Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Хлесткий Хлестаков
Андрей Максимов
Российская газета ,
18.06.2017
В 75 лет Александр Калягин сыграл Хлестакова в выдающемся спектакле Роберта Стуруа "Ревизор. Версия" на сцене московского театра "Et cetera".
Спектакли бывают хорошие, плохие, очень хорошие и совсем плохие. А бывают выдающиеся. Роберт Стуруа поставил именно такой. Я не восторженная курсистка и понимаю, надеюсь, что говорю.
Роберт Стуруа прочел гоголевский текст театральными средствами. Вот, собственно, и все, что он сделал. Он не переносил действие "Ревизора" в наши дни. Не держал в кармане никаких фиг. Просто театрально прочел гоголевский текст по-своему. Режиссер XXI века вступил в общение с великим текстом, рассказав о собственной боли и тревоге.
Да, режиссер сократил пьесу. Но не вдруг поймешь, что именно выкинуто. Ощущение такое, будто все самое главное осталось. И что самое важное: остался Гоголь. Зал смеется и аплодирует репликам, написанным почти 200 лет назад... Великий текст звучит не хрестоматийно, а живо.
Кто-то считает, что пьеса Гоголя прозвучит современно, если ее героев одеть в сегодняшние одежды, а действие окунуть в наше время. Смешные люди! Текст Гоголя в осовременивании не нуждается. Он нуждается только в том, чтобы прозвучать. А звучит он, когда фантазия режиссера работает не на то, чтобы продемонстрировать саму себя, а на то, чтобы по-новому прочесть известный текст. Просто расставить в нем акценты на том, чего другие не замечали.
Стуруа поставил спектакль про мир чиновничества. Кто-нибудь из нас будет спорить с тем, что российские чиновники создали мир со своими законами, своими отношениями, своими героями и даже со своими борцами? Этот мир фантасмагоричен и реален. Жители этого мира одновременно куклы и кукловоды - зависит от ситуации. Они бывают страшными, бывают смешными. Они не всех принимают в свой мир, но, попав в него, держатся всеми силами.
Когда смотришь на то, как играют чиновников актеры труппы театра "Et cetera", понимаешь: это очень сильная труппа. Все персонажи- разные, с лица необщим выражением. И при этом все - жители одного мира, для кого самое страшное- быть выкинутым из этой чиновничьей жизни.
Хлестаков в спектакле "Ревизор. Версия" - стар. Он выезжает в инвалидной коляске. Знаменитую сцену вранья произносит устало, как человек, которому надоело врать. И все вокруг понимают, что он врет. Эта такая вечная игра чиновничьего мира, когда старшему по чину не грех и приврать, а тем, кто помладше, не грех и поверить... Законы такие.
Уставший от жизни Хлестаков. И жену губернатора (блестящая работа Натальи Благих) он соблазняет лениво, я бы сказал, по привычке. И саквояж, куда чиновники складывали взятки, забывает взять, потому что Осип (неожиданно и здорово сыгранный Григорием Старостиным) заберет. Это уже не первый раз. Это уже разработано все.
Александр Калягин играет Хлестакова так, как может играть только Александр Калягин - мастер трагикомического театра. Это одновременно и человек и символ. И живая душа и маска. Перебираю в голове эпитеты - не могу нового изобрести: выдающаяся работа большого актера.
Можно, конечно, писать, что вспоминаются, мол, другие роли актера, сыгранные там-то и там-то... Да ничего не вспоминается, разве что после спектакля. Хлестаков Калягина захватывает: глаз не отвести. Невероятно наблюдать за этим персонажем и за тем, как артист на наших глазах вылепливает этого совершенно неожиданного и очень сегодняшнего Хлестакова.
Рядом с Калягиным играть здорово. Рядом с Калягиным играть трудно: надо соответствовать. Владимир Скворцов, играющий Городничего, - партнер достойный.
Вон оно как все перевернулось в спектакле Стуруа! Относительно молодой Городничий учится у пожилого Хлестакова. Если угодно, эта версия "Ревизора" - еще и уроки чиновничества. Скворцов играет хозяина города, который мгновенно превращается в слугу, когда перед ним старший по рангу. Играет очень узнаваемого, абсолютно живого человека.
Городничий - центр этого чиновничьего мира. Но у него есть своя боль и даже, если угодно, своя правда. Скворцов играет вне жанра: тут есть и драма, и комедия, и даже трагедия. Но в результате выходит не эклектика, а цельность. Как это получается у артиста, надо у него спрашивать. Но ведь получается же!
Гоголь у Стуруа - автор, для которого рамки реализма тесны, а рамки мистического спектакля чересчур поверхностны. Спасение - в соединении. Как, собственно, и бывает в жизни, когда мистика вдруг врывается в реальность, а усталая реальность иногда дает мистике порезвиться.
Стуруа поставил спектакль, в котором нет ничего лишнего или случайного. Если вдруг вам понадобится объяснить кому-нибудь суть профессии режиссера, приведите этого человека на "Ревизора" в "Et cetera". Эта абсолютно зрительская (неслучайно на улице спрашивали лишний билетик) постановка, еще и учебное пособие по режиссуре.
Спектакль живет каждую минуту, каждое мгновение. Нет ни одной не придуманный сцены, ни одного в пустоту сказанного слова. Как может режиссер столько всего сочинить, ставя столь известную пьесу, вообще непонятно. Но ведь может же!
И, наконец, наверное, самое главное. Мне лично - не настаиваю - надоело в современном театре разгадывать всякие режиссерские кроссворды, намеки и проч. Я лично - не настаиваю опять - хожу в театр за удовольствием. Получаю его. Но редко.
