Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«Пятый элемент» Лопе де Вега

Елена Вилле
Радио «Мир» , 22.05.2013
Каждый влюбленный немного сумасшедший, произноситгерой пьесы Лопе де Вега «Валенсианские безумцы». В московском театреАлександра Калягина состоялась премьера одноименного спектакля. Героипостановки одержимы страстью и явно не в себе, а те, кто еще не сошел с ума,теряют разум из-за любви.Признаюсь, такого Лопе де Вега я увидеть явно неожидала. Это, скорее, Люк Бессон - только в стихах. На протяжении всегоспектакля я невольно вспоминала широко известный фильм «Пятый элемент».Намеков, символов и параллелей тут достаточно: костюмы сумасшедших, шапка сдлинными разноцветными дредами – признак агрессии и невменяемости, а героиАнтона Похомова внешне так похожи на персонажа Гэри Олдмена.Фантастический боевик с элементами комедии – это лентаЛюка Бессона «Пятый элемент», а «Валенсианские безумцы» Лопе де Вега втеатре Et Cetera я бы охарактеризовала как комедию с элементами боевика: Эрифила(Екатерина Буйлова), использует те же приемы борьбы с противником, что иЛилу  (Милла Йовович).В основе всего действа - философская притча о любви -тот единственный «пятый элемент», который может соединить четыре первичныхматерии Вселенной и способен превратить разумного в настоящего безумца.Довольно мрачный темный занавес, раскаты грома исверкание молнии, отовсюду вываливающиеся трупы – все это настраивает отнюдь нена веселый лад. Однако первое впечатление обманчиво. Позже на протяжении всей постановкиулыбку сдержать будет трудно – на то она и комедия.Основное действие разворачивается в сумасшедшем доме.Флорьяно (Кирилл Щербина) убивает принца и, спасаясь от преследователей,решает укрыться там. А юная Эрефила сбежала из дома от знатных родителей внадежде стать прекрасной женой, но «любимый» ограбил ее и раздел у стенбогоугодного заведения. Так что ей ничего не оставалось, как поселиться там.Молодые встречаются и влюбляются друг в друга, смелораскрывая свои тайны. Но Флорьяно настолько красив и привлекателен, что сводитс ума не одну девушку. Те в свою очередь тоже отправляются в сумасшедший дом,притворившись безумными ради того, чтобы быть рядом с любимым.  Но главное, к чему нужно быть готовым, отправляясь наэтот спектакль – к абсолютному безумию. Все, что происходит на сцене, тоужасает, то вызывает искреннюю улыбку. Порой кажется, что исполнители простодурачатся, но иногда невольно вздрагиваешь: а не обезумели ли в самом деле? Незатейливыедекорации: десятки матов и ширма из полиэтилена – вот и все, что потребовалосьДмитрию Разумову, чтобы оформить замысел режиссера Рузанны  Мовсесян.Легко трансформирующиеся декорации и менять будут весьма сценично: на сцене подтаинственную музыку периодически появляются безумцы в масках. Но это не простоперетаскивание предметов – это целый пластический этюд. Может, оттого ощущениекакого-то хаоса все прочнее и прочнее застревает в голове зрителя. Апереворачивание матов выглядит как попытка привести душу в порядок. Здесь так тесно переплетается разум и сумасшествие,такой тонкой оказывается нить между тем и другим и так часто герои пытаютсяпритворяться, что невольно понимаешь: по сути, вся жизнь – сплошное безумство,а вокруг одни безумцы. Но что способно излечить человека от этого недуга?Конечно, только любовь! Флорьяно соглашается на фиктивный брак только для того,чтобы излечить одну из своих возлюбленных – Федру (Наталья Попенко). ОднакоЭрифила не собирается с этим мириться. В порыве ревности она раскрывает тайнусвоего возлюбленного. Всем становится известно, что это он убил принца искрывается в сумасшедшем доме. И вдруг таинственный гость, который пришел насвадьбу, срывает маску – живее всех живых оказался убитый принц! Ох, уж эта коварная любовь! Что она делает с людьми? Дажеуже немолодой Писано (Сергей Тонгур) очаровывается красавицей Эрифилой…Недаром он подмечает, что любви все возрасты покорны.Шквал аплодисментов и широкую улыбку вызвал образ,созданный Ольгой Беловой. Ее Лаида тоже отчаянно влюблена во Флорьяно и, каки все прочие, увы, безумна.Не могу не отметить цветовую гамму спектакля. Она тоженевольно влияет на зрительское восприятие и создает определенный эмоциональныйфон. Здесь все четко поделено на черное и белое, все цвета спокойные и некричащие, за исключением одного яркого вкрапления – красной рубашки, чтодовольно символично, ведь, как известно, красный – символ крови, любви инепослушания. И у этой истории будет самый неожиданный, но, кажется, вполнесчастливый финал…