Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Роберт Стуруа в театре Et Cetera: путаница по-шекспировски
Вера Копылова
РИА Новости ,
11.12.2013
ПьесаШекспира "Комедия ошибок" — благодать для любогорежиссера. Что уж говорить о Роберте Стуруа, который два года назадстал главным режиссером театра Александра Калягина Et Cetera. Грузинскогорежиссера Роберта Стуруа московская публика называла "театральнымПиросмани", когда он привозил в столицу на гастроли своиспектакли Тбилисского театра имени Шота Руставели. После увольненияиз театра в Тбилиси Стуруа стал "совсем нашим", принявприглашение Александра Калягина занять пост главного режиссера его театра EtCetera и поставив несколько спектаклей с местными артистами. Очереднуюего премьеру – "Комедию ошибок" — уже сложно назватьпостановкой в духе Пиросмани. Все куда проще, бесхитростнее,а местами и вовсе напоминает атмосферу театра-студии. Зато публикачувствует себя легко и свободно, абсурдные ситуации поневоле вызываютсмех, карнавальный финал бодрит, а за отдельными актерами наблюдать – одноудовольствие.Напомним,что сюжет пьесы основан на страшнейшей путанице из-за двух пар близнецов:у господ-близнецов по слуге-близнецу. В детстве обе пары братьевпотерялись, но путешествие Антифола и его слуги Дромио в городЭфес (где, оказалось, преспокойно поживают потерянные братья обоих) привелок цепи безумных и смешных совпадений.Какизвестно, у Шекспира мотив близнецов нередок, и частенько появляются персонажи,которых играет один и тот же артист. Великий британский автор тщательноследит, чтобы такие герои не встречались на сцене одновременно. Такаяже задача стояла и перед Стуруа. Замечательный артист Владимир Скворцов играет попеременно то Антифола, то брата Антифола. Он исчезает со сценына мгновение и появляется уже в новом обличье. Та же историясо слугой Дромио.— Дромио,кто я? – восклицает вконец измученный бредом Антифол.— А кто я? – вторит ему слуга, сам одуревший от абсурда: его собственныйгосподин каждые полчаса отдает ему разные приказания, а потом их дажене помнит. Дромио, кстати, до такого состояния дошел, что ужезаговорил о времени, у которого, похоже, тоже есть двойник.В итогеАнтифолос со слугой решают бежать из этого безумного города, гдес ними все здороваются, что-то ему сообщают, о чем-то спрашивают,чего-то требуют, время от времени дают деньги.— Крассвету мы в Эфес пришли,К обеду нас уже женили,Чтобы к закату не казнили,Уходим!Ситуация,конечно, разрешится, и все выяснится. Поможет разобраться сам герцоги престарелая аббатиса.В спектаклезанято множество актеров, и все они работают иногда более удачно, иногдаменее удачно — так, удивляют неоправданно надрывные интонации артистов.Смотреть приятно, а вот слушать почти невозможно – такой стоит крик. Аизлишняя суета на сцене создает комическое мельтешение. Впрочем, и тои другое работает на создание комического образа спектакля.У троихиз актеров – бесспорный успех. Первый – конечно, протагонист ВладимирСкворцов, чья работа – на износ и на восторг публики. Он тоодураченный муж (который на самом деле не одурачен), то наглый вор(который ничего не крал), то страстный любовник (который видит своюлюбовницу впервые в жизни). Дальше – великолепное исполнение роли куртизанки(Наталья Благих). Образ четкий, внятный, смешной, конкретный, с которымне хочется прощаться. Наконец, аббатиса Эмилия. Народная артистка РоссииЛюдмила Дмитриева играет величественную монахиню, спокойнуюи уверенную.Спектакльблестяще оснащен с технической и музыкальной сторон. Вечная, ещев 80-х годах сложившаяся триада – режиссер Роберт Стуруа, композиторГия Канчели и художник Георгий Алексии-Месхишвили – как всегда,сильны своим единством.