Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Конец сказки
Алена Карась
"Российская газета" ,
30.09.2010
Редко какой спектакль так точно попадает в атмосферу исторического момента, как это случилось с шекспировской "Бурей", премьера которой была сыграна в драматические дни отставки московского мэра. Проливной ли дождь, обрушившийся на Москву во вторник, шокирующая ли новость повлияла на приглашенную публику, но в зале Et cetera зловеще зияли пустые места. Театр, само рождение которого впрямую связано с бывшим мэром, показал москвичам свой самый горький спектакль. Когда в его финале на поклоны вместе с актерами вышел режиссер Роберт Стуруа, стало окончательно ясно, что в образе Просперо-Калягина он рассказал и о себе. Актер и его любимый режиссер стояли на сцене как две капли воды похожие друг на друга, и это сходство еще раз обнаружило особый, исповедальный для обоих характер спектакля. Постоянный соавтор Стуруа художник Георгий Алекси-Месхишвили выстроил белую стерильно-чистую комнату с минимумом предметов: стол, стул, несколько алхимических склянок на авансцене - вот и вся бутафория. У белой комнаты есть двери, в них входят и выходят персонажи философской сказки, и все же она остается замкнутым пространством. Лаборатория художника, алхимика, творца, владеющего всеми секретами мироздания, но так и не способного изменить природу человека. Бледный и печальный входит в эту комнату Просперо Александра Калягина, незримо наблюдая за всеми превращениями и метаморфозами, которые на его глазах и под воздействием его волшебства происходят с другими. По стенам комнаты бегут морские киноволны, и раскачиваемый Просперо маленький кораблик-игрушка мечется, чтобы разбиться и выбросить на берег его врагов - Алонзо (Вячеслав Захаров), Себастьяна (Кирилл Лоскутов) и Антонио (Алексей Доронин) с придворными и шутами. Мир, сочиненный Стуруа, соединяет фантазию и физиологию, чувственные и самые плотские образы с философской абстракцией и интеллектуальной игрой. У него Миранда (очаровательная Ольга Котельникова) в самый разгар бури внезапно сама подвергается страшному испытанию - первая кровь течет по ее девичьим ногам. И именно в этот миг женского становления отец открывает ей правду о себе и своем роде, о коварном предательстве брата и их вынужденном бегстве из Милана. Так же и в музыке Гии Канчели абстрактная чистота григорианских хоралов мешается с игривой инопланетностью песенки Ариэля. Сам же Ариэль - то юркий и бесплотный дух, то грозная царица ночи, то сама христианская Премудрость - София, взывающая в финале к покаянию и очищению (превосходная работа Натальи Благих) - кажется, впервые является таким в театральной истории "Бури". Пока Миранда и Фердинанд (Василий Симонов) движутся навстречу своей волшебной любви, Просперо все дальше погружается в мстительные и безнадежно-мрачные лабиринты своего сознания. Сначала распяв на своем волшебном кресте маленьких куколок и насладившись видом их огромных теней на стене, к финалу он со сладострастным наслаждением набрасывает вполне реальные петли на вполне реальных людей. И лишь внезапный толчок совести останавливает на лету его палаческий жест. Бледные предрассветные тени еще бродят по стенам комнаты, охлажденной мертвенным светом. И хоть казнь не состоялась и небесный голос Ариэля пропел о покаянии, страх демонов, свирепо распирающих мозг волшебника, так и не сходит с его лица до самого финала. Потому Стуруа и оканчивает спектакль мрачным многоточием - дикий Калибан, виртуозно и отчетливо сыгранный Владимиром Скворцовым, лишь на время усмиренный Просперо, вновь воцаряется на острове со словами: "А остров мой!" Уплотнив действие до полутора часов, перемонтировав текст и нарушив шекспировский "порядок слов", Стуруа остался верен духу этой мрачной и глубоко безнадежной пьесы Шекспира, к концу жизни усомнившегося в способности человека управлять не только миром, но и самим собой.