Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
«Компаньоны» А. Галина в театре “Et cetera”, реж. Александр Галин
Вячеслав Шадронов
17.09.2007
В самом начале 90-х по результатом исследования тогда еще живого (в прежнем смысле слова) журнала «Театр» по количеству постановок среди русскоязычных авторов Галин занимал второе место; первое делили комедии Рацера с Константиновым, на почетную бронзу шел Александр Николаевич Островский. Я еще застал период, когда, скажем, в репертуаре «Современника» одновременно присутствовали три, если не четыре пьесы Галина. Ему уже наступал на пятки Коляда, но эпидемическое увлечение Колядой все-таки началось чуть-чуть позднее и продолжалось не так долго. Хотя между Галиным и Колядой довольно-таки много общего, и неслучайно, видимо, что площадкой продвижения того и другого в Москве был именно «Современник»: оба сочиняли пьесы о т.н. «простых людях», но «простых» настолько, насколько «простыми» они казались со стороны, с эстетско-интеллигентской точки зрения — то есть вариант «простота на экспорт». Галин уже и тогда был симпатичнее Коляды — по крайней мере, его тексты не целиком состояли из клише городского фольклора, а если их убрать, то от драматургии все же оставались какие-никакие истории, судьбы, характеры, ситуации (от пьес Коляды, если убрать «не ссы в компот, там повар ноги моет», не останется совсем ничегошеньки), но все-таки и он со своими пьесами попал в ситуацию, когда по форме его трагикомедии оставались еще старыми, советскими, а по тематике тяготели к «новой драме», и как только новая драма активно заявила права на большие сцены, Галин довольно быстро оказался с них вытеснен. Но иногда возвращается, чаще на камерные площадки, будь то малая сцена МХТ («Ретро»), малый зал Театра Армии («Аккомпаниатор») или вот «эфросовский» зал у Калягина. «Компаньоны» — это все тот же Галин: внешне традиционная по эстетике, вроде как актуальная по содержанию история про «простых» людей, но не совсем простых-простых, а все-таки с каким-никаким образованием, знающих несколько умных слов, умеющих и из классики кой-что процитировать при случае. Петровна когда-то училась на химика, но не доучилась, теперь живет в деревне в 200 км от Москвы, доит коров и коз, воспитывает внучку, подброшенную беспутной дочерью. Каштанов, ее муж — гуляка и пропойца. После нескольких месяцев отсутствия Каштанов появляется в компании жулика-адвоката Горкого и его жеманной помощници Леночки и выясняется, что 15 лет назад Петровна и ее муж номинально стали соучредителями ООО «Новая аналитическая логика» вместе со своим старым другом; компания с тех пор разбогатела, компаньона убили, а некая корпорация жаждет выкупить активы у Петровны и готова выложить вполне приличные деньги. Перед Людмилой Дмитриевой, в бенефис которой ставилась эта пьеса, задача стояла непростая. Для актеров еще советской школы играть «деревенский» материал было делом привычным, но это когда было, да и тот материал сильно отличался от нынешнего. А нынешнего, собственно, за исключением трэш-вариантов типа «Вендетты-бабетты», в общем-то, нет, советские пьесы про колхоз, естественно, не ставят (прелестный, но на сто процентов условно-игровой спектакль «Шестеро любимых» в филиале Маяковке — блестящее исключение, но именно потому, что пьеса от начала до конца не воспринимается там всерьез), а современная драматургия, что тоже вполне логично, предпочитает иметь дело с другими проблемами и другими персонажами. И в тех редких случаях, когда надо «изобразить село», обычно все сводится к цветастым платочкам и говору на «О», причем «окают» артисты даже на предударные «А», очень стараются. Дмитриева же сыграла как раз то, что написал Галин (другое дело, что написанное Галиным — отнюдь не предел драматургического совершенства): женщину деревенскую — но не без образования, бесхитростную в сложных юридических делах, но не тупую. То есть живого человека, а не шарж. Про Вержбицкого в роли Каштанова и говорить нечего — это просто очень хороший артист. Но главная сложность даже не в «простоте» характеров, а в самой ситуации, которая предсказуема с самого начала. Ведь понятно же, что «простому» человеку, сколько бы не обещали «адвокаты» со своими «помощницами» золотые горы, не будет на этом свете счастья, страдание — его удел, и обещанного он не получит, и последнее, трудовое, отнимут. Так и выходит — когда оказывается, что никто бывшего компаньона не убивал, что фирма давно перерегистрирована, а Каштанов придумал эту историю, чтобы накопленные Петровной непосильным трудом десять тысяч выманить и катер себе купить, но подельники и его обманули то же, деньги забрали и смылись — сюрприза никакого нет, этого ждешь с самого начала. А актерам-то надо так отработать спектакль, чтобы развязка для их героев выглядела как гром среди ясного неба. Чтобы и мечты о круизах, и планы насчет нового дома, и блеснувшая надежда хоть напоследок пожить по-человечески — все воспринималось всерьез. И надо же - местами и в самом деле воспринимается. Особенно когда, приняв в «подарок» платье от супер-модного дизайнера, которое муж купил, чтобы ее обманно задобрить, героиня переодевается и преображается (платье летнее, легкое, зеленого оттенка — под цвет пучков недокошеной травы, которой сценограф Виктор Шилькрот оформил игровое пространство), а тут еще на заднике и пароходик с гирляндами проплывает — и в самом деле можно представить, что поверила женщина в возможность счастья. Но это она, понятно, зря.Опубликовано в ЖЖ Вячеслава Шадронова (обозревателя газеты "Антенна")