Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Калягин прощает врагов
Любовь Лебедина
«Трибуна» ,
07.10.2010
Премьеру «Бури» в «Et Cetera» ждали все: деятели театра и его поклонники, критики и литературоведы, поскольку грузинский режиссер Роберт Стуруа сегодня редко ставит спектакли в Москве, хотя он по-прежнему народный артист СССР и еще в 70-е годы прошлого столетия открыл нового Шекспира для Грузии и России. И тут дело не в обострении политических отношений между когда-то дружественными странами и принятии позиции своего президента, настроенного против России, все банальнее и проще. Робик (так его называют московские друзья) стал режиссером мирового уровня, и заказы на его постановки расписаны на несколько лет вперед. Поэтому, чтобы попасть в этот график, надо быть очень дорогим человеком для Стуруа, как Александр Калягин, с которым он в свое время поставил блистательного «Шейлока». Вы не поверите, но такие стечения обстоятельств бывают крайне редко, когда главная тема спектакля вдруг ненароком совпадает с жизненным событием. Так, в день премьеры «Бури» стало известно об отставке мэра Москвы Юрия Лужкова. «Но какое отношение имеет Вильям Шекспир к опустевшему трону Лужкова?» – спросите вы. Дело в том, что проблема власти, ее механизмы всегда интересовали Стуруа. Даже в советские времена он исхитрялся, пусть и эзоповским языком, говорить о тоталитаризме, призывая в союзники Шекспира, у которого почти в каждой пьесе идет борьба за власть: «Гамлет», «Король Лир», «Ричард III» и так далее. Ни сам режиссер, ни театр, который должен быть благодарен Лужкову за помощь в его строительстве, не предвидели такого рода коллизии, и все-таки, выбирая политическую пьесу Шекспира в форме сказки, были уверены – эта тема вневременная, она существует всегда. Так как иерархическая лестница в любом государстве предполагает выдвижение одних людей и отставку других, свою команду и чужую команду, ибо даже в таком государстве, как театр, существует выражение: «Против кого мы дружим». В данном случае Шекспир закручивает интригу «в морской узел» мистической трагедии, где наряду с драмой изгоев, выброшенных на безлюдный остров отца и дочери, существуют силы природы, не менее страшные, чем лукавство, предательство, бесчестие. Оказывается, сила человеческого гнева, проклятия обладают такой же разрушительной энергией, как цунами, бушующий океан, песчаные бури, и тот, кто может управлять ими, не то чтобы способен стать Богом, но дьяволом точно. Представить Александра Калягина в образе дьявола крайне трудно, а вот в роли ученого алхимика Просперо, изгнанного вместе с дочерью из королевства его братом Антонио, вполне можно, тем более в роли мстителя. И вот тут возникает философская дилемма, в первую очередь волнующая самого режиссера: месть – это благородное чувство или нечто биологическое, опускающее человека в темные подвалы души и превращающее в зверя… Уж кто-кто, а Роберт Стуруа не раз сталкивался с этой проблемой у себя в Грузии, и, пожалуй, для него сегодня она самая больная, потому и выбрал шекспировскую «Бурю». Так вот, Просперо, немало настрадавшись с юной дочерью, призывает в помощники силы небесные, и корабль с его обидчиками терпит крушение, а сами они оказываются в руках мага, которому не терпится превратить их в пыль, свести с ума, повесить. Одним словом, черная магия налицо, как и черный ангел, спускающийся с небес, как ирреальное существо по имени Калибан в ерническом исполнении Владимира Скворцова, усвоившие правило: никогда к противнику не поворачиваться спиной и о совести забыть. Казалось бы, учитывая все сказанное, и спектакль получился в темных тонах с налетом безысходности, провалами в черную бездну. Ан нет, он, как ни странно, напоен светом, звенящей чистотой и голубизной. Недаром Стуруа взял к себе в соавторы прекрасного художника Георгия Алекси-Месхишвили и известного композитора Гию Канчели (тоже народного артиста СССР), которые создают атмосферу вечной гармонии, божьего мира, где, казалось, все должны быть счастливы и всем хватит места. На трех панорамах, окружающих белую площадку, перманентно возникают морские пейзажи, водная гладь вбирает в себя тихое синее небо, потом оно хмурится, набегают волны, и вот они вздыбились, поглотили игрушечный кораблик, а земля ушла из-под ног. Точно так же ведет себя человек, он часть этой природы, ее порождение, и горе тому, кто возомнит себя ее царем. Просперо показалось, что он может управлять этим миром: казнить и миловать, поучать и приказывать, и просчитался. Старик в силу своего возраста забыл, что у любви свои законы, а его маленькая дочь, превращаясь в женщину, готова не только простить сына врага, но и полюбить его. На фоне карикатурной свиты короля Неаполитанского, напоминающего маленького злобного карлика с большими амбициями, которого мастерски исполняет Вячеслав Захаров, юная пара влюбленных похожа на двух беззащитных голубков, главная сила которых заключается в чистоте. Именно эта чистота спасает почерневшее сердце мудрого Просперо, дарует ему редкое чувство прощения, ибо это единственный путь к спасению.