И потому спасибо создателям. За радость и удовольствие. Ведь этого сегодня так не хватает.
Спектакли бывают хорошие, плохие, очень хорошие и совсем плохие. А бывают выдающиеся. Роберт Стуруа поставил именно такой. Я не восторженная курсистка и понимаю, надеюсь, что говорю.
Роберт Стуруа прочел гоголевский текст театральными средствами. Вот, собственно, и все, что он сделал. Он не переносил действие "Ревизора" в наши дни. Не держал в кармане никаких фиг. Просто театрально прочел гоголевский текст по-своему. Режиссер XXI века вступил в общение с великим текстом, рассказав о собственной боли и тревоге.
Да, режиссер сократил пьесу. Но не вдруг поймешь, что именно выкинуто. Ощущение такое, будто все самое главное осталось. И что самое важное: остался Гоголь. Зал смеется и аплодирует репликам, написанным почти 200 лет назад... Великий текст звучит не хрестоматийно, а живо.
Кто-то считает, что пьеса Гоголя прозвучит современно, если ее героев одеть в сегодняшние одежды, а действие окунуть в наше время. Смешные люди! Текст Гоголя в осовременивании не нуждается. Он нуждается только в том, чтобы прозвучать. А звучит он, когда фантазия режиссера работает не на то, чтобы продемонстрировать саму себя, а на то, чтобы по-новому прочесть известный текст. Просто расставить в нем акценты на том, чего другие не замечали.
Стуруа поставил спектакль про мир чиновничества. Кто-нибудь из нас будет спорить с тем, что российские чиновники создали мир со своими законами, своими отношениями, своими героями и даже со своими борцами? Этот мир фантасмагоричен и реален. Жители этого мира одновременно куклы и кукловоды - зависит от ситуации. Они бывают страшными, бывают смешными. Они не всех принимают в свой мир, но, попав в него, держатся всеми силами.
Когда смотришь на то, как играют чиновников актеры труппы театра "Et cetera", понимаешь: это очень сильная труппа. Все персонажи- разные, с лица необщим выражением. И при этом все - жители одного мира, для кого самое страшное- быть выкинутым из этой чиновничьей жизни.
Хлестаков в спектакле "Ревизор. Версия" - стар. Он выезжает в инвалидной коляске. Знаменитую сцену вранья произносит устало, как человек, которому надоело врать. И все вокруг понимают, что он врет. Эта такая вечная игра чиновничьего мира, когда старшему по чину не грех и приврать, а тем, кто помладше, не грех и поверить... Законы такие.
Уставший от жизни Хлестаков. И жену губернатора (блестящая работа Натальи Благих) он соблазняет лениво, я бы сказал, по привычке. И саквояж, куда чиновники складывали взятки, забывает взять, потому что Осип (неожиданно и здорово сыгранный Григорием Старостиным) заберет. Это уже не первый раз. Это уже разработано все.
Александр Калягин играет Хлестакова так, как может играть только Александр Калягин - мастер трагикомического театра. Это одновременно и человек и символ. И живая душа и маска. Перебираю в голове эпитеты - не могу нового изобрести: выдающаяся работа большого актера.
Можно, конечно, писать, что вспоминаются, мол, другие роли актера, сыгранные там-то и там-то... Да ничего не вспоминается, разве что после спектакля. Хлестаков Калягина захватывает: глаз не отвести. Невероятно наблюдать за этим персонажем и за тем, как артист на наших глазах вылепливает этого совершенно неожиданного и очень сегодняшнего Хлестакова.
Рядом с Калягиным играть здорово. Рядом с Калягиным играть трудно: надо соответствовать. Владимир Скворцов, играющий Городничего, - партнер достойный.
Вон оно как все перевернулось в спектакле Стуруа! Относительно молодой Городничий учится у пожилого Хлестакова. Если угодно, эта версия "Ревизора" - еще и уроки чиновничества. Скворцов играет хозяина города, который мгновенно превращается в слугу, когда перед ним старший по рангу. Играет очень узнаваемого, абсолютно живого человека.
Городничий - центр этого чиновничьего мира. Но у него есть своя боль и даже, если угодно, своя правда. Скворцов играет вне жанра: тут есть и драма, и комедия, и даже трагедия. Но в результате выходит не эклектика, а цельность. Как это получается у артиста, надо у него спрашивать. Но ведь получается же!
Гоголь у Стуруа - автор, для которого рамки реализма тесны, а рамки мистического спектакля чересчур поверхностны. Спасение - в соединении. Как, собственно, и бывает в жизни, когда мистика вдруг врывается в реальность, а усталая реальность иногда дает мистике порезвиться.
Стуруа поставил спектакль, в котором нет ничего лишнего или случайного. Если вдруг вам понадобится объяснить кому-нибудь суть профессии режиссера, приведите этого человека на "Ревизора" в "Et cetera". Эта абсолютно зрительская (неслучайно на улице спрашивали лишний билетик) постановка, еще и учебное пособие по режиссуре.
Спектакль живет каждую минуту, каждое мгновение. Нет ни одной не придуманный сцены, ни одного в пустоту сказанного слова. Как может режиссер столько всего сочинить, ставя столь известную пьесу, вообще непонятно. Но ведь может же!
И, наконец, наверное, самое главное. Мне лично - не настаиваю - надоело в современном театре разгадывать всякие режиссерские кроссворды, намеки и проч. Я лично - не настаиваю опять - хожу в театр за удовольствием. Получаю его. Но редко.
И потому спасибо создателям. За радость и удовольствие. Ведь этого сегодня так не хватает.