Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Марусечкино царство

Ирина Анисимова
«Новые Известия» , 06.02.2012
Действие спектакля «Моя Марусечка» разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и античные развалины, и заброшенная дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными тазами и ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой русской женщины Марии Христофоровны (в основе спектакля – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась режиссеру для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас. Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей. В повести Васильевой рассказывается об одном из отдаленных городов России, в котором живет шестидесятилетняя Маруся и где в течение трех месяцев не переставая идут дожди. Причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафорической форме. Под ногами – серебряные шары – те самые шаровые молнии, которые то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр… Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. В подобном контексте образ Марусечки восходит к известному библейскому архетипу. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственный человеческий мир. Марусечка сродни Матрене Солженицына жертвует всем ради других, это о них сказано – не стоит село без праведника. Во времени, зацикленном на приобретении и прибыли, Марина Брусникина находит в каждом человеке эту способность жертвовать, поэтому роль Марии Христофоровны отдает не кому-то одному, а распределяет почти между всеми женскими персонажами. Известно, что Брусникина в качестве материала для своих спектаклей преимущественно выбирает прозаические произведения. При этом она не делает инсценировок и строго придерживается текста, сокращая лишь немногое. Но, возможно, иногда то, что хорошо в прозе не всегда будет срабатывать на сцене. В связи с этим хочется отметить слаженную игру ансамбля и хорошо выверенные по синтагмам и цезурам монологи героев, которые порой спасают не совсем устойчивую конструкцию спектакля. А возможно, театру, который создает Марина Брусникина такая конструкция и не нужна. В нем главным остается слово, в котором и заключена вся драматургия. Кроме того, Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров, это не случайно, ведь помимо режиссуры Марина Брусникина является преподавателем сценической речи во МХАТе. Кстати, различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная от «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити. Она погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят. В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей отчество Христофоровна – несущая Христа. Она смиренно несет свой крест. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простая картонная коробка, перевязанная крест-накрест бечевкой. Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз картонную коробку во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она ее не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить коробку, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново. Только нет больше Марусечки – того проводника и праведника, который помогал выжить и спасал мир от нас же самих.

© 2007–2021, Театр Et Cetera

Официальный сайт Александра Калягина
www.kalyagin.ru

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-48-47