Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Любит/не любит
Марина Зайонц
"Итоги" ,
27.03.2007
Довольно долго не понимаешь, о чем, собственно, речь. Действие начинается с оборванной фразы, да и кончается неясно чем. Похоже на вырванные из толстой книги страницы — случайные первые слова и манящий своей неопределенностью финал. Что-то там будет потом, бог ведает. Михаил Угаров, много нашумевший в последнее время лидер движения «новая драма», написал лет десять назад маленькую камерную пьесу, изящную, как бутоньерка, о которой мы знаем только то, что она из прошлой жизни. Вот и пьеса эта вроде бы тоже оттуда. Конец позапрошлого века, не богатая и не бедная гостиная московского дома, некий Иван Павлович, пописывающий время от времени статейки в газету «Русский инвалид», так, мелочь всякую — «к вопросу о… еще раз о…». Угаров как-то подозрительно упорно к этому времени обращается, и тут пора вспомнить его уже ставший знаменитым «Облом off». С этого спектакля, который он сам так замечательно поставил, началась его, так сказать, режиссерская карьера, и это, что бы там Угаров в статьях своих ни писал, совсем другая, от драматургии отличная профессия. Его уже упрекнули в одной из рецензий, что вот он так страстно выступает против какой бы то ни было театральности, а сам… Никакой такой пошлой театральности в «Русском инвалиде…» нет, упрекать Угарова-режиссера решительно не за что, но некий парадокс и в самом деле налицо.Угаров так не любит нынешний театр, так агрессивно его обличает, что вместе с водой готов выплеснуть и ребенка — чего не сделаешь в запале самоутверждения. Но это в устных и письменных заявлениях. А когда он садится за режиссерский столик, то делает, в сущности, все то же самое, что предписано традициями хорошего психологического театра, который, к счастью, у нас еще никто не отменил. Внимательно вчитывается в текст, подробно работает с актерами, умеет создать атмосферу. Спектакли он ставит не агрессивные и грубые, как можно было бы предположить, читая его публицистические высказывания, а тонкие и даже нежные. Только нежность свою Угаров старается скрыть, и это тоже идет на пользу его созданиям. «Русский инвалид. ..» в театре “Et cetera” как раз такой спектакль и есть, ненавязчивый, трогательно беззащитный едва ли не до слез.Речь в нем о любви. Главное событие, жизнь героя перевернувшее, случилось где-то там, за кулисами, два года назад. Иван Павлович угодил в историю. Влюбился в замужнюю женщину, бежал с ней за границу, потом приехал муж, она с ним уехала, и все такое. Теперь он живет затворником, следит за чужой жизнью из окна, на письма бывшей возлюбленной не отвечает и предпочитает говорить о пустяках. Владимир Скворцов играет его очень хорошо, чувствуя стиль, понимая задачу. Тут ведь и любовь, и стыд одинаково мешаются, жить не дают. А ведь как хорошо жить-то, уютно — старая нянька (Татьяна Владимирова) заботится, племянники (Алексей Лонгин и Наталия Житкова) любят. Но Иван Павлович в каком-то уже современном костюме с рюкзачком за спиной выходит в конце концов на улицу, а там ночной туман, паровозный гудок, и что с ним стало, совершенно неясно. Сам герой говорил так: «Глупые, вы думаете, если он под поезд упал на последней странице, так это плохой конец?.. Это хороший, хороший! А вот если: жил и жил, и все было по-прежнему — вот это плохо!»