее зацепил, что она вернулась к нему вновь через 10 лет и поставила совершенно другой спектакль: "Такой материал не отпускает. И мне кажется, что за эти десять лет он стал еще неожиданнее, современнее и нужнее. Тогда просто была какая-то история про хорошую женщину, а тут вдруг получилось про такой абсурдный мир. Я зацепилась за фразу "люди в масках, в разных красках, дружно начали плясать" и выбивающуюся из-под этого такую простую жизнь с ее бедами и горем. Стал совсем другой спектакль. Повторилась только песня в конце". В роли Марусечки сразу четыре актрисы, и все одновременно на сцене. Ее облик собирательный, поэтому Марусечка может выглядеть как угодно. Способ существования актеров на сцене необычен. Актеры не играют роли. Они просто рассказывают нам эту историю, но так бережно, так искренне, что кажется, что на сцене сама жизнь. В этом и есть режиссерский секрет Марины Брусникиной, которым уже вполне овладела ее ученица Наталья Житкова: "Когда ты рассказываешь историю, которая очень сильно трогает, или о каком-то родном и близком человеке, ты же все равно, не задумываясь, переживаешь и проживаешь за него. Рассказываю про свою маму, про свою лучшую подругу, зная, как она живет, какие проблемы, как все равно пытается нести в себе Бога. Мы подразумеваем, когда внутри нас что-то хорошее, что это Бог. Вот сейчас рассказываю, и плакать хочется на самом деле. Потому что действительно подключаешься, потому что о своем родном, важном все равно через сердце идет. Наверное, у каждого в жизни есть своя Марусечка". На сцене ведра и тазы среди обломков древнегреческих колонн. Мир, разломанный землетрясением, в котором "уже три месяца дождь и каждую ночь ударяют шаровые молнии и сжигают деревья, по двести деревьев каждую ночь". Как выжить самой, спасти тех, кто оказывается рядом? Марусечка жертвует собой привычно и легко. И живет так, что заканчивается дождь, меняется мир вокруг. На это надеются и участники спектакля "Моя Марусечка". Надеются, что зрители после спектакля уйдут чуть-чуть добрее.